Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты адаптации персонала, определена сущность, понятие, направления, раскрыты этапы адаптации, функции и мероприятия по ориентации, программа ориентации.
Во второй главе проведено исследование процесса адаптации менеджера в новом коллективе (на примере ОАО «СанИнбев»). Проведен анализ процесса адаптации менеджера в ОАО «СанИнбев», даны рекомендации по совершенствованию процесса адаптации менеджера в ОАО «СанИнбев».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации персонала 5
1.1. Адаптация персонала: сущность, понятие, направления 5
1.2. Этапы адаптации 8
1.3. Функции и мероприятия по ориентации, программа ориентации 10
Глава 2. Исследование процесса адаптации менеджера в новом коллективе (на примере ОАО «СанИнбев») 15
2.1. Организационная характеристика предприятия 15
2.2. Анализ процесса адаптации менеджера в ОАО «СанИнбев» 21
2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса адаптации менеджера в ОАО «СанИнбев» 24
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 37
На основании ответов
Результаты записываются в виде следующего многочлена (формула 7):
где, |
|
количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; |
|
по «прагматическому» типу восприятия; | |
|
по «коллективистическому» типу восприятия. |
Преобладающим считают тип восприятия, набравший наибольшее количество баллов.
Специалист по адаптации персонала в ОАО «СанИнбев» должен знать организационную структуру ОАО, особенности организации трудового процесса, корпоративные требования к труду и этике, психологические особенности процесса первичной и вторичной адаптации.
Должен владеть основами психологии адаптации в коллективе, способностями внушения и убеждения в значимости адаптации, навыками распознавания скрытых проблем адаптации и причин их возникновения.
Должен уметь выявлять и разрешать конфликтные ситуации до наступления глубокого кризиса, исходом которого может стать увольнение работника, падение трудовой дисциплины, производительности труда; обнаруживать внутренние резервы быстрой и беспрепятственной адаптации новых работников в коллективе.
Должен периодически контролировать ход процессов адаптации в организации, проводить разъяснительную работу, консультации, лекции, «круглые столы», доносить информацию о необходимости мероприятий по адаптации до всех работников организации.
Типовая должностная инструкция специалиста по адаптации персонала в ОАО «СанИнбев» представлена в Приложении 2.
Разработаем план и график внедрения службы адаптации персонала в ОАО «СанИнбев» и рассчитаем экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Проект целесообразно реализовывать в течение года (табл. 5). Это время потребуется на создание службы адаптации (привлечение специалиста или наделение одного из инспекторов отдела кадров соответствующими функциями); на создание у работников положительного образа и позитивных ожиданий от внедрения системы адаптации; выбор наставников и их инструктирование; создание программы мероприятий по адаптации и наглядной информации в этой сфере.
Проект не требует капитальных затрат. Вся сумма затрат (за год) невелика – 44 000 руб. Это объясняется тем, что нами избраны наиболее экономичные способы внедрения системы адаптации в ОАО «СанИнбев».
Так, вместо службы адаптации или введения в штат специалиста по адаптации мы предлагаем расширить функции одного из сотрудников отдела кадров, назначив ему доплату за совмещение профессий в 1000 руб. в месяц. Доплаты за наставничество в целом по организации за год могут составить до 12 000 руб. в среднем (ежемесячная доплата в пределах 200 руб. каждому из пяти наставников по основным профессиям рабочих и должностям специалистов.
Таблица 5
График внедрения проекта в 2011 г. в ОАО «СанИнбев»
Месяц |
Мероприятие |
январь |
подбор специалиста по адаптации, утверждение стандарта адаптации и должностных инструкций специалиста |
февраль |
учреждение наставничества, обучение наставников |
март |
разъяснительная работа в организации, наглядная агитация, инструктирование работников |
апрель | |
май |
создание корпоративной культуры труда |
июнь | |
июль | |
август |
четкое формулирование и разъяснение коллективу целей организации, как долгосрочных, так и текущих |
сентябрь |
совершенствование материально заинтересованности в труде, разработка новых схем оплаты труда |
октябрь | |
ноябрь |
выявление роли индивида в группе (тестирование), проведение мероприятий по укреплению сплоченности коллектива |
декабрь |
опрос работников на предмет их готовности к внедрению системы адаптации |
Расходы на формирование корпоративной культуры труда и развитие системы трудовых отношений, ограниченные суммой в 5000 руб. в год могут быть направлены на приобретение канцелярских товаров для оформления наглядных пособий, плакатов, иных методических материалов, проведение копировально-множительных работ и т.п.
При совершенствовании системы материального стимулирования увеличение расходов в пределах 10 000 руб. дано оценочно, так как этот процесс сопряжен с одной стороны, с ростом уровня премирования в связи с прогнозируемым ростом производительности труда, с другой – за счет рационализации системы будет достигнута экономия средств фонда премирования.
Наконец, на проведение учебы отпущено 5 000 руб. в год. Небольшая сумма объясняется проведением обучения персонала непосредственно в организации. Это обучение не связано с дополнительными затратами для работодателя. Повышение квалификации самого инструктора по адаптации возможно в среднем 1-2 раза в год.
В целом смета расходов на внедрение и удельный вес каждой из статей расходов представлены в табл. 6.
Таблица 6
Затраты на реализацию проекта
№ п/п |
Наименование операции |
Затраты, руб. в год |
Удельный вес статьи затрат, % |
1. |
Введение в штат организации специалиста по адаптации |
12 000 |
27, 3 |
2. |
Формирование корпоративной культуры труда и системы трудовых отношений |
5 000 |
11,3 |
3. |
Назначение наставников |
12 000 |
27,3 |
4. |
Совершенствование системы материального стимулирования |
10 000 |
22,7 |
5. |
Проведение учебы |
5 000 |
11,4 |
Всего |
44 000 |
100 |
По предварительным прогнозам экономический результат (дополнительный доход) уже в первом году за счет снижения текучести кадров и роста производительности труда хотя бы на 1% может составить до 60 000 руб. Предположим, что такая доходность будет сохраняться и в дальнейшем.
Рассчитаем чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный экономический эффект от внедрения проекта (Эинт), который определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу или как превышение интегральных экономических результатов над интегральными затратами. Величина этого показателя вычисляется по формуле 8:
(8)
где |
Р |
экономические результаты внедрения за расчетный период, руб.; |
К |
затраты на проведение мероприятий за расчетный период, руб.; | |
Tn |
начальный шаг (начальный год расчетного периода); | |
Tk |
конечный шаг (конечный год расчетного периода); | |
Pt |
экономические результаты, достигаемые на t-ом шаге, руб.; | |
Kt |
затраты, осуществляемые на t-ом шаге, руб.; | |
|
коэффициент дисконтирования (в расчетах примем его значение исходя из нормы дисконтирования 20% - наиболее близкой к ставке рефинансирования ЦБ РФ). |
Тогда за расчетный период пять лет будет достигнут интегральный экономический эффект 47849,8 руб.
(60000-44000)×0,833333+(60000-
×0,578704+(60000-44000)×0,
Так как эффект положителен, проект можно считать экономически целесообразным.
За отсутствием
Таким образом, в данной работе выполнены все задачи поставленные во введении.
В первой главе рассмотрены направления и этапы адаптации, функции и мероприятия про ориентации сотрудников, а также изучена программа ориентации.
Выявлено что адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Во второй главе курсовой работы рассмотрена адаптация менеджера в новом коллективе (на примере ОАО «СанИнбев») и разработан проект совершенствования адаптации персонала в данной организации, основанный на современных подходах к системам адаптации кадров. Проект совершенствования процесса адаптации преследует цели создания эффективной системы адаптации в организации, обеспечивающей снижение текучести кадров, рост производительности труда, мотивации, социальных гарантий для персонала.
Главными целями проекта можно назвать:
- снижение негативных трудовых показателей за счет формирования корпоративной трудовой культуры и здоровой соревновательности в процессе труда;
- обеспечение предприятия квалифицированными кадрами;
- разработку механизма адаптации персонала к коллективу и процессу труда;
- общее повышение эффективности деятельности предприятия и др.
Низкозатратный характер проекта, его быстрая окупаемость и отсутствие затрат капитального характера делают его внедрение весьма привлекательным для данного предприятия. В то же время, как показали расчеты, экономический эффект от внедрения достаточно велик.
По предварительной оценке, положительного результата от внедрения можно добиться уже через год после начала соответствующих мероприятий.