Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА 7
2.ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД 10
3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД 11
3.1.Теория Д.Мак-Грегора 11
3.2.Теория мотивации У.Оучи 13
3.3.Три стиля руководства К. Левина 14
3.4.Классификация Р.Лайкерта 18
4.СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 20
4.1. Модель ситуационного лидерства Фидлера 20
4.2.Теория «путь – цель» Митчелла и Хауса. 22
4.3.Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 28

Вложенные файлы: 1 файл

основы мен-та.docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Димитровградский  инженерно-технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ


 

Факультет_социально-экономический_

Кафедра _экономики и управления_

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

«Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства»

 

 

 

Студент группы М-31                                    

 

Руководитель                                                      

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический  институт - филиал НИЯУ МИФИ


 

ФАКУЛЬТЕТ_социально-экономический___               КАФЕДРА___ЭиУ__

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507.65 – Менеджмент организации     ГРУППА М-31

 

З А Д А Н И Е

на подготовку курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента»

 

1.Студентки:

Специальность:  Менеджмент организации

2.Тема курсовой работы: «Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства»

3.Исходные данные к проекту:

1)Белинская Е., Социальная психология: Хрестоматия/  Белинская Е., Тихомандрицкая О.//- 257-268c.

2) Основные теории лидерства (Д. Ольшанский) .URL: http://psyfactor.org/lybr51.htm(дата обращения: 5 декабря 2010г)

3)Ельникова Н., Клуб бизнес-тренеров/Н. Ельникова// Лидерство. Теории лидерства. Обзор основных концепций-2007.-с.4-7

  1. Задание

Изучить теории лидерства и важная роль отводимая лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры рассмотреть какие функции выполняет лидер.

         Дата выдачи задания: ____________

Срок выполнения задания студентом

Научный руководитель курсового проекта:

Задание приняла  к исполнению:.

Р Е Ф Е Р А Т

. «Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства».  Курсовая работа./ Димитровградский инженерно-технологический институт филиал НИЯУ МИФИ. 080507 Менеджмент организации.- Димитровград 2013-/количество страниц-28,таблиц-6,рисунвов-1.

 Ключевые  слова: Лидерство, руководство, теории лидерства, формальный лидер, неформальный лидер, эффективность лидерства, влияние, власть, стиль руководства, ответственность.

В курсовой работе рассмотрены: теории лидерства и важная роль отводимая лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры какие функции выполняет лидер. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 5

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА 7

2.ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД 10

3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД 11

3.1.Теория Д.Мак-Грегора 11

3.2.Теория мотивации У.Оучи 13

3.3.Три стиля руководства К. Левина 14

3.4.Классификация Р.Лайкерта 18

4.СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 20

4.1. Модель ситуационного лидерства Фидлера 20

4.2.Теория «путь – цель» Митчелла и Хауса. 22

4.3.Стили лидерства (по П. Херси и К. Бланшару) 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 28

 

 

 

 

                               

 

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство – важнейший компонент  эффективного руководства. Оно встречается  везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся  простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство  характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший  шанс на успех.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры. Более детально природу лидерства  раскрывают его различные теории.

Значимость лидерства для руководства  организацией поднимает вопрос о  влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это  возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать  конструктивных и устранять деструктивных  лидеров.

Важная роль отводится лидеру в  создании и управлении организационной  культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер  выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно  связана со способностью лидеров  руководить организационной и межличностной  коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение  организационных целей. Лидерство  также находит выражение в  воздействии на членов группы, побуждает  их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации и  эффективность лидерства связаны  с объективными и субъективными  возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения  сотрудничества и партнерства с  организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной  деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении  изменений состоит в определении  идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и  стратегии изменений.

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА

Лидерство - это способность влиять на личности и группы, направляя их деятельность на достижение цели.

Достижение целей организации  определяет и деятельность руководителя. Однако руководитель и лидер - не тождественные  понятия. Руководитель может быть и  лидером, но в то же время лидер  может не являться руководителем  всей организации либо вообще не занимать руководящей должности. Руководитель и лидер имеют общие характеристики: между ними и другими членами  организации устанавливаются и  поддерживаются отношения доминирования и подчинения. И руководитель и лидер используют различные средства влияния. В идеале либо лидера должны назначить руководителем, либо руководитель должен стать лидером. Для практического воплощения этого требования необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в ходе его сравнительного анализа с руководством.

1. Руководство может осуществлять  “коллективный руководитель” - коллегиальный орган управления. Лидерство всегда персонифицировано,  связано с личностью руководителя.

2. Цели руководителя и исполнителя  могут быть не согласованы.  В этом случае используются  формы власти, имеющие организационную  основу. Цели лидера должны согласовываться  с целями его последователей.

3. Руководителя организации назначает  ее учредитель. Например, акционеры  назначают президента общества, правительство - руководителей государственных  организаций. Лидером становятся - в первую очередь благодаря  особым качествам личности, используемым  ею формам влияния на других.

4. Руководитель воспринимает структуру  организации как данную и в  течение своей карьеры стремится  обеспечить максимально быстрое  свое продвижение по ступеням  иерархии, достигая ее вершины  в преклонном возрасте. Как отмечал  Р. Таунсенд, современный руководитель  высшего ранга, истощенный борьбой  за “место под солнцем”, падает  в изнеможении, как только достигает вершины, и засыпает мирным сном. Лидер, как правило, оказывает мощное влияние на формирование организации.

5. Руководитель должен направлять  деятельность подчиненных. Правда, исследователи оценивают такое  направляющее воздействие весьма  скептически. “Большинство современных  иерархий, - отмечают Питер и Халл, - настолько отягощены правилами  и традициями, настолько связаны  общественными законами, что даже  руководители самого высокого  ранга никуда и никогда не  ведут за собой, если понимать  руководство как указание направления  движения и его скорости. Они  просто следуют прецедентам, слушаются  предписанных им правил поведения  и идут во главе толпы. Подобные  руководители управляют лишь  в том смысле, что и фигура  на носу управляет кораблем.”

Лидер увлекает за собой своих последователей. Значит, он должен отвечать более высоким  требованиям, руководствоваться не только узко прагматическими ценностями. Настоящее лидерство - благодать  для последователей и тяжкое бремя  для лидера.

6. Руководитель может использовать  различные формы влияния и  власти, в том числе и имеющие  организационную основу. Лидер, особенно  не занимающий руководящей должности,  сравнительно ограничен в применении, например, принуждения. В большей  мере он должен полагаться  на власть эксперта, использовать  свои харизматические данные.

7. Руководитель, как правило, широко  известен. И чем более высокий  пост он занимает, тем шире  его известность. Иное дело  с лидером. Р. Таунсенд приводит  очень интересную цитату Лао-Цзы.  “Что же касается наилучших  лидеров, то люди и не подозревают  об их существовании. Затем  идут лидеры похуже, этих люди  хранят и почитают. Затем идут  руководители, которых люди боятся; и, наконец, те, которых ненавидят.

Когда лидер завершил свое самое  лучшее дело, люди говорят: “Мы это  сделали сами!” Может быть, поэтому  Р. Таунсенд скептически замечает: “Боюсь, что лидерство становится забытым  искусством” 

Существенное влияние лидерства  на успех организации обусловило интерес исследователей к этой проблеме. В настоящее время сформировались три основных подхода к анализу лидерства (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные подходы к  лидерству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

Лидерство имеет ярко выраженную личностную основу. Поэтому его первые исследователи  анализировали личностные качества руководителей, добившихся выдающихся успехов, либо лидеров, которые не занимали определенной должности, но оказали  существенное влияние на большие  группы людей. Анализ роли личности в  истории можно считать исходным пунктом исследования лидерства. Важнейшая  задача здесь - выяснение перечня  и оптимального сочетания личностных качеств, обеспечивающих эффективное  лидерство. Такими качествами являются внешность, общее и специальное  образование, уровень интеллекта, профессиональный опыт. Однако не все известные лидеры обладали этими качествами в равной степени. Важно учитывать и соотношение  личностных качеств лидера и других членов группы. Например, если в группе имеется несколько человек с  ярко выраженной потребностью во власти, то неизбежны конфликты и руководство  вряд ли будет эффективным.

Информация о работе Теории лидерства и проблемы эффективного лидерства