Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все большее значение приобретает повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги. Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью в различных отраслях, а с другой, - не занятых, но которые могут трудиться. Т.е. трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1 Сущность менеджмента человеческих ресурсов в современных условиях
1.2 Планирование человеческих ресурсов в организации в современных условиях
2. Анализ человеческих ресурсов ООО "Транзит Динамо"
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ персонала на ООО «Транзит Динамо»
2.3 Анализ производительности труда на ООО «Транзит Динамо»
3. Предложения по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов на «Транзит Динамо»
3.1.Мероприятия по совершенствованию использования персонала в транспортном цехе ООО "Транзит Динамо"
3.2.Оптимизация численности ремонтных рабочих цеха с помощью СМО
3.3 Экономическая эффективность предложенных мер
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 239.85 Кб (Скачать файл)

- рассчитывается  влияние простоев на производительность  труда и изменение объема выпуска.

Источниками информации являются плановый и фактический баланс рабочего времени, отчет по труду, табельный учет.

В балансе рабочего времени рассчитываются календарный,  табельный, максимально возможный и явочный фонды paбочего времени.                                                                      

Использование рабочего времени анализируется путем сопоставления отчетных данных с плановыми показателями.   

Анализ начинается с общей оценки использования рабочего времени. Объектом анализа является величина отклонения фактически отработанного времени в человеко-часах в отчетном периоде от соответствующего показателя за предыдущий, период или планового показателя.

Изменение продолжительности рабочего года отражает целодневные потери рабочего времени.                                 

Сокращение потерь рабочего времени является важнейшим резервом увеличения выпуска продукции.

Одним из важнейших условий выполнения плана производства, рационального использования персонала является экономное и эффективное использование рабочего времени. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависит эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

Проанализируем состояние использования рабочего времени цеха по данным, приведенным в табл.12.

 

Таблица 12

Использование персонала транспортного цеха

 

Отчетный 2013  г.

Отклонение

Показатель

План

Факт

от плана

Среднесписочная численность рабочих, чел. (Rр)

87

83

-4

Отработано за год  одним рабочим

- Дней  (Тдн)

- Часов (Ч)

 

2031583,4

 

1881428,8

 

-15-154,6

Средняя продолжительность рабочего дня, ч   (Тчас)

7,8

7,6

-0,2

Доля простоев в режимном фонде времени, %

  • плановых
  • внеплановых

 

20,4

20,4

-

 

26,3

23,3

3,0

 

+5,9

+2,9

+3,0

Общий фонд рабочего времени, ч (ФРВ)

1122630,6

923004,8

-199625,8


 

 

Из данных табл.12 видно, что фактический фонд рабочего времени уменьшился на 199625,8 ч. или на 17,8% (100% - 923004,8/1122630,8*100%), при этом численность рабочих уменьшилась на 4 человека или на 5% (100%-83/87*100%). Уровень внеплановых простоев повысился и составил 3%, а плановые простои увеличились на 2,9%. Снижение реального фонда времени объясняется ухудшением использования рабочей силы в цехе.

Проанализируем влияние каждого из факторов в отдельности на изменение фонда рабочего времени методом детерминированного факторного анализа.

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (Rр), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за отчетный период (Тдн) и средней продолжительности рабочего дня (Тчас).  Эту зависимость можно представить следующим образом:

ФРВ = Rр * Тдн * Тчас                                     (2.6)

В автотранспортном корпусе ООО "Транзит Динамо"  фактический фонд рабочего времени меньше планового на 199625,8 часов. Влияние факторов на его изменение установим способом абсолютных разниц:

а) Влияние среднегодовой численности рабочих:

DФРВRр = (Rрф - Rрпл) * Тднпл * Тчаспл = (83-87)*203*7,8= -6333,6 ч.

б) Влияние количества дней отработанных одним рабочим в среднем за год (отражает целосменные простои):

DФРВТдн = Rрф * (Тднф-Тднпл) * Тчаспл = 83*(188-203)*7,8= -9711 ч.

в) Влияние средней продолжительности рабочего дня (отражает внутрисменные простои):

DФРВТчас = Rрф * Тднф * (Тчасф-Тчаспл) = 83*188*(7,6-7,8)= -3120,8 ч.

Общее изменение:

DФРВ общ = - 6333,6 – 9711 – 3120,8 = -19165,4 ч.

Итак, из полученных расчетов видно, что за счет снижения фактической численности рабочих на 4 человека по сравнению с планом произошло уменьшение фонда рабочего времени на 19165,4 ч. Остальные показатели свидетельствуют о недостаточной эффективности использования персонала. В среднем одним рабочим отработано 188 дней вместо 203 дней, в связи с чем сверхплановые потери рабочего времени, связанные с целодневными потерями фактически составили  на одного рабочего 15 дней, а на всех 1245 дней, или 9711 ч. (9690*7,8).

Негативное влияние оказали также и внутрисменные потери рабочего времени. Фактическая средняя продолжительность рабочего дня оказалась меньше запланированной на 0,2 ч., что привело к внутрисменным потерям в размере 3120,8 ч. Причины таких потерь могли быть: прогулы рабочих, отключение электроэнергии, неисправность оборудования и автотранспортных средств. Общие потери рабочего времени в цехе составили 19165,4 ч.  Именно эта величина привела к уменьшению фактического фонда рабочего времени по сравнению с плановым.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени. Анализ представлен в табл.13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

Анализ использования фонда рабочего времени в 2013 г.

 

На одного рабочего

Отклонение от плана

Показатель

План

Факт

На одного рабочего

На всех рабочих

Календарное количество дней

365

365

-

-

 в том числе:

       

праздничные и выходные дни

110

110

-

-

Номинальный фонд рабочего времени, дни

255

255

-

-

Неявки на работу, дни

52

67

+15

+1425

 в том числе:

       

 ежегодные отпуска

27

27

-

-

 отпуска по учебе

3

4

+1

+95

 отпуска по беременности  и родам

-

-

-

-

  дополнительные отпуска  с разрешения администрации

8

11

+3

+285

 

На одного рабочего

Отклонение от плана

Показатель

План

Факт

На одного рабочего

На всех рабочих

   Болезни

10

15

+5

+475

   Прогулы

-

3

+3

+285

   Простои

-

4

+4

+380

Явочный фонд рабочего времени, дни

203

188

-15

-1425

Номинальная продолжительность рабочей смены, ч

8

8

-

-

Бюджет рабочего времени, ч.

1624

1504

-120

-11400

Предпраздничные сокращенные дни, ч

6

6

-

-

Льготное время подросткам, ч.

19

16

-3

-285

Внутрисменные простои, ч.

15

53

+37

+3515

Полезный фонд рабочего времени, ч

1583

1428

-154

+14630

Средняя продолжительность рабочей смены, ч

7,8

7,6

-0,2

 

Сверхурочно отработанное время, ч.

-

14

+14

+1330


 

Потери рабочего времени, как следует из таблицы 13, могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности транспортных средств, механизмов, внеплановым ремонтом автопогрузчиков, из-за отсутствия работы, электроэнергии, топлива и т.д.

По данным табл.13 видно, что неявки на работу возросли против плана в расчете на одного рабочего на +15 дней. Это увеличение вызвано превышением плановой величины: отпусков на учебу на +1 день, дополнительными отпусками, предоставленными администрацией - на +3 дня, по болезни - на  +5 дней, прогулами - на +3 дня, целодневными простоями – на +4 дня. И лишь на 1 день было достигнуто уменьшение целодневных плановых потерь за счет снижения отпусков по беременности и родам. В результате в корпусе была необходимость в сверхурочных работах.

Таким образом, большая часть потерь (285+285+380)*7,8+3515=10925ч. была вызвана субъективными факторами: дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, 

что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равнозначно высвобождению 7 работников (10925/1583). .                                                                              


Рисунок11. Использование рабочего времени в 2013 году

На рисунке 12 показано использование рабочего времени в транспортном цехе ООО "Транзит Динамо" за 2013 год.


Рисунок 12. Структура простоев в транспортном цехе в 2013 г.

Снижение планируемых потерь (например, по болезни) и ликвидация не планируемых потерь (прогулы, поломка оборудования, отсутствие топлива) составляют резерв возможного снижения потерь времени. Наличие прогулов в транспортном цехе свидетельствуют о плохой организации труда.

Для этого необходимо провести мероприятия по укреплению трудовой дисциплины,  улучшению воспитательной работы в цехе. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения объема товарной продукции, который не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить  отдачу.

В 2013 году значительных отклонений от использования рабочего времени в 2012 году не наблюдается. Однако увеличение целодневных простоев на 0,7 дня нельзя назвать положительным и это является только результатом имеющихся недостатков в организации производства в транспортном цехе.

На ликвидацию указанных потерь и должны быть направлены усилия руководства цеха. Увеличение невыходов по болезни или их стабильное значение в течение длительного периода может быть результатом плохого состояния охраны труда. Отпуск с разрешения администрации расценивается как нерациональное использование рабочего времени.

На основании выявленных резервообразующих (простои, прогулы, отпуска, неявки по болезни) неявок определяют их влияние на среднегодовую выработку одного водителя путем умножения плановой дневной выработки на количество дней неявок (резервообразующих) в среднем на одного водителя. Аналогично по другим категориям работников.

Одним из недостатков в работе является то, что текущие и целодневные простои компенсируются значительной величиной сверхурочных часов работы. А причиной этому плохая расстановка кадров и использование рабочего времени.

При более глубоком анализе можно выявить недостаточно тщательное планирование перевозок и как следствие нерациональное использование рабочего времени водителей. На сегодняшний день водитель в среднем совершает в день по 1-2 выезду на линию, а при более тщательном планировании перевозок мог бы совершать 2-3 выезда.

Фактическое время возврата с линии происходит в 14-15 часов. Таким образом, потери рабочего времени от недостаточно тщательное планирование перевозок составляет до 15000 человеко - часов в год.

Основным функциональным назначением водителя на предприятии является работа на линии. Отношение человеко-часов работы водителей на линии к общим, человеко-часам их работы характеризует использование рабочего времени водителей на линии и одновременно разделение труда водителей.

Полезное время пребывания на линии определяют как разность между общим количеством отработанных человеко-часов и временем, затраченным на сверхнормативные простои под погрузкой-разгрузкой и по другим причинам.

Полезное рабочее время рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, рассчитывают как разность между общим количеством отработанных человеко-часов и временем непроизводительных потерь как по вине рабочих, так и по производственным причинам.

Одновременно с анализом обеспеченности  различными категориями работников, степени использования их рабочего времени следует также провести анализ выполнения плана подготовки и повышения квалификации кадров. Состав работников должен пополняться планомерно. Планомерно должно осуществляться и повышение квалификации.

Один и тот же результат в процессе производства может быть получен при различной степени эффективности труда. Производительность труда – это обобщающий показатель эффективности использования персонала, который определяется количеством продукции, приходящейся на одного работника (рабочего) или на единицу отработанного времени.

 Для оценки производительности  труда применяется ряд показателей, к которым относится среднегодовая, среднедневная и среднечасовая  выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка  на одного работника в стоимостном  выражении. Именно этот показатель  является наиболее обобщающим  при оценке производительности  труда.

Информация о работе Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов