Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических направлений развития кадрового потенциала образовательного учреждения как фактора его конкурентоспособности.
Предметом исследования является управление кадровым потенциалом образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает кадровый потенциал муниципального общеобразовательного учреждения МБО СОШ № 143.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) на основе изученного отечественного и зарубежного опыта управления персоналом уточнить содержание понятия «кадровый потенциал предприятия»;
- Политический аспект – это, прежде всего, вопрос о регулировании деятельности учреждений образования со стороны государства.
- Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.
- Социальный аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения на образовательные услуги, этим определяется возможный спрос на услуги МБОУ СОШ № 143 в стратегической перспективе.
- Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любым учреждением образования стоит угроза снижения наполняемости классов ввиду отсутствия или недостаточного оснащения средствами высоких технологий (компьютерные классы, мульти-медиа и т.д.).
PEST-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы.
Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы (табл.2.5).
Таблица 2.5. PEST-анализ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (30) |
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ (30) |
Текущее законодательство на
рынке |
Экономическая ситуация и тенденции |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (30) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ (10) |
Демография Мнения и отношение потребителей |
Зрелость технологий |
Проведенное исследование влияния факторов внешней среды (макросреды) показало, что на деятельность школы равнозначно влияют политические, экономические и социальные факторы. Менее значимые - технологические факторы.
В условиях нестабильной экономической ситуации школам приходится «выживать» на рынке образовательных услуг. Недостаточное бюджетное финансирование в конечном итоге влияет на техническое оснащение школы, уровень подготовки персонала, на качество предоставляемых услуг.
2.2 Оценка кадрового потенциала организации
В исследовании приняли участие 34 человека - преподаватели разной категории и специализации.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе была проведена диагностика мотивации и мотивационного климата школы.
Методы исследования:
1. Анкета мотивов профессиональной деятельности - методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности сотрудников.
2. Модифицированный тест
3. Анкета «Мотивация - вознаграждение» - методика предназначена для определения вознаграждения как мотивирующего фактора в работе сотрудников.
На втором этапе было проведено исследование социально-психологического состояния персонала.
Интегративным уровнем различных состояний педагога является, по нашему мнению, социально-психологический уровень, основным элементом которого предстает социально-психологическое самочувствие. Социально-психологическое самочувствие учителя – это внутреннее, индивидуальное, нравственное и эмоционально-чувственное состояние, порождаемое сочетанием личностных особенностей педагога и объективным его положением в обществе, степенью удовлетворенности собой и профессионально-должностными ролями, конкретной работой, межличностными отношениями в трудовом коллективе, в осознании нужности и необходимости своего труда и возможности реализовать себя как педагога [8].
Анализ социально-психологического самочувствия учителя был проведен по индикаторам: удовлетворенность работой, собой как человеком и педагогом, межличностными и статусно-ролевыми отношениями в школе.
Социально-психологическое
Формирование установок в значительной степени зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей личности (взглядов и мировоззренческой позиции человека, его системы ценностей, нравственных и культурных традиций общества, проявления способностей и мотивации). С другой стороны, на характер социально-психологической установки влияют значимые факторы социальной ситуации (конкретные условия труда, взаимоотношения в коллективе и т.д.).
Установка возникает, если одно
и то же социально-
Таким образом, под «социально-
Мы различаем внешнее и
внутреннее социально-
Мы считаем, что внешняя и
внутренняя составляющие социал
Внешняя оценка социально-
- когнитивный - оценка обществом профессии учителя (престиж, статус);
- эмоциональный - социальное настроение педагогов;
- поведенческий - роль учителя в обществе и школе, уровень выполняемой им деятельности, готовность изменить свой статус, свое социальное настроение и престиж своей профессии.
Внутреннее социально-
- когнитивный (отношение к своему социальному, психологическому, психофизиологическому самочувствию);
- эмоциональный (доминирующие у человека настроения, настрой);
- поведенческий (проявление состояний, отношений в деятельности и общении, готовность изменить свои состояния, удовлетворенность явлениями окружающего мира, собой).
Социально-психологическое
Это положение обусловливает наш методологический подход к исследованию социально-психологического состояния учителя. Интегративным показателем всевозможных состояний педагога является социально-психологическое состояние. Его комплексное исследование позволяет изучать внешние и внутренние причины негативных психических, психофизиологических состояний и социального настроения учителя и определять способы регулирования состояния педагогов на уровне внутришкольного управления.
Методы исследования:
1. Тест удовлетворенности трудом - Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Что касается эффективности деятельности, то для адекватной оценки этого первостепенного параметра социальной активности личности и группы учет такого субъективного фактора, как удовлетворенность трудом, является необходимым условием.
2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной (Приложение Д)
Данная методика позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок личности. Тестовый материал методики включает два варианта. Первый вариант позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат». С помощью второго варианта выявляется степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги». Каждый вариант тестового материала состоит из 40 вопросов. На каждый вопрос предполагается ответ либо «Да», если вопрос верно описывает поведение респондента, либо «Нет», если поведение респондента не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
Методика включает следующие шкалы:
- ориентация на процесс
- ориентация на результат
- ориентация на альтруизм
- ориентация на эгоизм
- ориентация на труд
- ориентация на деньги
- ориентация на свободу
- ориентация на власть
На третьем этапе были подведены итоги результатов исследования.
1 Мотивация развития
кадрового потенциала
Респондентам была предложена анкета диагностики структуры мотивов профессиональной деятельности (см. Приложение А). Общее количество ответов на вопросы анкеты было принято автором за 100 %. Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.6.
Таблица 2.6. Результаты диагностики структуры мотивов профессиональной деятельности
Структура мотивов |
Количество ответов (%) |
Мотивы выбора профессии как места работы: |
|
Материальная выгода |
0 |
Обстоятельства |
10 |
Семейная династия |
17 |
Престиж профессии |
19 |
Самообразование |
46 |
Духовная миссия |
58 |
Интеллектуальная среда |
60 |
Интерес к профессии учителя |
70 |
Мотивы профессиональной деятельности |
|
Стремление давать знания |
68 |
Увлеченность предметной областью знаний |
56 |
Взаимопонимание в коллективе |
21 |
Общение с детьми |
18 |
Удовлетворенность результатами труда |
14 |
Материальная выгода |
12 |
Возможность самореализации |
11 |
Информация о работе Управление кадровым потенциалом организации