Поведенческая модель в управлении
- Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении.
- Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.
- Определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе:
1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы;
3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива.
Управление, ориентированное на поведенческий подход
- 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя;
- 4) лидерство в коллективе.
- Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эффективности использования человеческих ресурсов.
количественная школа Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир.
- Развитие количественной школы связывают с развитием статистики и математики. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир. Школа использовала точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), статистику, кибернетику, теорию исследования операций) для решения управленческих задач. Представители этой школы способствовали более глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении послужило внедрение и развитие компьютерной техники.
НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
- Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно встретить в Библии, Коране, трудах известных философов, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени.
- Современная целостная теория менеджмента — относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.
Основные функции и методы управления
- Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ;
3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; б) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.
- Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
- Методы управления — способы выполнения функций управления.
- Классификация методов управления по содержанию: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые определения цели управления:
- 1) состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы; 2) субъективное представление лица, отвечающего за выбор управления, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий; 3) желаемое состояние или движение объекта или системы управления; 4) требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние. Формирование целей управления является основополагающим исходным этапом управления. Целенаправленность — это осознанное движение к поставленной четкой и ясной цели.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕНОСТИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
- функция управления — ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия — сущность управленческих отношений, функция управления подвержена логическому алгоритму, строгой последовательности регламентированных действий.
Эффективность управления
- Эффективность управления — это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей.
- Результативность управления — целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления.
- Качество управления, понимаемое как его результативность, характеризуется результатом, эффектом, достигаемым субъектом управления благодаря его воздействию на объект управления.
- Эффект — это итог, результат деятельности.
- Эффективность характеризуется отношением эффекта к затратам ресурсов, обеспечившим получение эффекта, достижение нужного результата.
- Эффективность — эффект, приходящийся на единицу затрат ресурсов, истраченных для получения достигнутого результата.
- Формула эффективности управления:
- Эффективность управления = Результативность управления / Затраты на управление.
Формула эффективности всего управляемого экономического объекта или процесса
- Эффективность в экономике измеряется отношением получаемого эффекта, результата к полным затратам, обусловившим его получение.
- Об эффективности управления экономикой следует судить по показателям экономической эффективности управляемых объектов и процессов исходя из формулы:
- Эффективность = Результат / Затраты на получение результата.
- Высший уровень эффективности управления — это результат при наименьших затратах на управление.
Главный ресурс управления
- Главный ресурс управления — труд работников сферы управления экономикой, называемой управленческим трудом. Информационная производительность управленческого труда определяется количеством управленческой информации требуемого качества и назначения или количеством управленческой документации, производимой работником за определенное время.
- Показатель производительности труда управленцев — это экономический эффект, достигаемый в результате деятельности определенного органа управления.
- Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.
СТРУКТУРА СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ
- Среда управления — совокупность субъектов и сил (факторов), воздействующих и влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность менеджмента.
- Среда прямого воздействия — совокупность элементов и факторов, непосредственно влияющих на организацию; остальные элементы и факторы являются средой косвенного воздействия.
- Выделяют макро- и микросреду.
Внутренняя среда
- Внутренняя среда — совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.
- Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.
Внешняя среда управления
- Внешняя среда — совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству. Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды.
Методология управления
- Методология управления — схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Компоненты методологии управления: 1. Подход — компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов.
- Разновидности подходов в управлении: 1) системный подход; 2) программно-целевой подход;
3) проектный подход;
4) маркетинговый подход, ориентированный на потребителя; 5) кибернетический; 6) информационный; 7) гуманистический подход; 8) интеграционный; 9) сетевой подход.
Парадигма
- Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, система понятий, воссоздающая осмысление значительных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора надлежащих методов, доминирующая в научном сообществе на протяжении конкретного исторического периода и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории.
- Современная парадигма управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности — это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
- «Метод, происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
- Методы управления являются составной частью методологии, а более конкретно — механизма управления.
Механизм управления
- Механизм управления - совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) — это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления — способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления - способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.
Классификация методов управления
- Классификация методов управления по характеру воздействия: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3)социально-психологические.
- Особенность: методы управления по характеру воздействия тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Экономические методы управления
- Экономические методы управления (ЭМУ) — способы и приемы воздействия на людей, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
- Экономические методы управления — конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов.
- Содержание экономических методов — целенаправленное воздействие на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения оптимальных результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными
- затратами.