Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 22:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных положений теории анализа дебиторской задолженности и организационных принципов, знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять анализ, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Эти вопросы конкретизированы в первой главе. Во второй, практической, части на примере конкретного предприятия (ОАО «Центральный Московский Депозитарий») проведен анализ дебиторской задолженности, предложены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества. В третьей главе приведены рекомендации по наиболее эффективному управлению денежными средствами.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии 5
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности 5
1.2. Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью 9
1.3. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью 25
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности оао «цмд» 30
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦМД» 30
2.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «ЦМД» 32
2.3 Анализ кредитной политики ОАО «ЦМД» 41
2.4 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества 43
Глава 3. Совершенствование управления денежными средствами предприятий 48
Заключение 60
Список используемых источников. 63
Первоочередные управленческие
действия в реализации кредитной
политики направлены на ознакомление
с деятельностью покупателя (учредительные
документы, длительность и направление
хозяйствования, его рейтинг на рынке).
Ключевую роль в снижении степени
риска при предоставлении коммерческого
кредита играет оценка кредитоспособности
покупателя, т.е. его возможности
погашения дебиторской
Характеристика этапов управления дебиторской задолженностью изложена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Этапы управления дебиторской задолженностью
Этап |
Процедура |
Ответственное лицо |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки |
Коммерческий директор | |
Выставление счета |
Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке | ||
Уведомление
о сумме и расчетных сроках
погашения дебиторской | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты – звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки | ||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок – звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба | |
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |
8[
Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.
Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.
• На первой стадии анализа
с целью отражения реального
состояния текущей дебиторской
задолженности с позиций
• На второй стадии анализа
оценивается уровень
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги рассчитывается по формуле (1.1).
,
где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД - сумма резерва сомнительных долгов;
ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.
6) Коэффициента возможной
инкассации текущей
,
где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД - сумма резерва сомнительных долгов.
• На третьей стадии анализа
определяется средний период инкассации
текущей дебиторской
,
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
- средняя сумма текущей
- средняя сумма чистой
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле (1.4).
Эдз = Пдз -ТЗдз-ФПдз,
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (1.5).
,
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей
Результаты анализа
2. Выбор типа кредитной
политики предприятия по
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.9
Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление.10
В процессе выбора типа кредитной
политики должны учитываться следующие
основные факторы: современная коммерческая
и финансовая практика осуществления
торговых операций; общее состояние
экономики, определяющее финансовые возможности
покупателей, уровень их платежеспособности;
сложившаяся конъюнктура
3 Определение возможной
суммы оборотного капитала, направленного
в дебиторскую задолженность
по товарному (коммерческому)
и потребительскому кредиту.
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов
оценки покупателей и
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
• объем и состав чистых
активов, которые могут составлять
обеспечение кредита при
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
• состав личного имущества покупателя, которое может составлять
обеспечение кредита при
взыскании суммы долга в
6. Формирование процедуры
инкассации текущей
7. Обеспечение использования
на предприятии современных
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие (1.6).
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «ЦМД»