Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ управления оборотными активами товарного предприятия и разработка методов оптимизации.
Поставленная цель, выбранный объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:
дать понятие, состав и структура оборотных активов;
оценить нормирование оборотных активов;
рассмотреть источники формирования оборотных активов;
дать характеристику деятельности предприятия;
провести анализ управления оборотными активами предприятия;
обосновать объемы закупки и программы повышения эффективности закупочной деятельности;
предложить методы оптимизации оборотными активами товарного предприятия.
В качестве объекта курсовой работы рассматривается ЗАО «Петролайн».
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления оборотными активами товарного предприятия 5
1.1 Понятие, состав и структура оборотных активов 5
1.2 Нормирование оборотных активов 7
1.3 Источники формирования оборотных активов 9
Глава 2 Управление оборотными активами товарного предприятия 12
2.1 Характеристика деятельности предприятия 12
2.2 Анализ управления оборотными активами предприятия 14
2.3 Обоснование объемов закупки и программы повышения эффективности закупочной деятельности 32
Глава 3 Методы оптимизации оборотными активами товарного предприятия 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 49
Заемные источники формирования оборотных средств целесообразно привлекать для сокращения общей хозяйственной потребности в них (средствах оборота). Вместе с этим обеспечивается стимулирование более эффективного применения ресурсов [29, с. 167].
К заемным средствам относятся, как правило, банковские кредиты на непродолжительные периоды. Заемные ресурсы позволяют удовлетворить временные, возникшие дополнительно, потребности. Среди основных направлений привлечения кредитов с целью создания оборотных средств следует выделить:
Как показывает практика, заемные средства в форме кредитов применяются более эффективно, нежели собственные средства оборота предприятия. Это связано с тем, что кредиты совершают круговорот быстрее, имеют назначение целевое. Кроме того, выдаются эти средства на четко определенный срок и сопровождаются выплатой банковского процента. Эти обстоятельства побуждают организацию обеспечивать постоянный контроль над процессом движения кредитных ресурсов, а также результативностью их применения.
Следует отметить, что заемные средства могут представлять собой не только краткосрочные банковские кредиты, но и кредиторскую задолженность. В эту же категорию входят и прочие привлеченные ресурсы – резервы, временно не применяемые по целевому назначению, остатки фондов.
В случае если предприятие в процессе выполнения плановой программы производства имеет меньшую фактическую сумму оборотных средств, чем плановая потребность в них, имеет место высвобождение оборотных средств [11, c. 167].
ЗАО «Петролайн» зарегистрирована 24 ноября 1999 года регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени №3. Директор организации - Еремеев Виктор Михайлович.
ЗАО «Петролайн» находится по адресу 628187, Тюменская область, Ханты-мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Пионерская, д. 28Б.
Основным видом деятельности является «Розничная торговля мучными кондитерскими изделиями». Основная отрасль компании - «Розничная торговля».
ЗАО «Петролайн» действует на основании Устава в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах» и иными нормативно-правовыми актами РФ. Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Общество имеет фирменное наименование:
Оптовая и розничная торговля пивом, соками, минеральной водой и сопутствующими продовольственными товарами: безалкогольная продукция, алкогольная продукция, молочная продукция, хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, чай и кофе, кондитерские изделия, мясные изделия, консервы, пищевые концентраты. ЗАО «Петролайн» закупает продукцию у более чем 50 поставщиков. В каталоге фирмы присутствуют более 120 дистрибутируемых марок пива, соков и воды всех континентов.
ЗАО «Петролайн» имеет линейно-функциональную структуру управления. Она представлена на схеме в Приложении 1. Организация управляется общим собранием участников, которому подчиняется непосредственно генеральный директор ЗАО «Петролайн».
Заместителями генерального директора являются коммерческий директор, финансовый директор и директор по продажам. Каждый имеет свою сферу ответственности. В ведении финансового директора находится бухгалтерия и отдел финансового планирования и контроля. В ведении коммерческого директора находятся отдел закупок, отдел логистики, автопарк (водители), служба безопасности. Склад. В ведении директора по продажам сосредоточены отделы сбыта – важнейшее звено в цепочке деятельности предприятия. Отделы продаж: розничный, сетевой, оптовый, региональный, отдел HoReCa (поставки предприятиям общепита, гостиничного и ресторанного бизнеса).
Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT–анализ.
Проанализируем внутреннюю среду ЗАО «Петролайн». Что касается организации деятельности торгового комплекса, то относительно преимуществ здесь можно выделить:
Среди недостатков можно выделить не очень удачное распределение торговых рядов. Покупатели иногда заблуждаются в здании торгового комплекса.
Продовольственная продукция, поставляемая в ЗАО «Петролайн», всегда свежая, изготовленная из натуральных сырьевых продуктов. Что касается товаров промышленного назначения, то, в связи с ненадежностью отдельных поставщиков, выявляется достаточно высокий процент бракованной продукции.
Оборотные средства предприятия – это те денежные ресурсы, которые авансируются в оборотные фонды (сфера производства), а также фонды обращения (сфера обращения). В свою очередь оборотные фонды состоят из производственных запасов, незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления и расходов будущего периода.
В таблице 2.1 проведем анализ состава оборотных средств.
Таблица 2.1
Анализ состава оборотных средств ЗАО «Петролайн» за 2011-2012 гг., тыс. руб.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
Запасы |
44532 |
51743 |
7211 |
116,19 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
972 |
472 |
-500 |
48,56 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
882 |
1273 |
391 |
144,33 |
в том числе покупатели и заказчики |
413 |
804 |
391 |
194,67 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
26386 |
30776 |
4390 |
116,64 |
в том числе покупатели и заказчики |
22786 |
29813 |
7027 |
130,84 |
Денежные средства |
1281 |
1760 |
479 |
137,39 |
Итого оборотных средств |
74053 |
86023 |
11970 |
116,16 |
Согласно данным таблицы 2.1 можно увидеть, что запасы в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 7211 тыс. руб.
Сумма налога на добавленную стоимость с 2011 по 2012 гг. сократилась с 972 до 472 тыс. руб., то есть на 51,44%.
Долгосрочная дебиторская задолженность увеличилась с 882 тыс. руб. в 2011 г. до 1273 тыс. руб. в 2012 г., то есть на 391 тыс. руб.
В том числе за счет долгосрочной задолженности покупателей и заказчиков с 2011 по 2012 гг. произошло увеличение с 413 до 804 тыс. руб.
Кроме того, на предприятии с 2011 по 2012 гг. увеличилась краткосрочная дебиторская задолженность от покупателей и заказчиков с 22786 до 29813 тыс. руб., то есть на 130,84%. А сама краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась до 30776 тыс. руб., то есть на 4390 тыс. руб.
Краткосрочные финансовые вложения на предприятии отсутствуют.
Сумма денежных средств в ЗАО «Петролайн» с 2011 по 2012 гг. возросла с 1281 до 1760 тыс. руб.
Таким образом, оборотные активы увеличились с 74053 тыс. руб. в 2011 г. до 86023 тыс. руб. в 2012 г., то есть на 16,16% или на 11970 тыс. руб.
В таблице 2.2 проведем оценку структуры оборотных активов.
Таблица 2.2
Анализ структуры оборотных средств ЗАО «Петролайн» за 2011-2012 гг., тыс. руб.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+;-) |
Запасы |
60,14 |
60,15 |
0,01 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1,31 |
0,55 |
-0,76 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
1,19 |
1,48 |
0,29 |
в том числе покупатели и заказчики |
0,56 |
0,93 |
0,38 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
35,63 |
35,78 |
0,15 |
в том числе покупатели и заказчики |
30,77 |
34,66 |
3,89 |
Денежные средства |
1,73 |
2,05 |
0,32 |
Итого оборотных средств |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Согласно данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что наибольшую долю в составе оборотного капитала занимают запасы, доля которых с 2011 по 2012 гг. увеличилась с 60,14 до 60,15%, и краткосрочная дебиторская задолженность, которая составляет 35,78%, увеличившись при этом с 2011 г. на 0,15%.
Налог на добавленную стоимость занимает в составе оборотных активов только 0,55%, снизившись с 2011 г. на 0,76%.
Доля краткосрочной дебиторской задолженности с 2011 по 2012 гг. увеличилась с 1,19 до 1,48%, в том числе доля краткосрочной задолженности покупателей и заказчиков резко возросла с 0,56 до 0,93%.
Доля денежных средств в составе оборотного капитала увеличилась с 1,73% в 2011 г. до 2,05% в 2012 г., то есть на 0,32%.
Оборотные активы увеличились с 74053 тыс. руб. в 2011 г. до 86023 тыс. руб. в 2012 г., то есть на 16,16% или на 11970 тыс. руб.
Показатели эффективности использования оборотных средств представляют собой целую систему экономических показателей, и, прежде всего, оборотные средства характеризуются таким показателем, как оборачиваемость. Оборачиваемость – это продолжительность полного оборота средств, начиная с момента их приобретения и заканчивая выходом, а также реализацией готовой продукции. Она неодинакова для различных предприятий. Зависит от того, к какой отрасли они принадлежат, а в пределах одной отрасли - от организации производства, сбыта продукции. В сельскохозяйственном предприятии – от специализации и т.д.
Анализ использования оборотных средств производится с помощью таких показателей, как продолжительность оборота, остаток (среднегодовой), коэффициент оборотов, коэффициент, характеризующий загрузку оборотных средств в обороте.
Анализ оборачиваемости оборотных средств проведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ оборачиваемости оборотных средств ЗАО «Петролайн»
за 2011-2012 годы
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+;-) |
Запасы, тыс. руб. |
44532 |
51743 |
7211 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, тыс. руб. |
972 |
472 |
-500 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), тыс. руб. |
882 |
1273 |
391 |
в том числе покупатели и заказчики, тыс. руб. |
413 |
804 |
391 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), тыс. руб. |
26386 |
30776 |
4390 |
в том числе покупатели и заказчики, тыс. руб. |
22786 |
29813 |
7027 |
Денежные средства, тыс. руб. |
1281 |
1760 |
479 |
Итого оборотных средств, тыс. руб. |
74053 |
86023 |
11970 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
132150 |
152900 |
20750 |
Оборачиваемость: |
|||
Запасы, оборотов |
2,97 |
2,95 |
-0,01 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, оборотов |
135,96 |
323,94 |
187,98 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), оборотов |
149,83 |
120,11 |
-29,72 |
в том числе покупатели и заказчики, оборотов |
319,98 |
190,17 |
-129,80 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), оборотов |
5,01 |
4,97 |
-0,04 |
в том числе покупатели и заказчики, оборотов |
5,80 |
5,13 |
-0,67 |
Денежные средства, оборотов |
103,16 |
86,88 |
-16,29 |
Итого оборотных средств, оборотов |
1,78 |
1,77 |
-0,01 |
Продолжительность оборота: |
|||
Запасы, дней |
121,31 |
121,83 |
0,51 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дней |
2,65 |
1,11 |
-1,54 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), дней |
2,40 |
3,00 |
0,59 |
в том числе покупатели и заказчики, дней |
1,13 |
1,89 |
0,77 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) , дней |
71,88 |
72,46 |
0,58 |
в том числе покупатели и заказчики, дней |
62,07 |
70,19 |
8,12 |
Краткосрочные финансовые вложения, дней |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Денежные средства, дней |
3,49 |
4,14 |
0,65 |
Прочие оборотные активы, дней |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого оборотных средств, дней |
201,73 |
202,54 |
0,81 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
132150 |
152900 |
20750 |
Информация о работе Управление оборотными активами товарного предприятия - методы оптимизации