Управление конфликтами в процессе изменения и развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: - рассмотреть понятийный аппарат проблематики; - изучить различные виды конфликтов; - определить причины, фазы и последствия конфликтов; - обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов; - разработать методологию исследования; - исследовать уровень конфликтности в организации ООО «Гефест».Фактический адрес: г.Таганрог ул.Смирновского 35 «б».

Содержание

Введение……………………………………………………………..………...3
1. Природа возникновения конфликта……………………………….........5
1.1 Сущность конфликта, его понятие………………………………..5
1.2.Типы конфликтов…………………………………………………..8
1.3.Причины конфликтов…………………………………………… .11
2. Управление конфликтом……………………………………………….13
2.1.Структурные методы разрешения конфликта…………………...13
2.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………..15
2.3.Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации…………………………………………………...17
3. Анализ деятельности организации………………………………………..22
3.1. Исторические сведения об организации………………………...22
3.2. Основные направления деятельности организации……………..24
3.3. Организационная структура предприятия……………………….25
4. Программа и методика исследования конфликтов в организации……...27

4.1. Методический инструментарий исследования…………………..28

4.2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе…………..29

Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………… … 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 164.91 Кб (Скачать файл)

Опыт  показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:

подтверждение гипотезы о взаимосвязи между  особенностями психологического климата в группах и закономерностями 
протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что 
производственные, социальные или социально-психологические 
процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

4.2. Анализ сплоченности и конфликтности в коллективе.

Для достижения поставленных задач была разработана «Анкета о коллективе»  и проведен опрос в первичном  коллективе, численностью 61 человека. В опросе приняло участие 27 человек – это около 45 % от численности всего коллектива, что позволяет считать опрос достоверным. Из 27-и опрошенных 21 (18,5 %) мужчин, 6 (77,8 %) женщина и один человек, не указавший свой пол.  Средний возраст опрошенных 32 лет, возраст самого старшего сотрудника из принявших участие в опросе 57 лет, самый молодой сотрудник 22 года, трое сотрудников не указали свой возраст.

Образование у большинства сотрудников высшее 24 (88,9 %), у одного сотрудника (3,7 %) среднее  специальное, научную степень имеет  также один сотрудник (3,7 %) и один сотрудник не указал свое образование.

Первый  блок анкеты состоит из 5 вопросов, направленных на определение групповой сплоченности коллектива в целом и групповой  сплоченности отдельно по отделам.

Уровень групповой сплоченности по отделам

 

Свою  принадлежность к отделам респонденты  определили следующим образом: 15 (55 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью отдела; 6 (22,2 %) опрошенных в большинстве случаев чувствуют  себя частью отдела; 1 (3,75 %) иногда чувствуют  себя членом отдела, иногда нет; 1 (3,75 %) редко чувствуют себя членом отдела; еще 1 (3,75 %) живет и существует отдельно от отдела; 3 (11,1 %) опрошенных ответили «Не знаю». Средний бал по данному  вопросу равен 4, максимум по методике 5, а минимум 1.

11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться  в своем отделе, 7 (25,9 %) скорее всего,  останутся, чем перейдут, 6 (22,2 %) не  видят различия между своим  отделом и другими отделами, 3 (11,1 %) не знают «переходить или  нет». Средний бал по данному  вопросу равен 3,85, максимум по  методике 5, а минимум 1.

Взаимоотношения между членами отдела респонденты  определили следующим образом: 14 (51,9 %) опрошенных считают, что взаимоотношения  у них в отделе лучше, чем в  других отделах; 9 (33,3 %) считают, что  взаимоотношения такие же, как  и в других отделах, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них  в отделе хуже, чем в других отделах; 2 (7,4 %) не знают. Средний бал по данному  вопросу равен 2,37, максимум по методике 3, а минимум 1.

 

Взаимоотношения с руководством отдела лучше, чем  в других отделах определяют 11 (40,7 %) опрошенных, а такими же, как и  в других отделах определяют 12 (44,4 %) респондентов, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу  равен 2,26, максимум по методике 3, а минимум 1.

11 (40,7 %) считают, что отношение к работе у них в отделе лучше, чем в других отделах, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в отделе отношение к работе такое же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) считают, что отношение к работе у них в отделе хуже, чем в других отделах. Средний бал по данному вопросу равен 2,33, максимум по методике 3, а минимум 1.

Суммарный уровень групповой сплоченности по отделам равен 14,81, что является хорошим показателем, так как  максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 19, а минимальный 6.

 

 

 

 

 

Уровень групповой сплоченности по организации в целом.

13 (48,1 %) опрошенных всегда чувствуют  себя членом, частью организации, 7 (25,9 %) в большинстве случаев чувствуют  себя частью организации, 2 (7,4 %) иногда  чувствуют себя членом организации,  иногда нет, 2 (7,4 %) живут и существуют  отдельно от организации, 3 (11,1 %) респондентов  не знают ответ на вопрос  о принадлежности к организации.  Средний бал по данному вопросу  равен 3,88, максимум по методике 5, а минимум 1.

11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться  в своей организации, 7 (25,9 %) скорее  всего, останутся, чем перейдут, 5 (18,5 %) не видят различия между  своей организацией и другими  организациями, 1 (3,75 %) предпочитают  перейти в другую организацию,  чем остаться, 3 (11,1 %) не знают «переходить  или нет». Средний бал по данному  вопросу равен 3,81, максимум по  методике 5, а минимум 1.

 

Взаимоотношения между членами организации респонденты  определили следующим образом: 9 (33,3 %) опрошенных считают, что взаимоотношения  у них в организации лучше, чем в других организациях; 15 (55 %) считают, что взаимоотношения такие  же, как и в других организациях, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения  у них в организациях хуже, чем  в других организациях; 1 (3,75 %) не знает. Средний бал по данному вопросу  равен 2,22, максимум по методике 3, а минимум 1.

Взаимоотношения с руководством организации  лучше, чем в других организациях определяют 8 (29,6 %) опрошенных, а такими же, как и в других организациях определяют 13 (48,1 %) респондентов, хуже, чем в других организациях считает 1 (3,75 %) опрошенных, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу  равен 2,07, максимум по методике 3, а минимум 1.


 

 

 

 

 

 

8 (29,6 %) считают, что отношение к  работе у них в организации  лучше, чем в других организациях, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в  организации отношение к работе  такое же, как и в других  организациях, 5 (18,5 %) считают, что  отношение к работе у них  в  хуже, чем в других организациях. Средний бал по данному вопросу  равен 2,11, максимум по методике 3, а минимум 1.

Суммарный уровень групповой сплоченности по организации, в целом равен 14,09 это несколько ниже, чем сплоченность в отделах, но его можно считать  очень хорошим уровнем сплоченности, так как при коридорном расположении отделов и сотрудников уровень  сплоченности организации, как правило, значительно ниже, чем по отделам.

Уровень конфликтности в отделах

13 (48,1 %) опрошенных считают, что у них в отделе конфликтов нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 3 (11,1 %) опрошенных не знают. Суммарный бал по данному вопросу равен 1,93, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.

Частоту конфликтов в отделе респонденты  определили следующим образом: конфликты  бывают редко, утверждают 16 (59,3 %) опрошенных; не знают 11 (40,7 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,41, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.

Средний уровень конфликтности в отделах  составил 1,67 это положительный показатель, так как максимальный уровень, в  соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.

 

 

 

 

 

 

 

Уровень конфликтности, в целом по организации

9 (33,3 %) опрошенных считают, что  у них в организации конфликтов  нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 7 (25,9 %) опрошенных  не знают. Суммарный бал по  данному вопросу равен 2,07, негативный  максимум по методике 3, а позитивный  минимум 1.

Частоту конфликтов в организации респонденты  определили следующим образом: конфликты  бывают редко, утверждают 13 (48,1 %) опрошенных; конфликты бывают часто, считают 2 (7,4 %) респондентов; не знают 12 (44,4 %). Суммарный  бал по данному вопросу равен 1,59, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.

Средний уровень конфликтности по организации, в целом составил 1,83 это несколько  выше, чем уровень конфликтности  в отделах, но его можно считать  положительным уровнем конфликтности, так как уровень конфликтности  организации, как правило, значительно  ниже, чем по отделам.

 

Степень устойчивости сотрудников  к конфликтам в отделе

Значение  конфликтов в отделе сотрудники оценили  следующим образом: не имеют значения, ответили 5 (18,5 %) опрошенных; не очень  большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.

Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников. Суммарный  бал по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.

Средняя степень устойчивости сотрудников  к конфликтам в отделах составила 1,76 этот показатель ниже среднего, так  как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.

 

Степень устойчивости сотрудников  к конфликтам в организации

Значение  конфликтов в организации сотрудники оценили следующим образом: не имеют  значения, ответили 5 (18,5 %) опрошенных; не очень большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Средний  балл по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.

Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников. Средний балл по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.

Средняя степень устойчивость сотрудников  к конфликтам в организации составил 1,76, этот показатель ниже среднего, так  как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.

Анализ причин конфликтов в отделах

9 (33,3 %) опрошенных считают, что  главной причиной конфликтов  в отделе является психологическая  несовместимость сотрудников, характеров, взглядов, 7 (25,9 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов  связана с выполнением заданий, 5 (18,5 %) считают, что конфликты  связаны с нарушением норм  поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов  – распределение отпусков, 1 (3,75 %) респондентов утверждают, что конфликты  связанны с начислением заработной  платы и премий.

Анализ причин конфликтов на уровне организации

8 (29,6 %) опрошенных считают, что  главной причиной конфликтов  в отделе является психологическая  несовместимость сотрудников, характеров, взглядов, 6 (22,2 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов  связана с выполнением заданий, 7 (25,9 %) считают, что конфликты  связаны с нарушением норм  поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов  – распределение отпусков, 2 (7,4 %) респондентов утверждают, что конфликты  связанны с начислением заработной  платы и премий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На любом  уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, людям, осуществляющим процесс управления, приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия.

Результаты  исследования, проведенного в коллективе СООО «Гефест», показали, что система управления конфликтами в объекте исследования имеет высокий уровень развития. Так уровень конфликтности в целом по организации составил 1,83 (по шкале от 1 до 3), а уровень сплоченности организации составил 14,09 баллов (по шкале от 6 до 19). Показатели уровень сплоченности и уровень конфликтности являются взаимозависимыми, т.к. когда уровень сплоченности выше, уровень конфликтности ниже, т.е. коллектив един и конфликтует меньше. Данные показатели в объекте исследования имеют очень хорошее значение.

В отделах организации, как и предполагалось, уровень сплоченности выше 14,81 (по шкале  от 6 до 19), чем в целом по организации, а уровень конфликтности ниже 1,67 (по шкале от 1 до 3). Стоит отметить, что в отделах преобладают  конфликты, причиной которых являются межличностные отношения на почве  расхождения взглядов, характеров.

Рассматривая  уровень конфликтности по горизонтали и вертикали, следует выделить, что уровень конфликтности между руководством и подчиненными выше (1,99 по шкале от 1 до 3), чем между подчиненными одного уровня (1,69 по шкале от 1 до 3).

В условных возрастных группах наблюдается  тенденция уменьшения уровня конфликтности  по мере увеличения возраста респондентов. В группе до 35 лет (7 человек) конфликтность  составила 2,03 (по шкале от 1 до 3), в  группе от 36 до 44 лет (9 человек) 1,92 балла, а в группе от 45 и более (8 человек) уровень конфликтности еще ниже 1,87. Данная тенденция подтверждает что с возрастом люди становятся более терпимы друг к другу.

По  сфере возникновения и развития конфликтов в данной организации  преобладают деловые конфликты, т.е. связанные с официальной деятельностью сотрудников, выполнением ими должностных обязанностей – 35 %, межличностные конфликты преобладают в отделах, и составляют 32 %. Так же в организации существуют конфликты, связанные с нарушением трудовой дисциплины и норм поведения – 23 %.

По  причине распределения ресурсов в организации возникает 10 % конфликтов.

Информация о работе Управление конфликтами в процессе изменения и развития организации