Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических направлений развития кадрового потенциала образовательного учреждения как фактора его конкурентоспособности.
Предметом исследования является управление кадровым потенциалом образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает кадровый потенциал муниципального общеобразовательного учреждения МБО СОШ № 143.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) на основе изученного отечественного и зарубежного опыта управления персоналом уточнить содержание понятия «кадровый потенциал предприятия»;
Составляющие удовлетворенности трудом |
Удовлетворены полностью |
Удовлетворены частично |
Неудовлетво- рены |
Интерес к работе |
68 % |
18 % |
14 % |
Удовлетворенность достижениями в работе |
69 % |
6 % |
25 % |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
78 % |
14 % |
8 % |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
71 % |
19 % |
10 % |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
64 % |
23 % |
13 % |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
66 % |
18 % |
16 % |
Удовлетворенность условиями труда |
77 % |
13 % |
10 % |
Профессиональная ответственность |
57 % |
18 % |
25 % |
Общая удовлетворенность трудом |
62,5 % |
16,1 % |
21,4 % |
Рисунок 2.3 - Удовлетворенность трудом персонала
МБОУ СОШ № 143
Рисунок 2.4 - Общая удовлетворенность трудом персонала МБОУ СОШ № 143
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: общая удовлетворенность трудом персонала МБОУ СОШ № 143 недостаточно высокая - 62,5 %. Наибольшую удовлетворенность составляет удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе (78 %) и взаимоотношениями с руководителем (71 %). Также коллектив в наибольшей степени удовлетворен содержанием трудовой деятельности (68 %) и личными достижениями (69 %).
Наибольший балл неудовлетворенности составляют также личные достижения (25 %) и профессиональная ответственность (25 %).
Персонал неудовлетворен в личных достижениях недостаточными возможности профессионального и карьерного роста.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной позволила определить такие значимые качества ориентированности личности педагога, как ориентация на результат, ориентация на процесс, ориентация на труд, ориентация на вознаграждение и т.д.
При ориентации на процесс люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.
Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.
Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.
Главная ценность для людей, ориентирующихся на свободу – свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».
Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
На основании результатов использования методики были выявлены следующие группы испытуемых:
1) Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо - 27 %.
2) Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать - 73 %.
Первую группу составили респонденты, у которых интерес к профессиональной деятельности по результатам предыдущих исследований достаточно низкий.
Результаты диагностики второй группы интерпретированы в табл. 2.9.
Таблица 2.9. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере
Показатели по строкам |
Баллы (max-10 баллов по строке. Общая сумма - 40 баллов) |
Кол-во человек, % |
Ориентация на процесс |
7 |
25 % |
Ориентация на результат |
8 |
39 % |
Ориентация на альтруизм |
8 |
35 % |
Окончание таблицы 2.9
Показатели по строкам |
Баллы (max-10 баллов по строке. Общая сумма - 40 баллов) |
Кол-во человек, % |
Ориентация на эгоизм |
1 |
1 % |
Среднее значение установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат» |
24 |
|
Продолжение таблицы 2.5 |
||
Ориентация на труд |
8 |
39 % |
Ориентация на свободу |
5 |
27 % |
Ориентация на власть |
3 |
14 % |
Ориентация на деньги |
4 |
20 % |
Среднее значение установок «свобода – власть», «труд – деньги» |
20 |
Анализ полученных результатов показал, что наибольший удельный вес имеют установки - ориентация на результат (39 %), ориентация на альтруизм (35 %), ориентация на труд (39 %), что соответствует профессиональной деятельности педагогов.
Ориентация на процесс характерна для молодых педагогов со стажем работы менее 3-х лет.
Также преподаватели отмечают высокий показатель в ориентации на свободу - 27 %, под которой подразумевается свобода в планировании методики и технологии преподавания предметов.
Сочетание ориентации на труд связано с ориентацией на денежное вознаграждение, что подтверждается исследованием мотивации трудовой деятельности.
Самый низкий показатель - ориентация на власть. Всего 14 % испытуемых испытывают потребность власти.
Также с целью оценки развития кадрового потенциала общеобразовательного учреждения было проведено исследование удовлетворенности родителей учащихся общеобразовательным процессом в школе. Исследование проводилось путем анкетирования. В исследовании приняли участие родители 9-11 классов - 75 человек. На общешкольном собрании родителей учащихся старших классов присутствующим была выдана анкета, разработанная А.А. Андреевым26, с вопросами (Приложение Д). Анкетирование проводилось анонимно.
Результаты исследования показали, что общая удовлетворенность родителей находится в промежутке Х = 2-3 балла, что свидетельствует о средней степени удовлетворенности. Наибольшее количество ответов недостаточной удовлетворенности родителей сводится к качеству образования: недостаточный уровень знаний, несправедливые оценки, к организации развития ребенка: не учитываются индивидуальные особенности, недостаточное внимание уделяется развитию способностей детей; недостаточно внимания уделяется повышению самооценки ребенка (возможность поверить в собственные силы).
Также был проведен анкетный опрос учащихся 9-11 классов, позволяющий выявить степень их удовлетворенности образовательным процессом и работой школы в целом. В исследовании приняли участие 70 учеников 9-11 классов. Опрос проводился с помощью анкеты, разработанной А.А. Андреевым (Приложение Ж).
Результаты исследования показали, что 65 % учеников удовлетворены работой школы; 30 % считают, что школа не дает полноценные знания и они сомневаются в возможности продолжения образования в ВУЗе на бюджетной основе; 5 % учащихся абсолютно неудовлетворены работой школы.
Общий итог проведенного исследования:
1. Анализ кадровой структуры МБОУ СОШ № 143
Численность, профессиональный и должностной состав сотрудников - 47 педагогов. 68% педагогов квалификация соответствует требованиям. В школе 1 завуч по учебной части; 1 завуч по внеклассной работе; 1 педагог дополнительного образования.
Динамика приема на работу, увольнения - за анализируемый период отмечена положительная динамика увольнений сотрудников. Динамика по приему отрицательная.
Мотивация профессионального и должностного роста в компании, индивидуальные ценности и ожидания - обучение сотрудников; нормативный способ оплаты труда.
Ценности - содержание профессиональной деятельности.
Ожидания - возможность профессионального и карьерного роста.
Ответственность сотрудников за результаты своей профессиональной деятельности недостаточно высокая 57 %.
2. Оценка текущего состояния кадрового потенциала
Уровень профессиональной подготовки персонала недостаточно высокий. Недостаточно эффективна система аттестации и обучения персонала. Отсутствует система творческого развития кадров. Не уделяется внимание взаимосвязи между профессиональным ростом педагога и личными достижениями.
Вывод: для конкурентоспособности МБО СОШ № 143 на рынке образовательных услуг необходима разработка программы развития кадрового потенциала учреждения, как главного фактора конкурентоспособности организации, которая будет способствовать устранению негативных факторов, выявленных в процессе исследования.
Развитие кадрового потенциала должно проходить на всех ступенях иерархии.
Развитию кадрового потенциала будет способствовать повышение мотивации и стимулирования персонала, что может привести к повышению эффективности общеобразовательного процесса в целом и конкурентоспособности школы в частности.
2.3 Разработка и механизм реализации стратегии развития
кадрового потенциала МБОУ СОШ № 143
С целью развития кадрового потенциала МБОУ СОШ № 143 была разработана комплексная программа на 3-х летний период, основанная на результатах проведенного исследования.
1. Программа развития
области «Лидерство и
1.1. Стратегические приоритеты.
Разница между лидерством и руководством важна. Различия между этими явлениями в том, что в одном случае упор делается на влияние (лидерство), а в другом – на достижение организационных целей (руководство). Директор школы должен быть компетентным как в управленческой деятельности, например в планировании и организации работы, так и в лидерской деятельности, например в осуществлении влияния и передачи какой-то точки зрения.
Лидерство в школе ориентированно на взаимоотношения между людьми: забота, поддержка, облегчение взаимодействия, а также лидерство, ориентированное на задание и работу: инициирование структуры, акцент на достижение цели, облегчение работы.
1.2 Концепция развития.
Информация о работе Управление кадровым потенциалом организации