Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:24, курсовая работа
Трудовая миграция стала в последние годы одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Сегодня в миграционный обмен вовлечены практически все страны. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. Трудовая миграция населения была и остается одним из самых приоритетных направлений как в экономической, политической, так и в правовой сфере для страны. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы. Обсуждаемые и предлагаемые подходы к регулированию трудовой миграции базируются на различных, иногда взаимоисключающих, концепциях, а также на различных количественных оценках.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы трудовой миграции населения…..…………...5
§1.1. Понятие и сущность трудовой миграции …………………….………5
§1.2. Экономические эффекты миграции …………………………………8
§1.3. Нормативно-правовые аспекты трудовой миграции ……………...9
Глава 2. Характеристика современных миграционных процессов в Российской Федерации……………………………..…………………………..15
§2.1 Миграционные процессы в современной России………………….15
§2.2 Источники международной миграции рабочей силы……………..20
§2.3 Причины использования иностранной рабочей силы……………..22
Глава 3. Методы государственного регулирования трудовой
миграции……………………………………………………………………….23
§3.1 Проблемы трудовой миграции в Российской Федерации.…………23
§3.2 Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….34
Глоссарий…….…………………………………………………………………35
Нарастающие потоки нелегальной трудовой миграции в Россию, использование ее территории в качестве транзитного канала незаконной миграции, превращение России в буферную зону и своеобразный отстойник для незаконных мигрантов создают потенциальную угрозу для стран Европейского Союза, несмотря на укрепление его внешних границ, а также границ стран Балтии, Украины и Польши.
Наиболее крупными импортерами российских работников в странах Европы были Кипр (9,5 тыс. чел.), Германия (3,9 тыс. чел.), Великобритания (3,9 тыс. чел.), Греция (3,5 тыс. чел.), Мальта (3,0 тыс. чел.), Норвегия (1,3 тыс. чел.) [9].
Трудовая миграция россиян в Европу развивается в сложных условиях современного этапа межгосударственной миграции, для которого характерны: кризис управления миграцией на национальном и межгосударственном уровне; отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие; обострение противоречий между посылающими и принимающими странами, а также между национальными интересами отдельных государств и правами человека, распространением дискриминационных практик в отношении трудящихся-мигрантов. В этих условиях данный процесс отягощен рядом сложных, многоплановых проблем: экономических, криминальных, проблем соблюдения прав человека.
§3.2 Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации
В целях обеспечения дальнейшего
регулирования потоков внешней трудовой
миграции необходимо реализовать комплекс
следующих мер:
- завершить формирование институциональной
структуры по организации внешней трудовой
миграции, предусматривающей совершенствование
межведомственного взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, государственных
и негосударственных структур, осуществляющих
деятельность в области внешней трудовой
миграции на федеральном и региональном
уровнях;
- продолжить дальнейшее развитие и совершенствование
нормативной правовой базы внешней трудовой
миграции, расширение географии международного
обмена рабочей силой и наращивание объемов
экспорта рабочей силы на основе заключения
международных договоров Российской Федерации;
- принять федеральный закон “О привлечении
и использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы”;
разработать и принять законы об усилении
административной и уголовной ответственности
за нарушение законодательства в сфере
внешней трудовой миграции;
- создать действующую систему контроля
и противодействия нелегальной трудовой
миграции;
- разработать примерный перечень требований
к трудовым контрактам между российскими
работодателями и иностранными работниками.
Также, со стороны Российской Федерации должна вестись эффективная борьба с незаконной трудовой миграцией путем развития межгосударственного сотрудничества и взаимодействия как направляющих, так и принимающих стран, правительственных организаций, вырабатывающих решения в области миграции, всех миграционных институтов, а также международных организаций. Россия готова к такому сотрудничеству со всеми заинтересованными странами - членами Совета Европы по всем возможным направлениям.
Одним из важнейших направлений может быть развитие международной договорной базы в области временной (возвратной) трудовой миграции между Россией и странами - членами Совета Европы в форме заключения межправительственных и межведомственных соглашений.
Во-вторых, в свете общей политики развития сотрудничества России с государствами - членами ЕС в пресечении незаконной миграции всемерно стимулировать участие Российской Федерации на постоянной основе во всех мероприятиях, особенно в проведении специальных операций по борьбе с незаконной миграцией.
В-третьих, следует создать наблюдательный орган по миграции между Российской Федерацией и Европейским Союзом (этот наблюдательный орган станет составной частью общего наблюдательного органа по миграции). Характер его работы можно обсудить в рабочем плане.
В-четвертых, правительствам государств, участвующих наряду с Российской Федерацией в обмене трудовыми ресурсами, разработать также совместную облегченную и ускоренную процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении рабочих мест иностранцам, с предоставлением льгот.
В-пятых, заключить соглашения о реинтеграции мигрантов в сочетании с программами развития, которые желательно разработать во взаимодействии с Международной организацией по миграции.
В заключение можно отметить, что совместные усилия в данной области, если они будут проводиться последовательно и решительно, могут дать положительные результаты для наших стран в части европейского пространства трудовой миграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование
позволяет сделать следующие
выводы:
- Основные направления миграции рабочей силы:
1) миграция из развивающихся в промышленно
развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых
стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися
странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических
стран в промышленно развитые страны ;
5) миграция научных работников, квалифицированных
специалистов из
промышленно развитых в развивающиеся
страны;
- Международная миграция рабочей силы,
существующая в рамках промышленно развитых
стран, связана в большей степени с неэкономическими
факторами, чем с экономическими
Одна из самых главных причин использования
иностранной рабочей силы из стран ближнего
зарубежья в приграничных регионах –
ее экономическая выгодность. Прежде всего
– низкие транспортные расходы на доставку
рабочей силы, а также отсутствие существенных
затрат на размещение и обустройство в
случае маятниковой миграции.
Страны, принимающие рабочую
силу, получают при этом следующие преимущества:
· повышается конкурентоспособность производимых
страной товаров
вследствие уменьшения издержек производства,
связанных с более низкой ценой иностранной
рабочей силы;
· иностранные рабочие, предъявляя дополнительный
спрос на товары и
услуги, стимулируют рост производства
и дополнительную занятость в стране пребывания;
· при импорте квалифицированной рабочей
силы принимающая страна
экономит на затратах на образование и
профессиональную подготовку;
· иностранные рабочие часто рассматриваются
как определенный
амортизатор в случае кризисов и безработицы.
Они первыми могут быть уволены;
· иностранные работники не обеспечиваются
пенсиями и не учитываются
при реализации разного рода социальных
программ.
Для стран, экспортирующих рабочую
силу, в свою очередь, также имеется целый
ряд преимуществ:
1. Экспорт рабочей силы означает уменьшения
давления избыточных трудовых ресурсов
и, соответственно, социального напряжения
в стране.
2. Бесплатное для страны-экспортера обучение
рабочей силы новым
профессиональным навыкам, знакомство
с передовой организацией труда и др.
В то же время страны-экспортеры трудовых
ресурсов сталкиваются и с некоторыми
негативными явлениями.
Главное – это «утечка
мозгов», отток
квалифицированных, инициативных кадров,
столь необходимых национальной экономике;
- Последние экономические потрясения привели к переоценке
последствий влияния кризиса на трудовых
мигрантов, являющихся важным элементом
рынка труда;
- Рост безработицы вынуждает ряд стран
ужесточить условия въезда в страну, особенно
для трудовых мигрантов второго уровня
квалификации, и допускать их только в
те отрасли, где наблюдается дефицит кадров
и нет конкуренции со стороны коренного
населения;
- Для России проблема международной трудовой
миграции на сегодняшний день является
крайне актуальной, при этом значимую
долю на рынке труда занимает нелегальная
миграция;
Основные причины появления нелегальной
трудовой миграции:
- Экономические факторы, обуславливающие
направления потоков легальных мигрантов,
а именно различие в уровне жизни между
развитыми и неразвитыми странами. Причины
нелегальной миграции сводятся к ограничительной
политике стран классической иммиграции
и европейских государств, отсутствию
эмиграционного контроля в странах происхождения
нелегальных мигрантов;
- В результате двоякой - национальной и
гендерной специфики работников на рынках
труда индустриально развитых стран складывается
специфическое разделение труда, в котором
женщины-мигранты играют вполне определенную
роль. Это разделение труда между национальными
работниками и мигрантами, а также между
самими мигрантами по гендерному признаку
в настоящее время представляет нечто
большее, чем просто наличие определенных
экономических ниш мигрантов разных национальностей
на рынках труда принимающих стран. Оно
перерастает в определенный экономический
режим, на котором строится в значительной
мере экономика развитых индустриальных
государств, причем экономическое и социальное
благополучие этих стран все больше и
больше зависит от притока труда мигрантов;
- Государственное регулирование международного
рынка труда осуществляется на основе
национального законодательства принимающих
стран и стран, экспортирующих рабочую
силу, а также на основе межгосударственных
и межведомственных соглашений между
ними. Регулирование осуществляется через
принятие финансируемых из бюджета программ,
направленных на ограничение притока
иностранной рабочей силы (иммиграции)
либо на стимулирование иммигрантов к
возвращению на родину (реэмиграции). Большинство
принимающих стран используют селективный
подход при регулировании иммиграции.
Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется
на основе требований, предъявляемых к
квалификации, образованию, возрасту,
состоянию здоровья, на основе количественного
и географического квотирования, прямых
и косвенных запретов на въезд, временных
и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции
осуществляется через оплату материальной
компенсации уезжающим иммигрантам,
создание рабочих мест, профессиональную
подготовку иммигрантов, оказание экономической
помощи странам массово эмиграции.
Таким образом, чтобы привести в порядок ситуацию в сфере миграции трудовых ресурсов в Российской Федерации необходимо решительно провести модернизацию миграционного законодательства, обеспечить наиболее эффективное перераспределение трудового потенциала по территории страны, стимулировать перемещение трудового населения из регионов с переизбытком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров в регионы, где существует нехватка трудовых ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
1 http://www.ialm.ru/pages/
Информация о работе Трудовая миграция и методы ее регулирования