Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:08, курсовая работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.
Введение……………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Природа возникновения конфликта……………………………... 5
1.1.Сущность конфликта, его понятие …………………………… 5
1.2.Типы конфликтов и виды конфликтов………………………… 8
1.3. Причины конфликтов………………………………………….. 11
1.4. Модель процесса конфликта………………………………….. 14
Глава 2. Управление конфликтом……………………………………….. 18
2.1. Структурные методы разрешения конфликта………………… 18
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………. 19
2.3. Организационный подход к управлению конфликтами в
кризисной ситуации……………………………………………. 21
2.4.Предпосылки возникновения конфликтов и управление ими на
исследуемом предприятии……………………………………. 26
Заключение………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………… … 32
1.4. Модель процесса конфликта.
На рисунке 1 представлена модель конфликта
как процесса. Из нее видно, что
существование одного или более
источников конфликта увеличивает
возможность возникновения
Управленческая
ситуация
Источники
конфликта
Возможность
разрастания конфликта
на ситуацию происходит
Конфликт
происходит
Управление
конфликтом
Функциональные
и дисфункциональные
последствия
Рис.1. Модель конфликта как процесса.10
Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”11. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.
Следует заметить, что
вовлечение в конфликт в коммерческой
деятельности большого количества
людей позволяет резко
Функции конфликтов.12
Таблица 1.
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как оврагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива. |
Диагностика возможностей оппонента |
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Таблица 2.
Варианты развития конфликта |
Проведение переговоров |
1. Напряженность, несогласие |
Проводить рано, составляющие конфликта не определены |
2. Соперничество |
Уместны |
3. Агрессивность |
С участием третьей стороны |
4. Насилие, военные действия |
Невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
t 0 t1 t2 t3 t4
Рис.2 Развитие конфликта14.
Напряженность с течением
времени в предконфликтный
Глава 2. Управление конфликтом
2.1.Структурные методы разрешения конфликта
` Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов15.
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов16.
Из исследований известно,
что высокоэффективные компании
в конфликтных ситуациях
Для разрешения конфликта при использовании данного стиля (решения проблемы), необходима следующая последовательность действий:17
1. Определить проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того, как проблема определена, определить решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
2.3. Организационный подход к
управлению конфликтами в
Сложность управления предприятием в кризисной ситуации обусловлена следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера. Рекомендуемая в специальной литературе модель разрешения данной проблемы состоит в том, чтобы привести конфликтующие стороны к совместному обсуждению проблемы. Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит дискуссию в русло научного поиска решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Однако, такие простые способы разрешения конфликтов на практике вызывают большие сложности. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе18. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий активно поддерживать сотрудничество внутри организации. Но простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурно развивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения. Во многом такое положение обусловливается неправильным представлением руководителя о