Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных особенностей менеджмента как вида деятельности человека является принятие решений. Решение — это комплекс действий по разрешению какой-либо проблемы, которому всегда предшествует определение цели, оценка существующего положения дел или, как часто говорят, ситуации, определение и формулирование проблемы. В деятельности менеджера самым главным является принятие решений. Можно иметь цель, но не знать путей и возможностей ее достижения, можно видеть проблему, но опасаться ее разрешения, и можно упустить момент наиболее эффективного разрешения проблемы. В управленческом решении проявляется все: и профессионализм, и опыт, и искусство управления.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
1. Управление персоналом…………………………………………...…………5
1.1. Сущность управления персоналом…………………………...……………5
1.2. Основные понятия в управлении персоналом…………………………….9
1.3. Актуальность управления персоналом…………………………………….11
1.4. Современные направления развития управления персоналом…………..12
1.5. Цели управления персоналом………………………………………………14
2. Понятие и классификация управленческих решений…….………………...18
3. Подходы к классификации управленческих решений……………………...24
4. Принятие управленческих решений…………………………………………28
Заключение……………………………………………..………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая управление персоналом.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Руководители  всех уровней иерархии должны иметь  представление о своих собственных  потребностях в информации, а также  своих коллег и подчиненных. Руководитель должен уметь оценивать качественную и количественную стороны своих  информационных потребностей, а также  других потребителей информации в организации.

Руководители могут практиковать короткие встречи с одним или  несколькими подчиненными или периодические  встречи со всеми подчиненными. Обсуждение и прояснение новых стратегических задач, контроль хода работ и т.д. – действия, подвластные руководителю.

Системы обратной связи целесообразно использовать за счет перемещения работников из одного подразделения организации  в другое с целью обсуждения определенных вопросов. Пополнение информации за счет обратной связи эффективно производить  методом опроса работников. Опросы позволяют выяснить:

  • Четко ли доведены цели их деятельности;
  • С какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;
  • Получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;
  • Открыт ли руководитель для предложений;
  • Информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

Системы сбора предложений разработаны  с целью облегчения поступления  информации наверх. Все работники  получают возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования  любого аспекта деятельности организации. Цель системы – снижение тенденции  фильтрации  или игнорирования  идей на пути снизу вверх.

Информационные сообщения в  виде малотиражных газет, бюллетеней, которые содержат информацию для  всех работников. В подобные публикации могут входить статьи с обзорами по поводу управления, на тему охраны здоровья работников, новых видов продукции, ответы руководства на вопросы сотрудников.

К современным  информационным технологиям можно  отнести компьютерные сети, с помощью  которых организуется электронная  почта, конференции пользователей  и т.д.

1.5. Цели управления персоналом

Глобальная  цель управления персоналом состоит  в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения-этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства.

Предприятие имеет весьма разветвленное дерево целей, одной из ветвей которого являются цели кадрового менеджмента.

Целевые концепции предприятия включают:

  1. материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг);
  2. цели обеспечения успеха (технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления);

3) цели  обеспечения ликвидности предприятия.

Эти три  приоритетные цели содержат подцели, в  том числе и кадрового менеджмента.

Особенность целей менеджмента, прежде всего  управления персоналом, состоит в  том, чтобы учитывать не только целевые  концепции организации (организационные  цели), но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находиться вне кадровой политики. Основной принцип кадрового менеджмента заключается в том, чтобы при возникновении конфликтов искать компромиссы между целями сотрудников и организации, а не отдавать предпочтение целям последней. Правильное понимание тенденций развития целей кадрового менеджмента возможно лишь с учетом этого принципа.

 

Цели  и задачи управления производственным персоналом.

  1. Разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности.
  2. Разработка штатного расписания в соответствии со стратегией организации и ее структурой.
  3. Разработка профессионально-квалификационных требований (профессиограмм, моделей должностей).

4. Обеспечение  рабочих мест специалистами, подбор  и отбор персонала.

5: Регулирование  персонала, ротация, назначения, выдвижения, аттестация, выборы, перемещения.

  1. Оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование.
  2. Анализ и координация межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, профилактика социальных и хозяйственных конфликтов, предупреждение нежелательных стрессов.
  3. Формирование резерва персонала, лизинг персонала, прогнозирование развития персонала, планирование деловой карьеры внутри организации, анализ потребности в персонале.
  4. Управление занятостью.
  5. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
  6. Регулирование трудовых отношений, требований психофизиологии, этики, эстетики, экономики труда.
  7. Подготовка и переподготовка персонала.

Следует иметь в виду, что концепция  управления персоналом является концентрированным  выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку.

В соответствии с маркетинговым подходом к управлению потребители являются основным фактором внешней среды.

Организация должна не просто прогнозировать изменения, спросы на свои товары, но и создавать  потребителей. Каждая организация имеет  определенный правовой статус.

Правовой статус определяет вид деятельности, права и обязанности организации перед контролирующими органами.

Государственное регулирование экономики может осуществляться в 2-х направлениях

  • прямое
  • косвенное

Конкуренты оказывают влияние в первую очередь на уровень цен. Потеря 10% доли рынка снижает норму прибыли на 5,8%. Конкуренция выражается в борьбе за рынки сбыта, сырьевые рынки, капитал, право использования инноваций.

 

Собственников можно рассматривать одновременно как внутренний и внешний фактор. Задача организации состоит в выстраивании взаимовыгодных взаимоотношений со своими собственниками.

Факторы косвенного развития

Образуют  «климат» в котором находится организация. В благоприятной среде организация должна быть наделена на рост и развитие, неблагоприятная среда заставляет организацию выживать.

Экономика

Состояние экономики определяется этапом её жизненного цикла. Состояние экономики оказывает  влияние на спрос, на стоимость ресурсов и на уровень предложения.

Политика

Определяет  способы и цели управления экономикой.

Технология

Является  фактором внешней и внутренней среды. Как фактор внешней среды технология определяет уровень развития производства в стране. Менталитет оказывает большое  влияние на формирование спроса, трудовые отношения, уровень заработной платы. Большое влияние на организацию  оказывает демографическое состояние  в стране.

 

 

2. Понятие и классификация управленческих решений

Принятие  решений, так же как и обмен информацией - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Что же такое  решение? Самая общая характеристика: обычно в процессе какой–либо деятельности возникают ситуации, когда человек  или группа людей сталкивается с  необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат  этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение  – это выбор альтернативы.

Каждому человеку ежедневно приходится десятки  раз что–то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие решения?

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация огромна и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями принимается  огромное количество самых разнообразных  решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые  общие признаки, позволяющие это  множество определённым образом  классифицировать.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком–либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких–либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

Информация о работе Управление персоналом