Управление качеством проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики одной из важных проблем для хозяйствующих субъектов является управление различными типами и видами проектов. Цели создания системы управления проектами:
• Выделение специальных процедур по управлению проектом, в рамках которых производится согласование и корректировка целей и результатов проектов;
• Повышение точности планирования проектов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы менеджмента качества проектов
1.1 Современная концепция управления качеством
1.2 Менеджмент качества проекта
1.3 Стандартизированные системы менеджмента качества
1.4 Обеспечение функционирования и совершенствования системы менеджмента качества
1.5 Сертификация продукции проекта
Глава 2. Оценка потенциала и разработка направлений совершенствования деятельности ОАО «Строитель»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Строитель»
2.2 Анализ и прогнозирование рынка
2.3 Технико-экономический и финансовый анализ ОАО «Строитель»
2.4 План маркетинга
2.5. Разработка направлений совершенствования деятельности ОАО «Строитель»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Савельева Н.И. МЗС12Д курсовая управление качеством проекта.docx

— 360.53 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Менеджмент качества проекта

 

Менеджмент качества в рамках управления проектом – это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.[5, с.25]

Таким образом, можно выделить менеджмент качества самого проекта и менеджмент качества продукции проекта.

Управление качеством включает в себя все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:

» анализ затрат и выгод;

» установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;

» диаграммы:

• причин-следствий (диаграмма Ишикавы), иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. Рисунок 1. ( см. приложение 1.) [1, с.110]

• блок-схемы,

» эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества. В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

В план качества могут входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой улучшения качества проекта или его продукции.

Контроль качества – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. [3, с.58]

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

  • проверок;
  • контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса. На рисунке 2 представлен общий вид контрольной карты (см. приложение 2);
  • диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте. На рисунке 3 (см. приложение 3) изображена условная диаграмма Парето.
  • статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистических методов;
  • диаграмм.

Контроль качества может завершиться следующими решениями:

  • улучшением качества;
  • принятием продукции;
  • идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией;
  • переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;
  • исправлением процессов.

Организация контроля качества в управлении проектом представлена на рисунке 4 (см. приложение 4) [1, с.112].

        Классификация видов и методов контроля качества в управлении проектом представлена на рисунке 5 (см. приложение 5) [1, с.113].

 

         1.3 Стандартизированные системы менеджмента качества

 

Управление качеством проекта требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).

В рамках управления отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное соглашение, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В некоторых случаях целесообразно привлекать специализированные фирмы для создания и внедрения таких систем менеджмента качества.

Система документации по качеству предприятия / компании включает в себя следующие документы:

  • руководство по качеству (описывает систему качества в целом);
  • методологические инструкции по элементам системы качества;
  • рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы);
  • контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий);
  • нормативную документацию и техническую литературу.

Постоянный структурный орган по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудника. Такой отдел или сотрудник обычно подчиняется непосредственно уполномоченному от высшего руководства по системе качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.

 

1.4 Обеспечение функционирования и совершенствования системы менеджмента качества

 

Для обеспечения эффективного функционирования системы менеджмента качества необходимо проводить регулярные мероприятия по выявлению отклонений системы от заданных параметров ее работы.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит.

Различают:

  • аудит системы;
  • аудит процесса;
  • аудит продукта.

Аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты (далее – проверки) качества.

Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.

Проверка – это задача менеджмента. Соответственно он может проводиться так, как показано на рисунке 6 (см приложение 6).

         Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать:

  • проверяемые подразделения / процессы;
  • важные элементы системы качества;
  • временные интервалы проведения этапов проверки.

Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:

» проверяемое подразделение;

» аудиторы;

» сроки / местонахождение;

» плановый / внеплановый;

» цель проверки;

» проверяемые процессы;

» элементы системы качества;

» участники проверки;

» основные моменты проверки;

» цели подразделения / процесса;

» нормативные / законодательные требования;

» положительные результаты внедрения системы;

» необходимые изменения системы качества.

» внешние проверки, подразделяющиеся на:

• проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемого Third-Party-Certification);

• проверки, проводимые заказчиками у поставщиков / подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).

График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества.

Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров.

Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества.

Для подготовки кадров предприятия / компании предусматривают следующие виды обучения:

  • первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
  • переподготовка рабочих на другую профессию;
  • повышение квалификации рабочих;
  • повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия.

Если предприятие (компания) хочет в конечном итоге не только создать / модернизировать, но и сертифицировать систему менеджмента качества, целесообразно обратиться к организации, непосредственно связанной с сертифицирующей компанией, – обычно ее дочерней фирме.

Практика разработки и аудитирования систем качества показывает, что для эффективного функционирования системы среднему предприятию целесообразно иметь по крайней мере двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.

 

1.5 Сертификация продукции проекта

 

Сертификация продукции является обязательным требованием со стороны государства и поэтому представляет собой важнейшую деятельность в рамках управления проектом.

В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как Национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO.

Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.

Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 имеет 2 сертификата:

  • RSSG.RU.9002.1.4.0024 – на соответствие ГОСТ 10178–85;[2, с.15]
  • RSSG.RU.9002.1.4.0025 – на соответствие европейскому престандарту ENV197–1 СЕМ П/B-S, класс 32,5. [2,с.14]

Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:

  • проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
  • предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества.

 

        Работы по подготовке и проведению сертификации включают [4, с.67] :

  • Выбор, доработку при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация.
  • Разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения.
  • Предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
  • Испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
  • Выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.
  • Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.
  • Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства.
  • Информацию о результатах сертификации.

Информация о работе Управление качеством проекта