Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:31, дипломная работа
Руководителям современных предприятий Республики Казахстан необходимо не только изучать концепцию маркетинга, но и уметь ее использовать, именно так и можно добиться повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Данная дипломная работа посвящена процессу управления маркетинговой деятельностью на примере ТOO «HЕLP» .
Стоимость чистых активов ТOO «HЕLP» на 31.12.2012 составила 882 тыс. тенге. Чистые активы за период с 2010 по 2012 гг. выросли в 64,25%. Так в 2011 году динамика прироста чистых активов составила 64,25% к уровню 2010 года. Данный показатель остался без изменений в 2011 году, так как притока активов в этот период не было. В течение всего рассматриваемого периода наблюдается положительная динамика роста чистых активов при стабильном уровне уставного капитала, что свидетельствует о стабильном развитии фирмы.
Прирост отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам на 31.12.2012 года в сравнении с уровнем 2010 году показал отрицательное отклонение, равное -54,66%. Тот же показатель в 2012 году снизился на 60,47% к уровню 2011 года. Отметим, что данный показатель достаточно высок, что говорит о зависимости организации от привлеченных средств.
Динамика отношения суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам на 31.12.2012 показывает рост в 534408,59% в сравнении с уровнем 2010 года и в 561977,02 к уровню 2011 года.
Отрицательная динамика наблюдается при рассмотрении показателя покрытия платежей по обслуживанию долгов. Так в 2010 году этот показатель снизился на 18,75% по сравнению с 2010 годом, а в 2011 году произошло еще большее его снижение, которое составило 33,33%.
Просроченная задолженность на всей протяженности анализируемого периода не показывала отклонений, постоянно ее значение равнялось 0.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности отражает скорость, с которой покупатели (дебиторы) расплачиваются по своим обязательствам перед компанией. Этот показатель в 2012 году показал существенный прирост, равный 135,22% к уровню 2010 году. В сравнении же с уровнем 2011 года в 2012 году значение этого показателя и вовсе показало прирост в 173,23%.
Показатель чистой прибыли на данном предприятии не исследуется, в виду того, что ТOO «HЕLP» не является акционерным обществом.
Так как по состоянию на 31.12.2012 на балансе ТOO «HЕLP» отсутствуют основные средства, а как следствие отсутствуют и амортизационные отчисления, расчет показателя отношения амортизации к объему выручки не имеет экономического смысла.
Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ТOO «HЕLP» за соответствующий отчетный период представлены в таблице 3.
Таблица 3‒ Экономический анализ прибыльности / убыточности ТOO «HЕLP» исходя из динамики приведенных показателей
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Динамика в 2012 году к | |
2010 |
2011 | ||||
Выручка, тыс. тенге |
95441 |
98105 |
151397 |
+58,63 |
+54,32 |
Чистая прибыль, тыс. тенге |
227,5 |
264 |
258 |
+13,41 |
-2,27 |
Рентабельность собственного капитала, % |
26,44 |
29,93 |
48,04 |
+81,69 |
+60,51 |
Рентабельность активов, % |
0,15 |
0,2 |
0,01 |
-93,33 |
-95,00 |
Коэффициент чистой прибыли, % |
0,25 |
0,27 |
0,17 |
-32,00 |
-37,04 |
Рентабельность продаж, % |
99,2 |
99,02 |
99,35 |
+0,15 |
+0,33 |
Оборачиваемость капитала |
0,41 |
0,55 |
0,07 |
-82,93 |
-87,27 |
продолжение таблицы 3
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. тенге |
95441 |
98105 |
151397 |
+58,63 |
+54,32 | |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
227,5 |
264 |
258 |
+13,41 |
-2,27 | |
[23] |
В 2012 году выручка ТOO «HЕLP» составила 121397 тыс. тенге., за 2011 год 98105 тыс. тенге, а за 2010 год 95441 тыс. тенге. Отслеживая прирост выраженный в процентах, с 2010 года выручка товарищества выросла на 58,63, а с 2011 года на 54,32%. Заметим также, что выручкой организации для целей бухгалтерского учета являются проценты от займов, предоставленных другим организациям.
Чистая прибыль в 2012 год - 258 тыс. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года произошло незначительное увеличение чистой прибыли на 13,41 тыс. тенге, а в сравнении с уровнем 2011 года и вовсе наблюдается ее снижение на 2,27 тыс. тенге.
Показатели рентабельности и коэффициент чистой прибыльности существенно не меняются в динамике и имеют приемлемые значения, что говорит о прибыльности компании и об эффективности использования ТOO «HЕLP» собственного капитала.
Рост показателя оборачиваемости капитала также свидетельствует об эффективности использования собственных ресурсов, так как показывает, какая часть выручки покрывается долгосрочными источниками финансирования.
Размер и структура оборотных средств ТOO «HЕLP» в соответствии с бухгалтерской отчетностью представлены в таблице 4.
Таблица 4‒ Размер и структура оборотных средств ТOO «HЕLP» в соответствии с бухгалтерской отчетностью за 2012 год
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Динамика к 2012 году | |
2010 |
2011 | ||||
Запасы |
1368 |
1284 |
1359 |
-0,66 |
+5,84 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
- |
- |
- |
- |
- |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
11571,2 |
156354 |
18135 |
56,72 |
-88,4 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные финансовые вложения |
505815,12 |
856223,4 |
1204977 |
+138,22 |
+40,73 |
продолжение таблицы 4
Денежные средства |
16504,1 |
17741,8 |
18271 |
+10,71 |
+2,98 |
Прочие оборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого оборотные активы |
535258,42 |
1031603,2 |
1242742 |
+132,18 |
+20,47 |
[23] |
На 31.12.2012 факторы, которые могут повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств, отсутствуют. Вероятность появления таких факторов незначительная.
Для ТOO «HЕLP» 95 процентов потребителей - это оптовые покупатели практически всех регионов Республики Казахстан.
Фирма рационально проводит политику кредитования клиентов. При этом со всеми своими поставщиками находится в положительном балансе. Соотношение влияния на прибыль по рознице и опту приблизительно как 55 и 45 процентов. Пиковые кризисы товарищество переносит достаточно спокойно. Основным и единственным источником формирования прибыли, безусловно, является доход от продаж.
Продукция от поставщиков доставляется двумя путями: железнодорожным и автомобильным транспортом. Железнодорожным транспортом доставляются товары с фабрик-поставщиков, большими партиями. Автомобильный транспорт используется при доставке товаров со складов на реализацию в точки продаж, небольшими партиями. На территории склада ТOO «HЕLP» имеется железнодорожный тупик, что значительно облегчает доставку товаров от поставщиков.
Таким образом, на основе проведенного анализа экономического положения ТOO «HЕLP» в исследуемый период, можно сделать вывод об устойчивом финансовом положении фирмы.
Функции по организацию и планированию маркетинговой деятельности в ТOO «HЕLP» возложены на маркетинговый отдел предприятия. Именно этот отдел занимается формированием спроса на новые товары, организацией рекламной деятельности, формированием внешнего имиджа предприятия занимаются, что является основными задачами несуществующей в ТОО службы маркетинга.
Миссией ТOO «HЕLP» является - бесперебойной обеспечение потребителей качественными и вкусными кондитерскими изделиями. [24]
Основными задачами являются:
1. оценка покупательского спроса - выявление факторов, влияющих на предпочтения потребителей;
2. разработка и планирование ассортимента включает в себя разработку ассортиментной структуры оптовой торговли в соответствии с требованиями рынка; оценку конкурентоспособности изделий;
3. ценовая политика включает в себя контроль за рыночными ценами, контроль за реакцией потребителей на ценовые изменения, рекомендации руководителю по изменению цен, по проведению скидок;
4. реклама и стимулирование сбыта включает в себя: рекламу с использованием всех средств массовой информации; поощрение покупателей; формирование имиджа;
5. сбыт и распределение - прогноз, планирование товарооборота; определение способов продажи товаров;
В состав отдела маркетинга входят: начальник отдела и маркетологи. Как у начальника, так и у маркетолога существует свой ряд алматинских и региональных клиентов, с которыми они работают. Одним из условий работы маркетолога в компании является постоянный поиск новых каналов сбыта, новых клиентов, а также поддержание постоянных клиентов. Все эти меры осуществляются с помощью различного рода ценностного и ценового стимулирования, направленного на увеличение оборота, повышения эффективности отгрузок, роста доли прибыли и других важных финансовых показателей.
Одним из наиболее эффективных видов стимулирования продаж, безусловно, является реклама. ТOO «HЕLP» использует такие источники как известные периодические издания, специализированные выпуски для оптовиков, реклама в интернете.
В первую очередь реклама направлена на оптового потребителя. Такая информация дается в газетах «Из рук в руки» и «Недвижимость».
У фирмы имеется электронная реклама на казахстанских сайтах по предоставлению информации о рынке реализации кондитерских изделий, где ТOO «HЕLP» еженедельно обновляет информацию о ценах на всю предлагаемую номенклатуру (цены оптовые). Помимо этого, дается специальный блок имиджевой рекламы. Основные посетители страниц - фирмы Астаны и Алматы. Покупатели, приходящие по рекламе на сайты, в основном требуют исключительно низкую цену на конкретный вид продукции. [24]
Вся рекламная компания в первую очередь направлена на привлечение новых клиентов. Для поддержания уже работающих с компанией клиентов используют несколько другие, более разнообразные методы стимулирования продаж.
Стимулирование продавцов продукции носит также ценовую и ценностную форму. К ценовой форме относятся различного рода скидки (обычные, накопительные), низкие цены, бонусы, предоставляемые за количество и номенклатуру купленного товара, предоставление товарного кредита.
К ценностным формам стимулирования продаж, используемыми в ТOO «HЕLP» , относятся предоставление общей информации по работе с клиентами и продуктом, разъяснение достоинств товара (характеристики состава и вкусовых качеств продукта, упаковка и объемы номенклатуры), проведение семинаров и презентаций.
Для фирмы выбор канала распределения является очень серьезным вопросом, решение которого зависит от оценки розничной торговой компании.
Каналы распределения, выбранные, фирмой, влияют на все последующие решения маркетинга фирмы.
Канал распределения - это система предприятий, организаций, отдельных лиц, которые доставляют товары или услуги от производителя к потребителю.
ТOO «HЕLP» является одним из таких промежуточных уровней.
Динамика структуры распределения представлена в таблице 5.
Таблица 5‒ Динамика продаж ТOO «HЕLP» по каналам распределения за 2012 год
Канал распределения |
2010 |
2011 |
2012 |
Динамика в 2012 году к | ||
2010 |
2011 | |||||
Прямой маркетинг |
абс. зн. |
63,47 |
48,63 |
7,5 |
-88,18 |
-84,58 |
индекс |
1,832 |
1,529 |
0,152 |
-91,68 |
-90,04 | |
Косвенный маркетинг |
абс. зн. |
36,53 |
51,37 |
92,5 |
+153,22 |
+80,07 |
индекс |
1,054 |
1,615 |
1,879 |
+78,22 |
+16,31 | |
Рентабельность продаж |
абс. зн. |
34,65 |
31,8 |
49,23 |
+42,08 |
+54,81 |
индекс |
0,546 |
0,654 |
6,564 |
+1102,36 |
+903,80 | |
[23] |
Данные таблицы 5 показывают, что ТOO «HЕLP» с 2010 году по 2012 год приняло решение о постепенном переходе на канал косвенного маркетинга и снижении использования прямого маркетинга к концу 2012 года, что существенным образом сказалось на росте рентабельности продаж. Если в 2010 году косвенный маркетинг занимал всего 36,53% каналов распределения, то к 2012 году этот показатель вырос на 153,22% к уровню 2010 год. Рост этого показателя в 2012 году составил 80,07% к уровню 2011 года. В свою очередь более широкое применение косвенного маркетинга повысило рентабельность продаж с 34,65 в 2010 году до 49,23. Таким образом, в 2012 году удалось добиться прироста рентабельности продаж на 42,08% в сравнении с 2010 года, и на 54,81 в сравнении с уровнем 2011 года.