Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проектирование социально-педагогических условий развития новых форм организации деятельности ДОУ, разработка новой системы организации жизнедеятельности дошкольников и других слоев населения на микрорайонном уровне, организация и развитие новой модели дошкольного образования. Задачи исследования.
1. Рассмотреть структуру и механизмы «коммуникации».
2. Проанализировать внешнюю коммуникативную среду в образовательной организации.
3. Проанализировать деятельность ДОУ и выйти на иной, более успешный путь развития учреждения, в соответствии с социальным заказом потребителей образовательных услуг.
4. Разработать модель микрорайонного дошкольного центра на базе дошкольного образовательного учреждения № 104 «Соловушка», которая будет выполнять роль социокультурного центра помощи семьи и детям на своей территории.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..……с. 3
Глава 1
Внешняя коммуникационная среда образовательного учреждения.
1.1.Структура и процесс «коммуникации»…………………………………...……с. 6
1.2 Роль руководителя в современной образовательной системе……………….с. 12
Глава 2.
Проблемы и перспективы развития дошкольного образования
2.1 Социальные аспекты деятельности ДОУ……………………………………..с. 18
2.2 Моделирование микрорайонного дошкольного центра в условиях внешней коммуникативной среды………………………………………………...…………с. 22
Заключение …………………………………………………………………...…….с. 27
Литература…. ………………………………………………………..……………..с. 29
Приложения …………………………………………………………...……………с. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

В социально-экономической  сфере – усиление расслоения людей  по доходам и рост социального  неравенства.

В социально-демографической  сфере – сокращение рождаемости  и старение населения.

В национальной сфере -  разделение некогда единого духовного  пространства по национальному принципу.

В социально-психологической  сфере -  снижение удовлетворенности  части населения своей жизнью, кризис традиционных ценностей и  т.д.

Социальные перемены, происходящие в нашем обществе, позволяют зафиксировать возрастающую социальную уязвимость человека, социально-психологическую  тревожность, правовую незащищенность, дезориентацию в сфере нравственной жизни и т.д. Для грамотного решения этих проблем человек должен освоить широкий круг человеческих знаний, развить качества и умения, способствующие его личностному росту, умение применять эти знания в повседневной жизни.

Изменения в социальной жизни России повлекли за собой и  развитие новых тенденций в дошкольном воспитании.

Существенно изменились потребности родителей, требования школы к будущему первокласснику, финансирование ДОУ.

Родителей, как правило, заботят три вещи:

- надежный присмотр  за ребенком во время их  отсутствия;

- здоровье ребенка;

- хорошая подготовка  к школе.

Но, при этом, большинство родителей  не реализуют свои права на участие  в жизни ДОУ. Оно сводится к  починке игрушек, мебели, помощи в  уборке территории.

Дети по-прежнему разделены  на одновозрастные группы, ребенку  диктуется четкое расписание занятий, невозможность в течение года перейти из группы в группу, даже при опережении в развитии, или если ему это необходимо по каким-либо физиологическим причинам.

Спектр услуг, оказываемый  ДОУ, однообразен: нет гибкости,  широкого выбора, охвата, максимально удовлетворяющего  потребности различных групп населения, с учетом их запроса и социального статуса.

Обобщив все сказанное  ранее можно поставить проблему отсутствия единого культурно-образовательного пространства на микрорайонном уровне.

Эту и другие проблемы (табл. 1), по нашему мнению, может решить проектирование социально-педагогических условий развития новых форм организации деятельности ДОУ, разработка новой системы организации жизнедеятельности дошкольников и других слоев населения на микрорайонном уровне, организация и развитие новой модели дошкольного образования. 

Таблица 1

Актуальные  проблемы  ДОУ

Раздел

 

Результаты воспитанников

Проблема

 

- Недостаточное сохранение уровня  здоровья.

 

- Снижение уровня речевого развития  детей. При достаточно высоком уровне интеллектуального развития, затруднения в выражении своих мыслей.

 

- Недостаточное гражданское образование  детей.

Пути  реализации

 

- Опора на здоровьесберегающие  технологии в процессе воспитания  и обучения.

- Обеспечение речевого развития, освоение средств и знаков речевой коммуникации, в процессе которых ребенок приобретает  опыт использования речевых клише во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

- Компенсировать образовавшийся  вакуум раздела «Нравственное  воспитание» программы М.А. Васильевой. Воспитание гражданственности и любви к Родине.

Образовательная деятельность

- Недостаточная ориентация содержания  образования на овладение дошкольниками  необходимыми для жизни компетенциями,  т.е. умение применять знания в практической деятельности, самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества (проблема функциональной грамотности дошкольника).

- Недостаточность в практике  технологий, поддерживающих компетентностный  подход к образованию.

- Несоответствие программы М.А. Васильевой современной ситуации в дошкольном образовании и целям развития детей.

- Недостаточно целостная система  воспитания.

 

 

- Отсутствие преемственности между  дошкольным и общим образованием.

- Недостаточное материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 

 

- Дефицит ростовой мебели, частое  отсутствие специальной мебели  и медицинского оборудования  для реализации здоровьесберегающих  технологий.

- Формирование функциональной  грамотности дошкольника (знания, умения, навыки в неразрывном единстве с акцентом на будущее профессиональные и социальные потребности человека).

 

 

- Приведение программно-методического  комплекса в соответствие с  изменившимися приоритетами образования.

- Дополнить, заменить разделы программы парциальными программами.

 

- Создание, разработка воспитательной  системы ДОУ, отработка механизма  выбора программ. Разработать модель  развития воспитательной системы.

- Открытие единого образовательного  центра.

 

- Укрепление материальной базы, приведение всех помещений в соответствие с выбранными направлениями  деятельности. Пополнение медицинского, физкультурного, тренажерного оборудования.


 

 

Педагоги 

(уровень подготовленности)

- Несоответствие уровня профессиональной  компетенции педагогических кадров современным требованиям.

 

 

 

- Инертность мышления педагогов.

- Повышение квалификации, дополнительное  образование, подготовка педагогических  кадров, ориентированных на применение  новых образовательных технологий. Развитие профессиональной компетентности педагогов, прежде всего коммуникативной.

- Переориентирование системы обучения  педагогов ДОУ в соответствии  со сменой приоритетов в образовании.

Социальное окружение

- Недостаточное участие местного  сообщества в деятельности ДОУ.

- Недостаточная готовность принять на себя функции социально-культурного центра, а так же максимальное удовлетворение потребностей социальных заказчиков.

- Неготовность родителей финансировать  более качественное образование.

 

 

- Несоответствие нормативов финансирования фактическим затратам для ведения качественного образовательного процесса.

- Недостаточное использование  потенциала родителей.

- Отсутствие механизмов дополнительного  финансирования.

-Расширять контакты с целью  пропаганды собственного опыта,  развитие «Службы семьи».

 

 

 

- Разворачивать сеть дополнительных  услуг с учетом интересов детей  и родителей. Привлекать родителей  , общественные организации к  укреплению материальной базы.

 

 

 

 

- Полнее использовать финансовые  резервы для реализации намеченных  планов.

Деятельность  руководителя

- Недостаточно возможностей социально-экономических  условий для обеспечения комплексного, качественного, полноценного педагогического  состава ДОУ.

- Недостаточно нормативно-правового  обеспечения педагогического процесса.

- Отсутствие механизма гибкого изменения учебного плана и образовательного режима в зависимости от запросов местного сообщества.

- Отсутствие PR-сопровождения процессов функционирования ДОУ, недостаточная информированность потребителей услуг.

 

 

2.2 Моделирование микрорайонного дошкольного центра в условиях внешней коммуникативной среды.

 

Под инновационной системой мы понимаем не только изменения в  содержании образования, но и в организации  процесса жизнедеятельности детей, а так же в вопросах управления дошкольным образовательным учреждением на местном и региональном уровне, изменения в технологиях, методиках, средствах учебно-воспитательного процесса.

Оптимальное решение  состоит в квалифицированном  использовании уникальности условий  детского сада и ближайшей территории.

Основой   может   быть Микрорайонный дошкольный центр или Ассоциация дошкольных учреждений.

Миссия которых: оказание наиболее широкого спектра услуг в соответствии с потребностями населения, упорядочение совокупности различных форм дошкольного образования на своей территории.

Принцип создания – на базе одного или нескольких близлежащих  ДОУ, охватывая все ресурсы (помещения, открытые площадки) данной территории.

В основе данной модели  (приложение 1) лежит идея оптимального сочетания общественного и семейного воспитания ребенка.

Приоритетные направления  развития ребенка: 

- сохранение здоровья;

- формирование социальных  навыков;

- удовлетворение познавательных потребностей.

Основные услуги, предоставляемые  ребенку, определяются государственными стандартами дошкольного образования и Уставом дошкольного учреждения. Центр предполагает наличие набора дополнительных услуг, как на платной, так и на бесплатной основе. Дополнительные услуги определяются Центром самостоятельно. Ниже приводится примерный перечень всех видов услуг, которые может оказывать Центр:

Для детей

Оздоровительные: закаливание, гигиенические процедуры, использование  воздушных и водных процедур, занятия  в физкультурном зале и на воздухе, спортивные праздники и развлечения, лечебное питание, фифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню и др.

Медицинские: массаж, физиотрепия, витаминотерапия, кварцевание, дыхательная  гимнастика, лечебная физкультура, долечивание  в условиях Центра после перенесенного заболевания, пролечивание на основании заключения специалиста детей частоболеющих, относящихся ко 2-ой, 3-ей, 4-ой группе здоровья, обслуживание врачом или медсестрой Центра детей на дому, диагностика и коррекция сопутствующих дефектов и недостатков, предупреждение вторичных и последующих дефектов физического развития (приложение 2).

Развивающие: организация  обучения (в том числе коррекционного) на занятиях и в условиях нерегламентированной детской деятельности, занятия аэробикой, ритмикой, обучение игре на музыкальных инструментах и др.

Организационные:

- группы неполного дня (утренние, дневные, прогулочные);

- группа круглосуточного  пребывания;

- ясельная и детсадовские  дневные группы;

- оздоровительная группа;

- дополнительные занятия  по обучению чтению, логике в  вечернее время;

- группа выходного дня;

- патронажные услуги  для детей-инвалидов на дому  в сочетании с кратковременным  пребыванием ребенка в Центре.

Для взрослых

«Служба семьи»:

Консультативный пункт: консультирование населения в вопросах семейного воспитания.

Клуб «Здравствуй, малыш!»

Женский социальный клуб «Василиса»: консультативная помощь, психолого-педагогическое просвещение  и др. Особенность организации  – возможность посещать клуб вместе с ребенком.

Агенство «Семейный  сервис»: набор и подготовка домашних работников, курсы по психологии и этике домашних работников, повышение качества услуг, освоение зарубежного опыта.

Клуб «Третий возраст» (работа с пожилыми): организация  досуга, студии по интересам.

Приведем  пример содержания деятельности групп

Первая группа – будущие  родители (беременные женщины и их мужья, старшеклассники).  Предполагается консультирование по подготовке к родам. Приглашаются специалисты: врач-педиатр, психолог и др. Необходимо создание программы подготовки для развития психолого-педагогической компетенции будущей матери, поддержания положительной мотивации к дошкольному образованию.

Вторая группа – семьи, имеющие ребенка от рождения до полутора лет. Цель – содействие в воспитании ребенка. Консультации методиста, педиатра, психолога, 1-2 разовое посещение Центра с целью адаптации ребенка, обмен опытом между родителями.

Третья группа – семьи, имеющие детей от полутора до трех лет. Цель – содействие в воспитании детей.

2-х – 3-х разовое  посещение Центра на полтора  – два часа для общения со  сверстниками.

Предполагается создание программы для мам для занятия с ребенком, с целью постепенного привыкания, адаптации к групповым условиям. Возможны посещения утренников, развивающих занятий, физкультурного и эстетического комплексов.

Четвертая группа – семьи, имеющие детей от 3-х до 5-ти лет. Группы комплектуются по рекомендации комиссии, которая определяет уровень физического, психического и интеллектуального развития ребенка, педагогической потенциал семьи, степень занятости родителей, их желание обучать своего ребенка по той или иной программе.

Информация о работе Управление внешними коммуникациями образовательного учреждения