Трудовая миграция и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Трудовая миграция стала в последние годы одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Сегодня в миграционный обмен вовлечены практически все страны. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. Трудовая миграция населения была и остается одним из самых приоритетных направлений как в экономической, политической, так и в правовой сфере для страны. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы. Обсуждаемые и предлагаемые подходы к регулированию трудовой миграции базируются на различных, иногда взаимоисключающих, концепциях, а также на различных количественных оценках.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы трудовой миграции населения…..…………...5
§1.1. Понятие и сущность трудовой миграции …………………….………5
§1.2. Экономические эффекты миграции …………………………………8
§1.3. Нормативно-правовые аспекты трудовой миграции ……………...9
Глава 2. Характеристика современных миграционных процессов в Российской Федерации……………………………..…………………………..15
§2.1 Миграционные процессы в современной России………………….15
§2.2 Источники международной миграции рабочей силы……………..20
§2.3 Причины использования иностранной рабочей силы……………..22
Глава 3. Методы государственного регулирования трудовой
миграции……………………………………………………………………….23
§3.1 Проблемы трудовой миграции в Российской Федерации.…………23
§3.2 Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….34
Глоссарий…….…………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Управление трудовыми ресурсами.Трудовая миграция.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Нарастающие потоки нелегальной трудовой миграции в Россию, использование ее территории в качестве транзитного канала незаконной миграции, превращение России в буферную зону и своеобразный отстойник для незаконных мигрантов создают потенциальную угрозу для стран Европейского Союза, несмотря на укрепление его внешних границ, а также границ стран Балтии, Украины и Польши.

Наиболее крупными импортерами  российских работников в странах  Европы были Кипр (9,5 тыс. чел.), Германия (3,9 тыс. чел.), Великобритания (3,9 тыс. чел.), Греция (3,5 тыс. чел.), Мальта (3,0 тыс. чел.), Норвегия (1,3 тыс. чел.) [9].

Трудовая миграция россиян в Европу развивается в сложных условиях современного этапа межгосударственной миграции, для которого характерны: кризис управления миграцией на национальном и межгосударственном уровне; отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие; обострение противоречий между посылающими и принимающими странами, а также между национальными интересами отдельных государств и правами человека, распространением дискриминационных практик в отношении трудящихся-мигрантов. В этих условиях данный процесс отягощен рядом сложных, многоплановых проблем: экономических, криминальных, проблем соблюдения прав человека.

 

§3.2 Совершенствование  государственной миграционной политики Российской Федерации

В целях обеспечения дальнейшего регулирования потоков внешней трудовой миграции необходимо реализовать комплекс следующих мер: 
- завершить формирование институциональной структуры по организации внешней трудовой миграции, предусматривающей совершенствование межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях; 
 
- продолжить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы внешней трудовой миграции, расширение географии международного обмена рабочей силой и наращивание объемов экспорта рабочей силы на основе заключения международных договоров Российской Федерации; 
- принять федеральный закон “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы”; 
разработать и принять законы об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере внешней трудовой миграции; 
- создать действующую систему контроля и противодействия нелегальной трудовой миграции; 
- разработать примерный перечень требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками. 
    

Также, со стороны Российской Федерации должна вестись эффективная борьба с незаконной трудовой миграцией путем развития межгосударственного сотрудничества и взаимодействия как направляющих, так и принимающих стран, правительственных организаций, вырабатывающих решения в области миграции, всех миграционных институтов, а также международных организаций. Россия готова к такому сотрудничеству со всеми заинтересованными странами - членами Совета Европы по всем возможным направлениям.

Одним из важнейших направлений может быть развитие международной договорной базы в области временной (возвратной) трудовой миграции между Россией и странами - членами Совета Европы в форме заключения межправительственных и межведомственных соглашений.

Во-вторых, в свете  общей политики развития сотрудничества России с государствами - членами ЕС в пресечении незаконной миграции всемерно стимулировать участие Российской Федерации на постоянной основе во всех мероприятиях, особенно в проведении специальных операций по борьбе с незаконной миграцией.

В-третьих, следует создать  наблюдательный орган по миграции между Российской Федерацией и Европейским Союзом (этот наблюдательный орган станет составной частью общего наблюдательного органа по миграции). Характер его работы можно обсудить в рабочем плане.

В-четвертых, правительствам государств, участвующих наряду с Российской Федерацией в обмене трудовыми ресурсами, разработать также совместную облегченную и ускоренную процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении рабочих мест иностранцам, с предоставлением льгот.

В-пятых, заключить соглашения о реинтеграции мигрантов в сочетании с программами развития, которые желательно разработать во взаимодействии с Международной организацией по миграции.

В заключение можно отметить, что совместные усилия в данной области, если они будут проводиться последовательно и решительно, могут дать положительные результаты для наших стран в части европейского пространства трудовой миграции.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы: 
- Основные направления миграции рабочей силы: 
1)     миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 
2)     миграция в рамках промышленно развитых стран; 
3)     миграция рабочей силы между развивающимися странами; 
4)     миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны ; 
5)     миграция научных работников, квалифицированных специалистов из 
промышленно развитых в развивающиеся страны; 
 
-     Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими 
 
Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции. 
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества: 
·        повышается конкурентоспособность производимых страной товаров 
вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; 
·        иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и 
услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; 
 
·        при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна 
экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; 
·        иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный 
амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; 
·        иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются 
при реализации разного рода социальных программ. 
 
Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ: 
 
1.     Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране. 
2.      Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым 
профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры трудовых ресурсов сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями.

Главное – это «утечка  мозгов», отток 
квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике; 

- Последние экономические потрясения привели к переоценке последствий влияния кризиса на трудовых мигрантов, являющихся важным элементом рынка труда; 
- Рост безработицы вынуждает ряд стран ужесточить условия въезда в страну, особенно для трудовых мигрантов второго уровня квалификации, и допускать их только в те отрасли, где наблюдается дефицит кадров и нет конкуренции со стороны коренного населения; 
- Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция; 
Основные причины появления нелегальной трудовой миграции: 
- Экономические факторы, обуславливающие направления потоков легальных мигрантов, а именно различие в уровне жизни между развитыми и неразвитыми странами. Причины нелегальной миграции сводятся к ограничительной политике стран классической иммиграции и европейских государств, отсутствию эмиграционного контроля в странах происхождения нелегальных мигрантов; 
-    В результате двоякой - национальной и гендерной специфики работников на рынках труда индустриально развитых стран складывается специфическое разделение труда, в котором женщины-мигранты играют вполне определенную роль. Это разделение труда между национальными работниками и мигрантами, а также между самими мигрантами по гендерному признаку в настоящее время представляет нечто большее, чем просто наличие определенных экономических ниш мигрантов разных национальностей на рынках труда принимающих стран. Оно перерастает в определенный экономический режим, на котором строится в значительной мере экономика развитых индустриальных государств, причем экономическое и социальное благополучие этих стран все больше и больше зависит от притока труда мигрантов; 
- Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, 
создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

 

Таким образом, чтобы привести в порядок ситуацию в сфере миграции трудовых ресурсов в Российской Федерации необходимо решительно провести модернизацию миграционного законодательства, обеспечить наиболее эффективное перераспределение трудового потенциала по территории страны, стимулировать перемещение трудового населения из регионов с переизбытком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров в регионы, где существует нехватка трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации// Российская газета.-2010/
  2. Аликин Е.  Россия привлекает приезжих // Коммерсантъ.-2007.- 25 июля.
  3. Бобылев В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. - 2009. - N 6. - С.61-64.
  4. Зайончковская Ж.А. Миграция это судьба России // Российское экспертное обозрение. -2010. -№ 1-2.
  5. Элефтерова М.П. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда // Вопросы статистики. - 2010. - N 2. - С.49-55.
  6. Игнатов Г. Проблема внешней трудовой миграции в Россию // Экономист.. - N 2. - С.71-77.
  7. Клупт М.А. Стратегическое регулирование международных трудовых миграций: региональный аспект // Изв. Русск. геогр. об-ва. - 2008. - N 5. - С.53-60
  8. Кучина Е.В. Миграция как фактор повышения производительности труда // ЭКО. - 2008. - N 10. - С.148-16
  9. Моденов В.А. Организационно-экономические механизмы управления трудовой миграцией в Российской Федерации (http://isprras.ru/pics/File/avtoref-07/2007_Modenov.pdf)
  10. (http://www.fms.go.ru)  

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

    1. Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая физическими ресурсами, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно полезным трудом (1)
    2. Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться (2)
    3. Миграция населения страны – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой навсегда или менее длительное время постоянного места жительства.
    4. Квота – механизм ограничения трудовой миграции в регионе.
    5. Международная трудовая миграция - перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
    6. «Утечка мозгов» — процесс, при котором из страны или региона эмигрируют ученые, специалисты и квалифицированные рабочие по экономическим, реже политическим, религиозным или иным причинам. Этот термин определяется энциклопедией Britannica как «миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую, обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни». Выражение «утечка мозгов» (Brain Drain) появилось в начале 1950-х годов — подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США.
    7. Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
    8. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
    9. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
    10. Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира находится в Женеве. В России в г. Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
    11. Организа́ция Объединённых На́ций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

1 http://www.ialm.ru/pages/id321.html , Исследование по проекту «Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции» 


Информация о работе Трудовая миграция и методы ее регулирования