Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа
Объектом исследования является конфликт и его основные виды.
Предметом исследования выступает разрешение конфликтов как средство повышения эффективности деятельности организации.
Цель данной работы - рассмотреть сущность конфликта, выявить причины и последствия конфликтов, а так же выделить пути их разрешения.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Конфликт как объект управления……………………………………………..4
1.1. Понятие конфликта ………………………………………………………….4
1.2. Основные типы конфликтов ………………………………………………...7
2. Причины и последствия возникновения конфликта в организации……….12
2.1. Причины конфликта ………………………………………………………..12
2.2. Последствия конфликта ……………………………………………………17
3. Управление конфликтом……………………………………………...............19
3.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………….............19
3.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………………….22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар -- изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это -- яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто
из-за различия целей начинают конфликтовать
друг с другом функциональные группы
внутри организации. Например, отдел сбыта,
как правило, ориентирован на покупателя,
в то время как производственное подразделение
больше заботится о соотношении затрат
и эффективности, а также об экономии на
масштабах (имеется в виду снижение издержек
производства на единицу продукции при
увеличении размеров производства, так
как на каждое изделие будет приходиться
меньшая доля условно-постоянных и накладных
расходов. Однако при слишком больших
размерах предприятия такого рода “экономия
на масштабах” часто перестает действовать
из-за нарастающих трудностей в управлении).
Держать большие товарные запасы, чтобы
быстро выполнять заказы, как предпочитает
отдел сбыта, значит увеличивать затраты,
а это противоречит интересам производственных
подразделений. Дневная смена медицинского
персонала может обвинить ночную смену
в том, что та плохо ухаживает за больными.
В крупных организациях одно подразделение
может попытаться увеличить свою прибыльность,
продавая готовую продукцию внешним потребителям
вместо того, чтобы удовлетворить потребности
других подразделений компании в своей
продукции по более низкой цене.
2. Причины и последствия возникновения конфликта в организации
2.1. Причины конфликта
Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
1.
Распределение ресурсов. Даже в
самых крупных и богатых
2.
Взаимозависимость задач.
Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
3.
Различия в целях. Вероятность
этих конфликтов в
4.
Различия в способах
5.
Неудовлетворительные
6.
Различия в представлениях и
ценностях. Представление о
Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование (бизнес и техника). Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремится к эффективности и рентабельности, и медицинским персоналом, для которого большей ценностью является качество оказываемой больным помощи.
7.
Различия в психологических
2.2.Последствия конфликтов
По своим последствиям конфликты бывают двух типов: конструктивные и деструктивные.
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то он становится деструктивным.
Любой конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления в целом.
Последствия конфликта определяются тем, насколько эффективным будет управление конфликтом, т.е. напрямую зависит от деятельности руководителя.
Разделяют положительные и отрицательные последствия конфликтов. К первым относят:
1.
Проблема решается таким путем,
2. Стороны больше расположены к сотрудничеству в последующих конфликтных ситуациях.
3.
Конфликт помогает выявить
4.
Конфликты ведут к перестройке
существующих и образованию
5.
Конфликты стимулируют
Отрицательные последствия:
1.
Неудовлетворенность, плохое
2.
Меньшая степень
3.
Сильная преданность человека
к группе и увеличение
4.
Противопоставление своих
5.
Уменьшение взаимодействия
6.
Придание большего значения
Исходя
из положительных последствий