Управление кадровым потенциалом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических направлений развития кадрового потенциала образовательного учреждения как фактора его конкурентоспособности.
Предметом исследования является управление кадровым потенциалом образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает кадровый потенциал муниципального общеобразовательного учреждения МБО СОШ № 143.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) на основе изученного отечественного и зарубежного опыта управления персоналом уточнить содержание понятия «кадровый потенциал предприятия»;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом менеджмент потенциал.doc

— 754.50 Кб (Скачать файл)

- Политический аспект – это, прежде всего, вопрос о регулировании деятельности учреждений образования со стороны государства.

- Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.

- Социальный аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения на образовательные услуги, этим определяется возможный спрос на услуги МБОУ СОШ № 143 в стратегической перспективе.

- Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любым учреждением образования стоит угроза снижения наполняемости классов ввиду отсутствия или недостаточного оснащения средствами высоких технологий (компьютерные классы, мульти-медиа и т.д.).

PEST-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы (табл.2.5).

 

Таблица 2.5. PEST-анализ

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

(30)

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

(30)

Текущее законодательство на рынке  
Будущие изменения в законодательстве  
Регулирующие органы и нормы  
Правительственная политика, изменение  
Финансирование, гранты и инициативы  
Прочее влияние государства в отрасли

Экономическая ситуация и тенденции  
Уровень инфляции  
Общие проблемы налогообложения  
Налогообложение, определенное для  образовательных услуг (платные услуги) 
Потребности конечного пользователя  
Энергоносители  
Коммуникации

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

(30)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

(10)

Демография  
Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы  
Базовые ценности  
Тенденции образа жизни  
Репутация школы

Мнения и отношение потребителей  
Представления СМИ  
Реклама и связи с общественностью

Зрелость технологий  
Изменение и адаптация новых технологий  
Потенциал инноваций  


 

Проведенное исследование влияния факторов внешней среды (макросреды) показало, что на деятельность школы равнозначно влияют политические, экономические и социальные факторы. Менее значимые - технологические факторы.

В условиях нестабильной экономической ситуации школам приходится «выживать» на рынке образовательных услуг. Недостаточное бюджетное финансирование в конечном итоге влияет на техническое оснащение школы, уровень подготовки персонала, на качество предоставляемых услуг.

 

2.2 Оценка кадрового потенциала организации

 

В исследовании приняли участие 34 человека - преподаватели разной категории и специализации.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе была проведена диагностика мотивации и мотивационного климата школы.

Методы исследования:

1. Анкета мотивов профессиональной деятельности - методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности сотрудников.

2. Модифицированный тест диагностики  мотивов А. Мехрабиан - методика предназначена для определения устойчивых мотивов в межличностном взаимодействии сотрудников.

3. Анкета «Мотивация - вознаграждение» - методика предназначена для определения вознаграждения как мотивирующего фактора в работе сотрудников.

На втором этапе было проведено исследование социально-психологического состояния персонала.

Интегративным уровнем различных состояний педагога является, по нашему мнению, социально-психологический уровень, основным элементом которого предстает социально-психологическое самочувствие. Социально-психологическое самочувствие учителя – это внутреннее, индивидуальное, нравственное и эмоционально-чувственное состояние, порождаемое сочетанием личностных особенностей педагога и объективным его положением в обществе, степенью удовлетворенности собой и профессионально-должностными ролями, конкретной работой, межличностными отношениями в трудовом коллективе, в осознании нужности и необходимости своего труда и возможности реализовать себя как педагога [8].

Анализ социально-психологического самочувствия учителя был проведен по индикаторам: удовлетворенность работой, собой как человеком и педагогом, межличностными и статусно-ролевыми отношениями в школе.

 Социально-психологическое состояние  учителя во многом определено  социальными установками. Социально-психологические  установки определяют личностную избирательность восприятия, возникают только по отношению к значимым для личности объектам, проявляются в деятельности и влияют на ее различные аспекты, позволяют в некоторой степени прогнозировать поведение личности в социальной и профессиональной среде. В профессиональных социально-психологических установках находит свое эмоциональное отражение позиция субъекта в отношении к специальности и конкретной деятельности. Они находятся во взаимозависимости от ожиданий и самооценки, способствуют или затрудняют самовыражение личности, формирование положительных личностных качеств.

 Формирование установок в  значительной степени зависит, с  одной стороны, от индивидуальных особенностей личности (взглядов и мировоззренческой позиции человека, его системы ценностей, нравственных и культурных традиций общества, проявления способностей и мотивации). С другой стороны, на характер социально-психологической установки влияют значимые факторы социальной ситуации (конкретные условия труда, взаимоотношения в коллективе и т.д.).

 Установка возникает, если одно  и то же социально-психологическое  состояние не изменяется значительное  количество времени. Состояние учителя  характеризуется не только определенной  способностью, готовностью человека реагировать определенным образом на социальную или социально-психологическую ситуацию. Одновременно оно является и результатом этого взаимодействия и отражает положение педагога в обществе.

 Таким образом, под «социально-психологическим  состоянием учителя» мы понимаем единство основных внешних и внутренних характеристик личности учителя в определенный временной (кратковременный или долговременный) период жизнедеятельности, которое включает социальный статус и престиж профессии учителя, взаимоотношения с участниками педагогического процесса и его личностные особенности. Социально-психологическое состояние определяется и характеризуется совокупностью социального настроения, социального и психического, психофизиологического состояний. Оно выражается в деятельности личности, поведении, ее отношении к объектам и процессам действительности, другим людям, самому себе.

 Мы различаем внешнее и  внутреннее социально-психологическое  состояние. Внешнее социально-психологическое состояние учителя отражает положение педагога в обществе, системе межличностных отношений. Внутреннее социально-психологическое состояние учителя (социально-психологическое самочувствие) выражает отношение учителя к самому себе в социальной ситуации, во взаимодействии с другими людьми.

 Мы считаем, что внешняя и  внутренняя составляющие социально-психологического состояния учителя могут совпадать в большей или меньшей степени. Реальное социально-психологическое состояние может быть осознано (полностью, частично) или не осознано самим учителем и его окружением. В этом случае достоверные данные о социально-психологическом состоянии учителя можно получить, лишь одновременно изучая условия возникновения и внешнего, и внутреннего состояний. Взаимодействие, взаимовлияние и взаимообусловленность внешней и внутренней составляющих социально-психологического состояния педагога предполагают их комплексное исследование.

 Внешняя оценка социально-психологического  состояния учителя – это отражение  психического, социального и психофизиологического  состояний, социального настроения  личности в социальном – деятельности, общении. Она констатируется ближайшим окружением педагога, администрацией школы, обществом и содержит следующие аспекты:

 - когнитивный - оценка обществом профессии учителя (престиж, статус);

 - эмоциональный - социальное настроение педагогов;

- поведенческий - роль учителя в обществе и школе, уровень выполняемой им деятельности, готовность изменить свой статус, свое социальное настроение и престиж своей профессии.

 Внутреннее социально-психологическое  состояние мы рассматриваем как  социально-психологическое самочувствие учителя. Это субъективная характеристика социально-психологического состояния, складывающаяся на основе осознанного отношения, переживаний, установок, настроения и настроя человека, саморегуляции личности. Социально-психологическое самочувствие учителя включает следующие уровни:

 - когнитивный (отношение к своему социальному, психологическому, психофизиологическому самочувствию);

 - эмоциональный (доминирующие у человека настроения, настрой);

 - поведенческий (проявление состояний, отношений в деятельности и общении, готовность изменить свои состояния, удовлетворенность явлениями окружающего мира, собой).

 Социально-психологическое состояние  учителя оценивается удовлетворительно или неудовлетворительно с позиции возможности продолжения активной профессиональной и личной жизнедеятельности. Эта оценка проявляется в социальных показателях макро-, микро- и личностного уровней формирования социально-психологического состояния учителя. Под влиянием различных постоянно действующих факторов на основе существующего уровня социально-психологического состояния последовательно возникает другой уровень (оптимальный, допустимый, критический или недопустимый). Интегрированное состояние учителя определяется комплексным воздействием факторов.

 Это положение обусловливает наш методологический подход к исследованию социально-психологического состояния учителя. Интегративным показателем всевозможных состояний педагога является социально-психологическое состояние. Его комплексное исследование позволяет изучать внешние и внутренние причины негативных психических, психофизиологических состояний и социального настроения учителя и определять способы регулирования состояния педагогов на уровне внутришкольного управления.

Методы исследования:

1. Тест удовлетворенности трудом - Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Что касается эффективности деятельности, то для адекватной оценки этого первостепенного параметра социальной активности личности и группы учет такого субъективного фактора, как удовлетворенность трудом, является необходимым условием.

2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной (Приложение Д)

Данная методика позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок личности. Тестовый материал методики включает два варианта. Первый вариант позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат». С помощью второго варианта выявляется степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги». Каждый вариант тестового материала состоит из 40 вопросов. На каждый вопрос предполагается ответ либо «Да», если вопрос верно описывает поведение респондента, либо «Нет», если поведение респондента не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Методика включает следующие шкалы:

- ориентация на процесс

- ориентация на результат

- ориентация на альтруизм

- ориентация на эгоизм

- ориентация на труд

- ориентация на деньги

- ориентация на свободу

- ориентация на власть

На третьем этапе были подведены итоги результатов исследования.

1 Мотивация развития  кадрового потенциала организации

Респондентам была предложена анкета диагностики структуры мотивов профессиональной деятельности (см. Приложение А). Общее количество ответов на вопросы анкеты было принято автором за 100 %. Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.6.

 

Таблица 2.6. Результаты диагностики структуры мотивов профессиональной деятельности

 

Структура мотивов

Количество ответов (%)

Мотивы выбора профессии как места работы:

 

Материальная выгода

0

Обстоятельства

10

Семейная династия

17

Престиж профессии

19

Самообразование

46

Духовная миссия

58

Интеллектуальная среда

60

Интерес к профессии учителя

70

Мотивы профессиональной деятельности

 

Стремление давать знания

68

Увлеченность предметной областью знаний

56

Взаимопонимание в коллективе

21

Общение с детьми

18

   

Удовлетворенность результатами труда

14

Материальная выгода

12

Возможность самореализации

11

Информация о работе Управление кадровым потенциалом организации