Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.
Введение 3
1 Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем 5
2 Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования 9
3 Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
9. Результат (сравнимый и прогнозируемый с затратами).
Результативность воспитательного процесса рассматривается с социальной и педагогической точек зрения. Социологический подход – определение эффективности воспитательной работы на основе динамики социальных показателей: участия школьников в массовых видах деятельности, частота нарушений среди подростков [25, с. 89].
10. Диагностика, коррекция и регулирование.
На этом этапе заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает создание условий для формирования и развития личности ученика и целых коллективов со всеми участниками педагогического процесса на основе плана работы школы. Обеспечивает устранение негативных явлений, проявляющихся в поведении отдельных учащихся и целых коллективов [23, с. 118].
Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.
Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции.
Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки основных принципов и логики построение модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования, каждого компонента данной модели управления в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый принцип, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей воспитательной систем.
Структура воспитательной системы школы представлена единством нескольких компонентов.
Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы [26, с.41].
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя компонентами управления.
Первый компонент управления – директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй компонент управления – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части.
Третий компонент управления – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый компонент управления – учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития [27, с. 23].
К числу следующих компонентов системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования можно отнести следующие компоненты:
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как: администрация, учителя и сотрудники учреждения образования; учащиеся; родители учащихся; другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.
Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов: ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую "лицо" и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой.
Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов: системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения; основных функций воспитательной системы; управления и самоуправления воспитательной системой.
Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.
Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности и ни одна из управленческих функций не "выпадает".
Напомним эти управленческие функции:
информационно-аналитическая; планово-прогностическая,
мотивационно-целевая, организационно-
Главной целью управления воспитательной системой на основе системно-целевого подхода является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:
1. моделирование строящейся
2. организация коллективной
3. ориентирование в такой
4. рациональное использование
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения ее результативности; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.
В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.
Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.
В этом плане системно-целевая деятельность должна быть направлена на воспитание "культуры отношений" (К.Д. Радина).
Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.
Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник.
Системно-целевой подход в управлении воспитательным процессом заключается в построении структуры учреждения, определении на ее основе функций управления и их организационном оформлении [28, с. 33-37].
Основой становления воспитательной системы школы можно считать ее теоретическую концепцию, т.е. набор идей, представлений о том, каким должно быть воспитание в данной школе и какие результаты хотим получить на выходе.
Ведущим в структуре воспитательной системы школы является блок целеполагания. Целевая установка – это четкая формулировка того, чего мы хотим достичь. Она должна быть ступенчатой, чтобы на каждом этапе достигалась определенная цель. Целевая установка должна несколько опережать события, но не очень далеко, она должна быть динамичной: – изменились условия – изменяется и цель. Без цели деятельность системы невозможна. Все остальные подсистемы ориентированы на цель. Цели задают систему, определяют ее характер, но как задаются, так и реализуются людьми, только тогда эти люди становятся истинными творцами системы, когда они составляют единый воспитательный коллектив школы [29, с. 114].
Управлять – значит приводить систему в заданный порядок. Управлять можно процессами, деятельностью. Деятельность всегда целенаправленна, и должен быть центр, который ее координирует. Следовательно, проблема управления - в выделении основных видов деятельности. Как только школа определится с тем «ЧТО?» и «ЗАЧЕМ?» делать, система управления воспитательным процессом становится ясна.
Заместитель директора по воспитательной работе, как любой управленец, работает в режиме управленческого цикла.
Поверхностное представление о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления, сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конкретных результатов [26, с. 43].
Управление воспитательной работой в школе при системно-целевом подходе можно построить по следующим направлениям: