Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:50, курс лекций
Трудовые ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, критерием отнесения к трудовым ресурсам являются границы трудоспособного возраста: 16—59 (64) лет для мужчин, 16—54 (59) года для женщин. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры).
Сезонная безработица характеризуется регулярными годовыми колебаниями, короткой продолжительностью безработицы, высокой долей безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов.
Конъюнктурная безработица характеризуется высокой долей безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры, резким повышением безработных в периоды спадов.
Уровень безработицы определяют как отношение численности безработных к общей сумме рабочей силы. Ее рассчитывают по следующей формуле:
Уб = (Чб / (Чр+Чб))* 100%, где
Чб — численность безработных;
Чр – количество людей, имеющих работу.
Уровень безработицы = Численность безработных*100 .
Численность экономически активного населения
Уровень трудоустройства = Численность трудоустроенных граждан .
Численность обратившихся в службу занятости
Соотношение понятий трудовые ресурсы и экономически активное население
Постоянное население | ||||||||||||
Трудоспособное население |
Нетрудоспособное население | |||||||||||
В нетрудоспособном Возрасте |
Население в трудоспособном возрасте |
В нетрудоспособном возрасте | ||||||||||
Работающие пенсионеры |
Работающие подростки |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
Нетрудоспособные инвалиды |
Пенсионеры-льготники |
Пенсионеры по старости |
Дети и подростки | ||||||
Трудовые ресурсы |
Не являются трудовыми ресурсами | |||||||||||
Занятые в экономике |
Незанятые в экономике | |||||||||||
Занятые в экономике в отраслевом разрезе (в том числе пенсионеры и студенты) |
Занятые в ЛПХ |
1 |
2 |
3 |
Не являются трудовыми ресурсами | |||||||
Занятые в экономике и безработные по методологии МОТ |
4 |
Другие незанятые в экономике, в том числе предъявляющие спрос на рабочие места и не предъявляющие | ||||||||||
Экономически активное население |
Экономически неактивное население |
1 – безработные,
2 – учащиеся дневных учебных заведений,
3 – добровольно незанятые,
4 – отчаявшиеся найти работу.
Главной
задачей в сфере труда является
более эффективное
Экономическая
эффективность использования
Таблица 2 – Показатели использования трудовых ресурсов
Показатели |
Формула расчета |
Обозначения |
Уровень использования трудовых ресурсов |
Ку = |
Ку — коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве Тп — трудовые ресурсы, участвующие в производстве, чел. Тн — наличие трудовых ресурсов, чел. |
Коэффициент использования рабочего времени в течение года |
Кг = |
Кг — коэффициент использования рабочего времени в течение года Рф — фактически отработанное рабочее время, ч Рв — возможный годовой фонд рабочего времени, ч |
Коэффициент использования рабочего времени дня |
Кд = |
Кд — коэффициент использования рабочего времени дня Вф — фактически отработанное время дня, ч Ву — установленное рабочее время дня, ч |
Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов |
Кс = |
Кс — коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов Зм — максимальная или минимальная занятость работников в месяц, ч Зср — среднемесячная занятость работников, ч |
2. Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Задачами государственной системы управления являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций и т.д.
В рыночных
условиях государственное регулирование
социально-экономических
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием, состоящих из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные
законы в области трудового
В Совете Федерации образованы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений по следующим вопросам: бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям; социальной политике.
В Государственной Думе образованы комитеты по следующим направлениям: законодательству и судебно-правовой реформе; экономической политике; бюджету, налогам, банкам и финансам; труду и социальной политике; образованию и науке; и др.
На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом, Правительство обеспечивает соответствие социально-трудовых отношений Конституции РФ, федеральным законам, нормативным Указам Президента.
Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития; в сфере социальной политики — программы социального развития и др.
Правительство
формирует федеральные и
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.
Судебную власть представляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:
Центральным
органом федеральной и
Минздравсоцразвития России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Министерство
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации является
федеральным органом
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
- здравоохранение,
включая организацию
- качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
- курортное дело;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие;
- уровень жизни и доходов населения;
- оплата труда;
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- условия и охрана труда;
- социальное
партнерство и трудовые
- занятость населения и безработица;
- трудовая миграция;
- альтернативная гражданская служба;
- социальная защита;
- демографическая политика;
- физическая культура и спорт;
- туризм;
- защита прав потребителей.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации, разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся, осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости, контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».