Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере).
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблематике;
собрать первичную информацию о деятельности исследуемого объекта;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
Разработать рекомендации по оптимизации процесса управления конфликтами на исследуемом предприятии.
Введение 4
1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов на предприятии 6
1.1. Понятие, причины и классификация конфликта 6
1. 2.Этапы управления конфликтами на предприятии 11
1.3. Методы управления конфликтами на предприятии 14
2. Анализ конфликтных ситуаций на примере 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ конфликтной ситуации 21
2.3. Оценка результативности управления конфликтами в организации 24
3. Пути совершенствования системы управления конфликтами в организации (на примере ЗАО «») 27
Заключение 33
Глоссарий 35
Список литературы 36
Вторая группа объективных причин носит организационно-управленческий характер.[6]
Структурно-организационные
причины характеризуются
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны плохой отлаженностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.
Личностно-функциональные
причины – не соответствие работника
по профессиональным, нравственным и
другим качествам требованиям
Ситуативно-управленческие причины конфликтов возникают при допущении ошибок в процессе решения управленческих и других задач, как руководителями, так и подчиненными.
Социально-психологические причины конфликтов связаны с непосредственным взаимодействием людей, включением их в социальные
группы. К этим причинам относятся:[8]
Личностные
причины конфликтов характеризуются
индивидуально-психологическими особенностями
участников конфликта: оценка поведения
другого как недопустимого; низкий
уровень социально-
1.2. Управление конфликтами на предприятии
Управление конфликтами на предприятии осуществляется на основе 2 стратегий:[1]
Вся деятельность
по предупреждению конфликтов представляет
собой одно из конкретных выражений
человеческой способности обобщать
имеющиеся теоретические и
Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
1) знанием
общих принципов управления
2) уровнем
общетеоретических знаний о
3) глубиной
анализа на этой общей
4) степенью
соответствия избранных
Из этого
следует, что деятельность по предупреждению
конфликтов является весьма непростым
делом. Поэтому возможности
Этапы управления конфликтами:[7]
1) На первом этапе следует определить объект и субъект конфликта
Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).
В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.
В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии).
Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно.
На данном этапе происходит формирование проблемы конфликта
Причины возникновения конфликта мы рассмотрели в пункте 1 главы 1.
1.3 Методы управления конфликтами на предприятии
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений. Или, управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.[5]
Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на 3 основные группы: [1]
1) организационно-структурные
Они воздействуют
преимущественно на участников организационных
конфликтов, возникающих из-за неправильного
распределения функций, прав и ответственности,
плохой организации труда, несправедливой
системы мотивации и
Таким образом, метод реализуется посредством разработки соответствующих должностных инструкций, положений, документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности. Это позволяет избежать многих недоразумений во взаимоотношениях между подчиненными и начальниками, и тем самым значительно уменьшить вероятность возникновения конфликтов.
Таким образом, принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные обязаны выполнять решение своего начальника
Руководители, стремящиеся к стабилизации социального состояния коллектива, не должны упускать такой возможности из своего поля зрения, так как этот метод может быть достаточно эффективным средством, предотвращающим возникновение конфликтной ситуации.
Этот метод создает хорошие условия для уменьшения причин, могущих вызвать конфликтные ситуации.
2) административные;
Административные методы управления конфликтом предполагают директивное вмешательство в его процесс. Например, для разъединения конфликтующих подразделений организации применяются административные меры, их разведение по ресурсам (целям, средствам). К этой группе методов относится решение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда.
3)межличностные методы.
Это группа методов разрешения конфликтов относится к функции поведения самих работников в конфликтных ситуациях, которая включает в себя: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.