Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций

Краткое описание

Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2..docx

— 57.34 Кб (Скачать файл)

Сезонная безработица характеризуется регулярными годовыми колебаниями, короткой продолжительностью безработицы, высокой долей безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов.

Конъюнктурная безработица характеризуется высокой долей безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры, резким повышением безработных в периоды спадов.

Уровень безработицы определяют как отношение численности безработных к общей сумме рабочей силы. Ее рассчитывают по следующей формуле:

Уб = (Чб / (Чрб))* 100%, где

Чб — численность безработных;

Чр – количество людей, имеющих работу.

Уровень безработицы =             Численность безработных*100          .

Численность экономически активного населения

Уровень трудоустройства =    Численность трудоустроенных граждан         .

Численность обратившихся в службу занятости

 

Соотношение понятий трудовые ресурсы и экономически активное население

Постоянное население

Трудоспособное население

Нетрудоспособное население

В нетрудоспособном

Возрасте

Население в трудоспособном возрасте

В нетрудоспособном

возрасте

Работающие пенсионеры

Работающие подростки

Трудоспособное население в  трудоспособном возрасте

Нетрудоспособные инвалиды

Пенсионеры-льготники

Пенсионеры по старости

Дети и подростки

Трудовые ресурсы

Не являются трудовыми ресурсами

Занятые в экономике

Незанятые в экономике

Занятые в экономике в отраслевом разрезе (в том числе пенсионеры и студенты)

Занятые в ЛПХ

1

2

3

Не являются трудовыми ресурсами

Занятые в экономике и безработные

по  методологии МОТ

4

Другие незанятые в экономике, в том числе предъявляющие  спрос на рабочие места и не предъявляющие

Экономически активное население

Экономически неактивное население


1 – безработные,

2 – учащиеся  дневных учебных заведений,

3 – добровольно  незанятые,

4 – отчаявшиеся найти работу.

Главной задачей в сфере труда является более эффективное использование  трудовых ресурсов. При этом должны быть обеспечены увеличение объема рабочего времени, равномерное его использование в течение года и всемерная экономия труда. Важными показателями использования трудовых ресурсов являются степень вовлечения ресурсов в общественное производство, функционирование труда в течение рабочего дня и года, сезонный характер использования трудовых ресурсов (табл. 2).

Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется показателем  производительности труда: выходом  валовой продукции на одного среднегодового работника (в человеко-часах).

Таблица 2 –  Показатели использования трудовых ресурсов

Показатели

Формула расчета

Обозначения

Уровень использования трудовых ресурсов

Ку =

Ку — коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве

Тп — трудовые ресурсы, участвующие в производстве, чел.

Тн — наличие трудовых ресурсов, чел.

Коэффициент использования рабочего времени в течение года

Кг =

Кг — коэффициент использования рабочего времени в течение года

Рф — фактически отработанное рабочее время, ч

Рв — возможный годовой фонд рабочего времени, ч

Коэффициент использования рабочего времени дня

Кд =

Кд — коэффициент использования рабочего времени дня

Вф — фактически отработанное время дня, ч

Ву — установленное рабочее время дня, ч

Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов

Кс =

Кс — коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов

Зм — максимальная или минимальная занятость работников в месяц, ч

Зср — среднемесячная занятость работников, ч


 

2. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Задачами государственной системы управления являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций и т.д.

В рыночных условиях государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием, состоящих из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правом участия в законодательной деятельности, но не наделен правом принимать законы; он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации образованы комитеты, в  компетенцию которых входит регулирование  социально-трудовых отношений по следующим вопросам: бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям; социальной политике.

В Государственной  Думе образованы комитеты по следующим  направлениям: законодательству и судебно-правовой реформе; экономической политике; бюджету, налогам, банкам и финансам; труду и социальной политике; образованию и науке; и др.

На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную  власть осуществляет Правительство  РФ, формируемое Президентом, Правительство обеспечивает соответствие социально-трудовых отношений Конституции РФ, федеральным законам, нормативным Указам Президента.

Деятельность  Правительства охватывает все стороны  жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития; в сфере социальной политики — программы социального развития и др.

Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства и ведомства, в том  числе специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами, а также образовательные и научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

Судебную  власть представляют Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство  юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том  числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

  • участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);
  • государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
  • организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
  • сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;
  • повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;
  • участие в правовом просвещении граждан.

Центральным органом федеральной и исполнительной власти, осуществляющим руководство  работой по обеспечению единой государственной  политики в области труда, занятости  и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (ранее Министерство труда и социального развития РФ). Оно работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и с общественными организациями.

Минздравсоцразвития России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации на основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

- здравоохранение,  включая организацию медицинской  профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;

- качество, эффективность и безопасность  лекарственных средств;

- курортное  дело;

- санитарно-эпидемиологическое  благополучие;

- уровень  жизни и доходов населения;

- оплата  труда;

- пенсионное  обеспечение;

- социальное  страхование;

- условия  и охрана труда;

- социальное  партнерство и трудовые отношения;

- занятость  населения и безработица;

- трудовая  миграция;

- альтернативная  гражданская служба;

- социальная  защита;

- демографическая  политика;

- физическая  культура и спорт;

- туризм;

- защита  прав потребителей.

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ занимается разработкой  и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации, разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся, осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости, контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Информация о работе Управление персоналом