Теоретические основы управления изменениями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Проанализировать концепцию «Управление изменениями» раскрыть ее сущность, структуру, специфику.
Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд задач. Необходимо:
Раскрыть понятие и содержание организационных изменений, сферы внедрения изменений
Рассмотреть менеджмент организационных изменений как важную часть управления современной организацией
Проанализировать роль консультирования и тренинга в проведении изменений в организации
Изучить методы управления изменениями

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Теоретические основы управления изменениями в организации
1.1 Понятие и содержание организационных изменений, сферы внедрения изменений………………………………………………………………………….5
1.2 Менеджмент организационных изменений как важная часть управления современной организацией……………………………………………………..9
1.3 Роль консультирования и тренинга в проведении изменений в организации…………………………………………………………………….15
1.4 Методы управления изменениями ……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
2. Практическая часть…………………………………………………………..26
Приложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 121.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

1.Теоретические основы управления изменениями в организации

1.1 Понятие и содержание организационных изменений, сферы внедрения изменений………………………………………………………………………….5

1.2 Менеджмент организационных изменений как важная часть управления современной организацией……………………………………………………..9

1.3 Роль консультирования и тренинга в проведении изменений в организации…………………………………………………………………….15

1.4   Методы управления изменениями ……………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….25

2. Практическая часть…………………………………………………………..26

Приложения

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

 

Актуальностью данной темы является сегодняшнее очевидное  выживание предприятия на рынке и сохранение его конкурентоспособности. Оно должно время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать так часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями.

В настоящее время многие промышленные предприятия осуществляют преобразования в формах и методах управления, направленные на стимулирование предприимчивости и развитие новых экономических отношений.

Необходимость преобразований вызвана существующей социально-экономической ситуацией, которая предъявляет высокие требования к ускорению адаптации современных промышленных предприятий к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и к повышению конкурентоспособности производимой продукции по сравнению с иностранными производителями. Главная задача современных промышленных предприятий - преобразование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосохранению и саморазвитию. Для выполнения данной задачи предприятиям необходимо изменить подходы к проведению организационных изменений, сделав их управляемыми [3,c.28].

Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.

Таким образом, управление организационными изменениями можно считать одним из ключевых путей обеспечения развития предприятия, а методическое обеспечение управления организационными изменениями можно рассматривать в качестве актуальной научной проблемы.

Проблема управления организационными изменениями наиболее глубоко исследована зарубежными специалистами. Признанными авторитетами в этой области являются И. Ансофф, Л. Грейнер, Дж. Ньюстром, К. Дэвис, Р. Блейк. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность, дискуссионность отдельных подходов и предложений обусловили выбор темы, объект, предмет, цели и задачи курсового исследования [5, c.10].

Следовательно, объектом исследования является - концепция «Управление изменениями», а предметом - методы управления изменениями.

Цель курсовой работы: Проанализировать концепцию «Управление изменениями» раскрыть ее сущность, структуру, специфику.

Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд задач. Необходимо:

    1. Раскрыть понятие и содержание организационных изменений, сферы внедрения изменений
    2. Рассмотреть менеджмент организационных изменений как важную часть управления современной организацией
    3. Проанализировать роль консультирования и тренинга в проведении изменений в организации
    4. Изучить методы управления изменениями

При написании курсовой работы использовались книги следующих авторов: Ансофф И. Стратегическое управление, Маленков Ю.А. Современный менеджмент,  В. Макаров, Г. Попова Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения и др.

Итак, ознакомимся с данной курсовой работой, начиная с рассмотрения понятия и содержания организационных изменений и сферы внедрения изменений.

  1. Теоретические основы управления изменениями в организации

1.1 Понятие и содержание организационных изменений, сферы внедрения изменений

 

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям.

Для поддержания конкурентоспособности, лучшего обслуживания покупателей и обеспечения должного технологического уровня организациям необходимо проводить в жизнь перемены чаще, а нередко и более радикальные, чем когда-либо ранее. Современная организация действует во все более неопределенных условиях. Неожиданные явления возникают весьма быстро, и организации должны оперативно на них реагировать [8, c. 69].

Именно темп и непредсказуемость событий во внешней среде диктуют необходимость быстрых перемен в организации. Перечислим некоторые ключевые факторы ускоряющихся перемен [6, c. 15].

- Более требовательные покупатели – острая конкуренция в большинстве областей означает, что покупатели получают лучший сервис, лучшее качество и более широкий круг товаров и услуг. Циклы жизни товаров и услуг сокращаются, и на рынках появляется все больше новых ниш. Чтобы поддерживать конкурентоспособность, организация должна предлагать лучший сервис, качество и быть в состоянии создавать новые рынки или уметь проникать на них.

- Глобализация – конкуренция происходит во всемирном масштабе, покупатели все чаще могут приобретать любые товары по всему миру. Товары и услуги свободно перемещаются по миру, источники поставок существенно расширились.

- Технология – информационная технология серьезно влияет на то, как производятся товары и оказываются услуги, как осуществляется управление внутри организаций и доставка товаров и услуг на рынок.

- Другие, неинформационные, технологии также оказывают глубокое влияние на продукцию и рынки. В частности, биотехнология позволяет выпускать ранее неизвестные товары и уникальным образом воздействует на рынки.

- Люди все чаще становятся фактором, отличающим товары и услуги организации в глазах покупателей. Решающее значение приобретает необходимость привлекать, сохранять и стимулировать работников.

Все перечисленные факторы создают неустойчивую и непредсказуемую среду, означающую, что организации находятся в состоянии постоянного изменения. И даже если дела идут благополучно и, организация находится на подъеме, она все равно должна обновляться, если хочет достичь или сохранить лидирующее положение в своей сфере. Поэтому процесс обновления, по сути, непрерывен и является одним из важнейших объектов управления [10, c. 54].

Преобразования, происходящие в организации, можно рассматривать с самых различных точек зрения. Прежде всего, они бывают запланированными и незапланированными. Первые осуществляются в рамках эволюционного развития, тенденции которого хорошо отслеживаются, и на основании этого заблаговременно намечается наиболее подходящий момент для преобразований. Незапланированные часто приходится осуществлять спонтанно, в неожиданных ситуациях, поэтому иногда их процесс может стать стихийным, неуправляемым [13, c. 35].

Преобразования могут быть разовыми или многоступенчатыми, что во многом определяется их масштабом, располагаемым временем, внутренней гибкостью организации, ее способностью выдержать шок, вызванный переменами.

Изменения в зависимости от их глубины и характера варьируются от неизменяемого функционирования до полной перестройки организации, когда происходит ее фундаментальное изменение. Каждый вид изменения обусловлен переменами, происходящими во внешней среде, а также сильными и слабыми сторонами самой организации [15, c. 82].

Если преобразования навязываются членам организации, они вызывают их недовольство и снижают деловую активность. Правда, не всегда согласование тех или иных вопросов с исполнителями бывает возможным и целесообразным, тем не менее, это по возможности рекомендуется делать, например, путем привлечения рядовых членов организации к совместной выработке решений, консультированию и т.п.

Любые преобразования требуют наличия определенных предпосылок, ослабляющих сопротивление членов организации и обеспечивающих конечный успех.

Для выявления основных методологических аспектов эффективного управления изменениями в организации необходимо определить содержание и основные виды организационных изменений.

Если рассматривать изменения с точки зрения их направленности, то отдельно следует говорить о развитии и деградации экономических систем.

Организационное развитие - управленческая деятельность, имеющая своей целью изменение основных аспектов организации, направленное на повышение ее эффективности [7, c. 86].

Иное определение дает Берк: организационное развитие - это процесс и метод целенаправленного, фундаментального изменения корпоративной культуры с целью реализации миссии и адаптации организации к меняющейся внешней среде [7, c. 16].

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1)использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля - продажа);

  1. внедрение продукции с новыми свойствами;
  2. использование нового сырья;

4)изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения;

5)появление новых рынков  сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [11, c. 12].

Научно-исследовательским институтом системных исследовании (РНИИСИ) разработана классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

Для выявления особенностей управления изменениями в экономических системах можно предложить следующую типологию изменений:

  • изменения как реакция на кризис;
  • изменения как процесс реализации новой стратегии;
  • «тихие» изменения, возникающие в основном в результате перестановки кадров под влиянием личностных характеристик персонала (это изменения социально-психологического климата в коллективе, негласных правил поведения, организационной культуры, приоритетов в управлении, которые могут значительно повлиять на стратегии развития и результаты деятельности организации).

Содержание процесса изменений можно рассматривать с точки зрения уровней и этапов изменений [12, c. 20].

По мнению Д. Бодди и Р. Пэйтона, организационные изменения затрагивают следующие элементы организации: цели, технологию, бизнес-процессы, людей, культуру, структуру, власть.

В процессе организационного развития менеджмент уделяет основное внимание какому-либо одному из этих элементов, хотя системная природа организации означает, что его трансформация оказывает воздействие на состояние других подсистем.

Ф.Ж. Гуияр и Д.Н. Келли определяют преобразование бизнеса как «организованное перепроектирование генетической архитектуры корпорации, которое достигается в результате одновременной работы - хотя и с разной скоростью - по четырем направлениям: рефреймингу, реструктуризации, оживлению и обновлению»[2, c. 36].

Таким образом, высокий уровень неопределенности, сложность и многообразие организационных изменений обусловливают необходимость всестороннего изучения этих процессов и разработки методологических основ управления ими.

 

 

1.2 Менеджмент  организационных изменений как  важная часть управления современной  организацией

Любая организация находится в процессе непрерывных изменений, так как в противном случае ее способность к выживанию в динамичной обстановке ставится под угрозу. Изменения в организациях в одних случаях происходят целенаправленно на базе систематически разрабатываемых концепций запланированных усовершенствований, в других - носят скорее неформальный и адаптивный характер, когда организация (или ее части) оперативно приспосабливается к внешней среде путем модификации своего поведения (как реакция на текущие события) [4, c. 34].

Высшее звено управления инициирует решения по внедрению новшеств, назначает отдельных лиц или группы работников, ответственных за определенные аспекты изменений. По мнению некоторых специалистов, желательно, чтобы процессами изменения руководили новые люди[1, c.65]. Это целесообразно не только в связи с возможным недостатком квалификации или отсутствием готовности к активной поддержке проекта со стороны имеющихся руководящих кадров, но и из-за опасения, что изменения в противном случае не обретут нужного направления и необходимой динамики [9, c. 72].

Информация о работе Теоретические основы управления изменениями в организации