Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является практическое применение методик и алгоритмов разрешения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1. Практическое применение методики Дж. Морено по определению степени сплочённости группы, выявление лидеров и “не вписывающихся” в коллектив.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 344.89 Кб (Скачать файл)

В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка. 

Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора.

Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоциональноличностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1. количество выборов ограничивается 3-5;

2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Рисунок 2 – Примерный бланк социометрического опроса

Выше приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, т.е. каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

Обработка и интерпретация результатов включает в себя:

1.   Составление социоматрицы.

Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные - по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Рисунок 3 – Сводные результаты социоматрицы

Взаимные выборы обводятся кружком (о). Или полукругом (Г\), если взаимность неполная.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.

Количество полученных выборов (79)-социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).

2.  Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

Рисунок 4 – Формула индекса групповой сплоченности

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.

3.  На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Рисунок 5 – Социограмма на основе социоматрицы

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Характеристика  предприятия, организационная  структура  управления персоналом  в  организации

 


Для анализа возьмем вымышленное предприятие «Информ Экспресс».

Мастерская  рекламы  «Информ Экспресс» - производственное  предприятие  единичного (эксклюзивного) производства, занимающаяся  изготовлением  наружной  рекламы  в  г. Нижний Тагил: вывески, рекламные  щиты, указатели, растяжки  через  дорогу  и  т.д.

Организационная  структура  управления  персоналом  представлена  на рисунке 6

Рисунок 6 – Организационная  структура  управления  персоналом  в  фирме «Информ Экспресс»

Качественные  характеристики  персонала «Информ Экспресс» представлены  в  таблице  2.

 

 

 

Таблица  2 – Качественные  характеристики  персонала фирмы «Информ Экспресс»

 

Должность

Возраст

Пол

Образование

Стаж

1.Директор

31 год

м

Высшее художественное

11 лет

2. Начальник производственного  отдела

27 лет

м

Высшее худож.

4 года

3. Художник-оформитель

25 лет

м

Высшее худож.

1 год

4. Художник-оформитель

27 лет

м

Высшее худож.

6 лет

5. Главный дизайнер

25 лет

м

Высшее худож.

4 года

6. Дизайнер

23 года

м

Н/высшее

0.5 года

7. Менеджер

24 года

ж

Высшее экономич.

1.5 года

8. Менеджер

22 года

ж

Н/высшее

0.5 года

9. Технолог

32 года

м

Высшее технич.

3 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  управленческой  документации


Документ 1

                                                                                     Директору «Информ Экспресс»

                                                                                             Иванову И.И.

        Докладная  записка 

          от  10.09.2012г.

        О  повышении  ритмичности  производства

    Ставлю  Вас  в  известность, что  в  производственной  мастерской  температура  воздуха  не  превышает  8 С.  В  связи  с  этим,  прошу  Вас  лично  разрешить  вопрос  отопления  с  арендодателем  помещения.

Откладывать  решение  вышеизложенной  проблемы  чревато  болезнью и не выходом  на  работу  людей.     

Начальник  производственного  отдела                                     Петров А.Б.

 

Документ 2              

Директору «Информ Экспресс»

Иванову  И.И.

Докладная  записка

От  07.10.2012 г.

Об  оплате  сверхурочных  работ  дизайнеров

 

В  связи  с  сезонным  увеличением  числа  поступаемых  заказов  прошу  рассмотреть  вопрос  сверхурочной  работы  дизайнеров  или  привлечения  внештатных  сотрудников.

 

 Главный  дизайнер                                                               Сидоров  А.С.

 

Документ 3

Фирма «Информ Экспресс»

Приказ  № 71

09.09.2012 г.

    О  депримирвании  художника-оформителя  Серова А.Г.

 

    На  основании  объяснительной  записки  нач. производственного  отдела  Петрова А.Б. от  03.10.2012 г. лишить  художника-оформителя  Серова А.Г.  премии  за  сентябрь  месяц  2012 г. в  размере  100 %

 

Директор                                                                                       Иванов И.И.

 

 

Документ 4

Директору «Информ Экспресс»

Иванову  И.И.

    Объяснительная  записка

    От 03.10.2012 г.

    О  срыве  сдачи  в  срок  заказа  № 152

 

           01.10.2012 г.  не  был  сдан  во  время  заказ  № 152. Причиной  данного  факта  является  то, что  художник-оформитель  Серов А.Г.  не  подготовил  все  расходные  материалы, что  пришлось  делать  всем  работникам  01.10.2012г.  Объяснительная  записка  Серова  А.Г.  не  содержит  объективных  причин  невыполнения  работы  в  срок.

 

Начальник  производственного  отдела                                    Петров А.Б. 

 

Документ  5

Директору  Иванову  И.И.

Докладная  записка

От  04.09.2012 г.

Об  оптимизации  работы  над  дизайном

 

     Ставлю  Вас  в  известность, что  за  последнее  время  очень  много  клиентов  были  недовольны  тем, как  быстро  отделом   дизайна  был  подготовлен  эскиз  рекламы.  В  то  же  время, при  неоднократном  обращении  меня  к  дизайнеру  Сидорову  А.С.  с  просьбой  ускорить этот  процесс  он  ответил, что  по  ночам  он  работать  не  будет.

     В  связи  с  этим  прошу  Вас  рассмотреть  эту  проблему. Иначе  неудовлетворённость  клиентов  нашей  работой  отразится  на  поступлении  заказов.

 

Верещагина  О.А.        менеджер  по  работе  с  клиентами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ  6

 

Фирма  «Информ Экспресс»

Приказ  № 102

От  05.05.2012 г.

Об  улучшении  обслуживания  клиентов

 

        С  целью  не допустить  снижения  качества  обслуживания  клиентов

Приказываю:

1. Главному  дизайнеру  Сидорову  А.С.  совместно  с  менеджером  по  работе  с  клиентами  Верещагиной  О.А.  представить  мероприятия  по  ускорению  работы  над  дизайном  рекламы  до  21.05.2012 г.

2. Менеджеру  по  работе  с  клиентами  Орловой  О.А.  разработать  план  до  21.05.2012г.  мероприятий  по  выяснению  основных  причин  неудовлетворённости  клиентов   работой  фирмы «Информ Экспресс»

 

Директор  Иванов  И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  социально – психологического климата  в  коллективе

 


Используя  методику  Дж. Морено  определим  степень  сплочённости  и  индекс  сплочённости  группы  численностью  8  человек.

Каждому  члену  группы  была  дана  социометрическая  карточка  с  вопросом:  « С  кем  из  перечисленных  Вам  приятно  работать?»

Результаты  опроса  помещены  в  таблицу 3.

Таблица  3 – Групповая  социометрическая  матрица

 

Кого выбирают

Количество сделанных выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

å+

å-

å

Кто выбирает

1

 

+

о

о

+

-

+

о

3

1

4

2

+

 

-

-

+

-

+

о

3

3

6

3

-

-

 

0

+

+

-

о

2

3

5

4

+

-

+

 

+

+

+

+

6

1

7

5

О

о

+

+

 

+

+

о

4

0

4

6

-

-

+

+

+

 

+

+

5

2

7

7

+

-

+

+

+

+

 

+

6

1

7

8

+

о

+

+

+

-

о

 

4

1

5

Количество полученных выборов

å’+

4

1

5

4

7

4

5

3

 

å’-

2

4

1

1

0

3

1

0

å’

6

5

6

5

7

7

6

3

Информация о работе Управление конфликтами в организации