Управление конфликтами и методы их предупреждения в современной деловой практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность. «Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события.»

Содержание

Введение 3-4
1. Понятие конфликтов 5-7
2. Типология конфликтов 8-13
3. Функции конфликта 14-15
4. Конфликт как процесс 16-19
5. Причины конфликта 20-23
6. Управление и преодоление конфликта 24-31
7. Предупреждение конфликта 32-35
Заключение 36-37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Аксиологические конфликты. Противоположные ценности и цели, реализуемые отдельными общественными группами (семейными, религиозными, политическими и т. д.), могут быть также источниками социальных конфликтов. А поскольку в каждом развитом обществе человек участвует в жизни многих общественных групп, он может оказаться в конфликтной ситуации, вызванной проблемой согласования противоположных ценностей и целей, последовательно реализуемых отдельными группами. Возникают внутренние конфликты отдельных индивидов, предметы которых могут быть весьма разнообразны.

Позиционный конфликт. Позиционные конфликты возникают вследствие противоположности интересов социальных групп или отдельных личностей, занимающих разное положение в структуре организационных отношений. Различием позиций людей определяется различие их интересов, поэтому борьба носит обезличенный характер. Однако поскольку позиционные интересы отстаивают конкретные люди, руководители организации или лидеры социальных групп или объединений, то борьба нередко приобретает персонифицированный характер. Поэтому позиционные конфликты чреваты конфликтами межличностными, психологическими. Тогда в деловое противостояние вовлекаются другие участники и конфликты наполняются эмоциональным накалом, дезорганизуют и разрушают всю систему. Ситуации позиционного конфликта часто встречаются в общественной жизни. Таково, например, положение членов контролирующих и проверяющих комиссий, служащих налоговых органов. Иногда сознательно создаются ситуации взаимного контроля, когда люди также оказываются в постоянном позиционном конфликте. Ярким примером такого конфликта является взаимодействие представительной и исполнительной властей на всех уровнях государственной управленческой иерархии. Такие конфликты регулируются четким разграничением полномочий и строгой регламентацией деятельности органов государственного управления. Другой пример позиционного конфликта — взаимодействие органов государственного управления по вертикали:  федеральные органы — администрации субъектов федерации, а также органов государственного управления — органы местного самоуправления.

«Проблема типологии разнородных  явлений чрезвычайно сложна. Типология  конфликтов затруднена вследствие ряда обстоятельств. Во-первых, конфликты  относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты. Во-вторых, любой конфликт имеет  множество сторон, свойств, аспектов, что требует комплексного подхода  к его изучению. Многогранность конфликта  затрудняет выделение и обоснования  признаков, по которым можно было бы бесспорно отличить один тип конфликта  от другого» 6.

Проблема типологии конфликтов а будет занимать одно из центральных  мест в анализе конфликтных ситуаций, поскольку это имеет теоретическое  и практическое значение. Методы регулирования  конфликтных ситуаций часто напрямую зависят от типа конфликта.  Зная тип  конфликта можно изначально выбрать стратегию и тактику  регулирования конфликтной ситуации, способы поведения и формы  борьбы, избираемые субъектами — сторонами  конфликта.

С точки зрения организационных  уровней, к которым принадлежат  стороны, конфликты можно разделить  на горизонтальные и вертикальные. К первому виду относится, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму — между различными уровнями иерархии.

По сфере возникновения  и развития конфликты можно разделить  на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения

Переплетение внутриорганизационных  отношений на практике приводит к  тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе различные  элементы

С точки зрения столкновение противоположных позиций конфликт может иметь две формы:

а) скрытое, неявное столкновение и 

б) открытое, явное столкновение противоположных позиций.

Столкновение противоположных  позиций может быть либо скрытым, неявным, либо явным, открытым, но не может  быть одновременно явным и неявным, скрытым и открытым. Явное столкновение позиций в коллективе может быть на какое-то время и скрыто от посторонних  глаз, но тогда для одних людей  — непосредственных участников конфликта  — оно будет только явным, а  для других — посторонних —  только скрытым.

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект а, следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход управляемых ими процессов. Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный.

«Проблема типологии конфликтов всегда будет занимать одно из центральных  мест в анализе конфликтных ситуаций, поскольку это имеет теоретическое  и практическое значение. Дело в  том, что методы регулирования конфликтных  ситуаций очень часто напрямую зависят  от типа конфликта. Можно изначально задать стратегию и тактику регулирования  конфликтной ситуации, способы поведения  и формы борьбы, избираемые субъектами — сторонами конфликта.»7

 

 

 

 

 

3.Функции конфликта

За все время своего существования конфликты как  естественные явления выполняли  и выполняют одну и ту же главную  функцию – разрешают противоречия, возникающие в процессе самоорганизации  всех форм движения материи, содействуя тем самым ее эволюции. Феномен  конфликтов состоит в том, что  они порождаются противоречиями, но они же эти противоречия и разрешают.

У конфликтов, как и у  любых других явлений, помимо основной, есть неосновные функции. Они раскрывают другие, более частные стороны  конфликтных проявлений. В отличие  от основной, эти функции ситуативные, то есть в одних ситуациях они  могут проявляться, а в других нет. Вместе с основной функцией они  играют важную роль в понимании существа конфликтов. Конфликты могут выполнять  позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

- информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

- сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

- стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

- снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

- диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

- большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

- исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

- уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

- неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;

- утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

 

4.Конфликт как  процесс

Можно подумать что конфликт начинается именно с открытого столкновения, но это не совсем так,  конфликт начинается именно со скрытого со скрытого столкновения противоположных позиций перетекающего  уже в открытое столкновение.

«Конфликт можно рассматривать  в узком и в широком смыслах. В узком — это непосредственное столкновение сторон, в широком —  процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого столкновение является лишь одним из них.»8

На первом этапе ценности, интересы, установки сторон вступают в противоречие друг с другом это  и приводит к образованию конфликтной  ситуации. Эта ситуация может возникнуть как «по инициативе» сторон, так  и без их участия, в том числе  и быть переданной им «по наследству», как, например, «кровная месть».

Элементами конфликтной  ситуации, являются прежде всего ее участники. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Эти противники образуют стержень конфликта. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли.

Другим элементом конфликтной  ситуации является объект, который, собственно говоря, и вызывает ее к жизни. Под объектом конфликта понимается та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

Различие взглядов сторон на объект когда каждая стремится  им обладать, и образует предмет конфликтной ситуации. Но она может быть и безобъектной, вызванной лишь различием взглядов на нечто, что не составляет реальных помех для сторон. В соответствии с этим по характеру конфликтные ситуации принято делить на: объективные и субъективные. Последние по природе всегда эмоциональны и часто являются следствием психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга. Если же различия во взглядах мнимые и люди просто по-разному выражают одно и то же мнение, конфликтная ситуация оказывается беспредметной.

«На поведение человека в  конфликтной ситуации влияет глобальный интерес, цели ближайших и отдаленных действий, оценка своего положения, шансов на успех, интересов противника, представление  о целях, способах действия противника и общих перспективах.»9

Если сам объект, породивший ее;  если перестанет существовать , то со временем конфликтная ситуация может исчезнуть; сохраниться в  прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействием инцидента, т.е. события или обстоятельства, послужившего толчком или поводом к столкновению оппонентов.

Вторая фаза конфликта может быть целенаправленно спровоцирована или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон и представлять собой, инцидент. На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит обострение и распространение конфликта. Когда деструктивное поведение сторон еще больше запутывает проблему, так что невозможно найти ни правых, ни виноватых.

Третьей фазой развития конфликта является кризис который заканчивается разрывом отношений между оппонентами. Эта фаза в свою очередь состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного этапа сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах,  и оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно — они теряют самоконтроль и их необходимо разъединять. Тогда и происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в захвате и удержании спорного объекта, создание помех для него и причинение вреда, задевающие и оскорбляющие действия.

Если одна из сторон имеет  значительный перевес , то противоборство заканчивается быстрее, но может  стать затяжным с чередованием активных и пассивных фаз, наступления  и обороны, перемежаться переговорами, что абсолютно не означает завершения конфликта.

Четвертой фазой конфликта  составляет полное окончание по любым  причинам. Он может закончиться полным разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Если при этом определился  явный победитель, в его пользу перераспределяются выгоды, а потери — удел побежденного; если последний  признается лишь формально, реальных изменений  не происходит; если же не победила ни одна из сторон, все даже внешне остается по-старому. Объективный конфликт завершается  вследствие ликвидации (самоликвидации) объекта, потери его значения для  сторон в силу изменившихся обстоятельств, оставления у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ничего этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные  психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.

Информация о работе Управление конфликтами и методы их предупреждения в современной деловой практике