Управление кадровым потенциалом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических направлений развития кадрового потенциала образовательного учреждения как фактора его конкурентоспособности.
Предметом исследования является управление кадровым потенциалом образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает кадровый потенциал муниципального общеобразовательного учреждения МБО СОШ № 143.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) на основе изученного отечественного и зарубежного опыта управления персоналом уточнить содержание понятия «кадровый потенциал предприятия»;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом менеджмент потенциал.doc

— 754.50 Кб (Скачать файл)

Количественная оценка производится, как правило, лишь в отношении таких характеристик, как пол, возраст, стаж, уровень образования, состояние здоровья.

Балльная оценка (по 7-10-балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для использования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования трудового потенциала.

Выводы: Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что кадровый потенциал предприятия - это общая характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением положенных на него функций и достижением целей перспективного развития организации; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Кадровой потенциал есть составной частью трудового потенциала организации и определяет её конкурентоспособность.

Кадровый потенциал организации и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены абсолютными и относительными показателями.

В настоящее время разбитие кадрового персонала организации в целом и учреждений образования в частности играет важную роль в повышении их конкурентоспособности.

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им может дать представление о состоянии персонала организации и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов организации.

 

2. Анализ управления  кадровым потенциалом в 

МБОУ СОШ № 143

2.1 Общая характеристика  организации

 

МБОУ СОШ № 143 является бюджетным общеобразовательным учреждением. В школе работает 47 педагогов. У 68%  педагогов квалификация соответствует требованиям.

По возрасту педагоги распределяются следующим образом (табл.2.1):

 

Таблица 2.1. Анализ кадрового состава МБОУ СОШ № 143 по возрастному признаку за период 2008-2010гг.

 

Возрастной критерий

Менее 30 лет

30-39

40-49

50 и более

Количество, %

11,5%

26,9%

40,4%

21,2%


 

Движение кадрового состава представлено в таблице 2.2

 

Таблица 2.1. Анализ текучести кадров в МБОУ СОШ № 143

 

Категория персонала

2008-2009 уч.гг.

2009-2010 уч. гг.

Отклонения

(+, -)

Среднесписочная численность преподавателей, чел

57

47

- 10

Принято, чел

2

1

-1

Уволено, чел.

3

6

+3

Коэф. увольнения, %

6,8

17,6

+10,8

Коэф. приема, %

4,5

2,9

-1,6

Коэф. текучести, %

11,4

20,6

+9,2


 

Следствием неудовлетворительного качества кадрового состава стало снижение качества образовательного процесса. Об этом свидетельствует тенденция к снижению количества учащихся, закончивших школьное образование на «4» и «5» (рис.2.1).

Как показано на рис.2.1, общее количество выпускников, имеющие в аттестате оценки «4» и «5» заметно снизилось. При этом пополняемость выпускных классов изменилась за анализируемый период незначительно (58 человек в 2008-2009гг. году и 51 в 2009-2010гг).

 

                                             2005-2006 гг.        2007-2008 гг.      2008-2009 гг.     2009-2010гг.

 

Выпускники с аттестатом "отлично"

   
 

Выпускники с аттестатом "хорошо"


 

Рисунок 2.1 - Анализ качества образования в МОУ СОШ № 173 за 2005-2010гг.

 

Недостаточная укомплектованность высококвалифицированными кадрами объясняется многими причинами. В основном, это низкая оплата труда работников общеобразовательной сферы. Несмотря на то, что в городе есть высшее учебное заведение, выпускающее специалистов высокой квалификации и осуществляющее послевузовское обучение (НГПИ), специалисты в школы идут неохотно. Выпускники ВУЗа и высококвалифицированные кадры предпочитают работе в школах работу в гимназии, лицее, частных учебных заведениях или вообще работу не по специальности (менеджеры, секретари-референты и т.д.), что позволяет выявить проблемы в кадровом обеспечении общеобразовательных учреждений:

1) недостаток кадров высшей квалификации, приводящий к снижению качества образовательного процесса;

2) неспособность существующей системы воспроизводства педагогических кадров удовлетворить потребности школы в кадрах высшей квалификации;

3) низкая оплата труда работников общешкольного образования приводит к падению престижа профессии преподавателя школ, что негативно отражается на менталитете работников школы.

Оценим сильные и слабые стороны школы при помощи SWOT-анализа в табл.2.2., 2.3

 

Таблица 2.2. Сильные и слабые стороны

 

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Лидерство и руководство

Адекватное поведение лидера.

Взаимное приспособление лидера и ведомых.

Лидер может инициировать масштабные изменения.

Постоянное совершенствование групповой работы.

В коллективе присутствуют стабильные уважительные отношения.

Развито наставничество.

Планирование работы школы

Умение администрации работать в команде.

Согласованность в работе учителя, методического объединения, методического совета, педсовета.

Для разных видов деятельности установлены разные критерии оценивания результата.

Многие моменты в работе школы необходимо контролировать.

Многое, что происходит в школе, происходит по инициативе администрации школы.

Материальное поощрение представляется многими работниками школы как важный способ мотивации результативного труда.


 

 

Окончание таблицы 2.2

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

2.Руководство персоналом

Есть представление об изменении численности персонала.

Система курсовой подготовки учителей.

Постоянный коллектив учителей

Используются разные способы поощрения работников.

Отсутствует план удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

Отсутствует общая политика по персоналу.

3. Сотрудничество с заинтересованными  группами

Школа сотрудничает с различными группами: постоянные – педсовет, методический совет, методические объединения, попечительский совет, члены администрации;

временные группы,

Нет ответственного лица за связь со средствами массовой информации.

4.Управление ресурсами

Составление бюджета происходит исходя из анализа рисков и предписаний организаций, контролирующих деятельность школы.

Проект бюджета одобряется попечительским советом, доводится до сведения членов педсовета.

С попечительским советом согласуются расходы по сэкономленным средствам.

При составлении бюджета не учитывается мнение всех работников.

Нет системной работы в составлении  отчетов по бюджету.

5.Учебно-воспитательный процесс

Проведение педсоветов и методических дней.

Проведение школьных научно-практических конференций.

Составление предметных программ.

Составление рабочих программ учителей.

Система в работе большинства учителей.

Умение работать с детьми, имеющими разный уровень успешности.

Индивидуальный подход в обучении и в воспитании

Уровень проведения школьных мероприятий.

Использование в работе с учениками различных вариантов программ.

Начало работы по развивающим беседам с учащимися

Сложившаяся система поддержки учеников

В школе сложилась система учебно-воспитательной работы

Итоги учебной работы: не все ученики выходят на уровень требований государственного стандарта.

Медленное обновление материально-технической базы школы.

Не все учителя осознают значимость развивающих бесед.

Новые формы работы с родителями.

Отсутствие у ряда учителей понимания необходимости в планировании  результативности любого вида деятельности.

Низкая мотивация учащихся.

Традиционные мероприятия, требующие больших усилий и время.

 


Оценим возможности и угрозы для школы в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3. Возможности и угрозы

 

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1.Лидерство и руководство

Изучение мнения работников по различным вопросам жизни школы через анкетирование.

Освещение деятельности школы в средствах массовой информации.

Обратить внимание на результативность в работе каждого.

Подробное разъяснение работникам школы основных моментов в школьной жизни.

Возможная смена членов администрации.

Изменение статуса школы.

2. Руководство персоналом

Разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

Создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

Разработка структуры заработной платы в целях привлечения и сохранения служащих.

Разработка программ по обучению и переобучению персонала.

Разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работников

Изучение мотивации работников через анкетирование.

Изменение статуса школы.

 

3. Сотрудничество с заинтересованными  группами.

Привлечение к сотрудничеству групп из  вне.

Приглашение на школьные мероприятия представителей различных групп.

Освещение деятельности школы в средствах массовой информации.

Отказ от сотрудничества партнеров, необходимых  школе.

Предвзятое отношение к школе.

Негативные отзывы учителей о деятельности школы.

4. Управление ресурсами

Подробное изучение потребностей школы перед составлением бюджета.

Предварительное составление актов по необходимым работам.

Знакомство коллектива с планируемым и фактическим бюджетом.

Снижение численности учащихся.

Непродуманное финансирование системы образования.


 

 

Окончание таблицы 2.3

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

5. Учебно-воспитательный процесс

Развитие системы воспитательной работы.

Концепция воспитательной работы в школе и создание ряда подпрограмм (повышение культурного уровня, здорового образа жизни).

Отражение воспитательной направленности урока через рабочие планы учителей.

Результативность в работе каждого учителя.

Творческий потенциал учителя

Благоустройство спортивной площадки

Разработка школьной символики

Сложившаяся система традиционных мероприятий.

Отсутствие у некоторых учителей осознания воспитательной функции урока.

Согласие с низким  результатом.

Отдаленность здания школы от культурных центров города.

Уход сильных детей в другие школы, приход детей из асоциальных семей.

Система поддержки учеников должна быть гибкой.

Отстранение части родителей от воспитательной роли в семье.


 

Таблица 2.4. Сопоставление сильных и слабых сторон школы с возможностями и угрозами

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. Как воспользоваться возможностями?

Использовать различные виды анкетирования для изучения и анализа деятельности школы.

Создание системы работы с персоналом.

Создание ряда учебных  и воспитательных подпрограмм.

Создание системы развития творческого потенциала сотрудников

2. За счет чего можно снизить  угрозы?

Подробное разъяснение работникам школы основных моментов в школьной жизни.

Составление обоснованного бюджета

Создание гибкой системы поддержки ученика.

Слабые стороны

3. Что может помешать воспользоваться  возможностями?

Материальное поощрение представляется многими работниками школы как важный способ мотивации результативного труда.

Низкая мотивация учащихся.

Многое, что происходит в школе, происходит по инициативе администрации школы.

4. Самые большие опасности для  школы.

Снижение численности учащихся.

Отдаленность здания школы от культурных центров города.

Непродуманное финансирование системы образования.

Негативные отзывы учителей о деятельности школы.

Изменение статуса школы.


 

Миссия МБОУ СОШ № 143: «Каждый ученик школы должен получить максимальное развитие своих способностей, задатков, определиться в возможностях выбора профессии и нескольких путей в получении  образования. Создание условий благоприятных для доброжелательного отношения к школе, сверстникам, учителям, государству. Поддержание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи среди учителей и работников школы».

Исходя из SWOT – анализа  и миссии школы определены недостатки:

- в работе школы не учитываются принципы открытости и прозрачности;

- недостаточное внимание уделяется стилю взаимоотношений ученического и учительского коллектива через учебные - воспитательные подпрограммы и политику персонала;

- нет четкой планомерности в работе;

- не уделяется должного внимания  системе развития творческого  потенциала сотрудников.

Проведем анализ факторов макросреды, оказывающих непосредственное внимание на деятельность МБОУ СОШ № 143 с помощью PEST-анализа, который включает в себя:

Информация о работе Управление кадровым потенциалом организации