Управление персоналом в системе современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Менеджер по персоналу - профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали асиммиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы - не только функционирующей, но и развивающейся, - на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте - управление человеческими ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В XX В. 4
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.4 КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВЫЗОВЫ XXI В. 13
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 20
3. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТАУправление персоналом в системе современного менеджмента..docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

Третье приоритетное направление - сокращение издержек, обусловленных  как неэффективным использованием имеющегося кадрового потенциала, так  и избыточными трудовыми ресурсами  в корпорации. Кроме того, кадровые службы своей традиционной манерой  организации работы сами являются причиной излишних издержек. Налаживание эффективного взаимодействия со структурными подразделениями  корпорации является определенной гарантией  сокращения таких издержек.

В целом, превращение кадровых служб корпорации из административной, занятой повседневной рутинной деятельностью, подсистемы поддержки других - "основных" - структурных подразделений в  надежного делового партнера внутри организации и за ее пределами  представляет собой магистральное  стратегическое направление развития кадрового менеджмента на пороге XXI в. Успешность такой трансформации  в немалой степени зависит  от создания соответствующей институциональной  инфраструктуры в национальном масштабе. Ее основными элементами могли бы стать:

общефедеральная сервисная  служба, обеспечивающая многопрофильную  и междисциплинарную поддержку  кадровым службам организаций различных  форм собственности в освоении новых  кадровых технологий, получении необходимой  кадровой информации, налаживании деловых  контактов, в том числе и с  зарубежными партнерами;

получившее официальное  признание профессиональная организация  работников кадровых служб, в рамках которой регулировался рынок  труда и услуг представителей этой профессии, обмен опытом, формирование исследовательских и проектных  центров, групп стратегического  планирования, призванных разрабатывать  общенациональную стратегию развития кадрового потенциала страны;

сеть консультационных центров  и служб, создающая предпосылки  для быстрой переориентации и  переподготовки линейных менеджеров в  соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к кадровой работе на исходе XX столетия.

ВЫВОД: Независимо от того, насколько быстро сможет возникнуть в России указанная институциональная инфраструктура, ключевым элементом грядущей революции в кадровом менеджменте призван стать сам менеджер по персоналу. Именно от его готовности к профессиональному развитию, в конечном счете, зависит, состоится ли эта новая профессия в нашей стране или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

 

В России, а тогда еще  в Советском Союзе, исследования в области оценки персонала впервые  начали проводить в 1960-ые годы. Именно в этот период появились первые хозрасчетные предприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Самаре и Перми. Большая часть подобных исследований проводилась на так называемых "закрытых" предприятиях оборонного комплекса, потому что именно они обладали достаточными для этого средствами.

С одной стороны, оценка персонала - это возможность выявить соответствие сотрудника требованиям, предъявляемым  к занимаемой им должности. А с  другой - процесс определения эффективности  выполнения сотрудниками организации  своих должностных обязанностей и реализации организационных целей. Такая двойственность формулировки объясняется следующим: в первой половине 20 века в России господствовала доктрина научной организации труда. От персонала требовалось развитие умения работать в рамках строго заданной технологии и роли. В таких условиях оценка персонала сводилась именно к выявлению соответствия или, наоборот, несоответствия работника его рабочему месту .

Вторая часть определения  оценки персонала связана с тем, что на смену первой концепции  пришла доктрина человеческих отношений. При этом от персонала кроме выполнения должностных обязанностей на высоком  уровне, стали требовать включенности в корпоративную культуру организации, креативности в работе, умения работать в команде, развития коммуникативных  навыков. С приходом в Россию рыночных отношений рабочая сила стала  рассматриваться как товар, который  можно продать, купить и перекупить. Работник должен уметь трудиться в условиях конкуренции. Поэтому в такой ситуации при оценке персонала на первый план выходят такие аспекты как индивидуальные способности, наличие потенциала роста, ориентация на достижение результата.

Кроме различных подходов к оценке персонала, существуют и  разные ее виды.

Первым признаком для  классификации оценки персонала  является ее объект.

Следует различать оценку кандидатов (потенциальных сотрудников) на различных этапах отбора и оценку сотрудников организации. В сущности, эти два вида оценки мало отличаются друг от друга. В большей степени  эти отличия заключаются в  форме подготовки и проведения процедур оценки. Само же смысловое наполнение этого мероприятия остается примерно одинаковым. Т.е. для оценки кандидатов и уже набранных сотрудников  можно использовать одни и те же методы и средства, лишь варьируя их наборы. Что касается подхода к  организации мероприятий по оценке персонала, здесь действительно  есть различия. Главное и основное заключается в том, что оценка сотрудников организации проводится на регулярной основе. А оценка кандидатов проводится, когда в организации  возникает вакансия и служба персонала  проводит отбор подходящего кандидата, чтобы закрыть эту позицию.

Следующим признаком классификации  является сама цель проведения оценки. Необходимость проведения оценки персонала  возникает, как правило, в следующих  случаях:

проведение плановой ежегодной  аттестации персонала;

подбор и расстановка  персонала;

формирование кадрового  резерва;

профессиональное развитие персонала;

необходимость принятия решений  в области вознаграждения персонала;

совершенствование организационной  структуры;

сокращение численности  персонала организации.

Здесь возможны три варианта: оценка количественных или качественных параметров сотрудников, или комплексная  оценка его как члена организации. В зависимости от того, какова задача проведения оценки, будет варьироваться  и набор используемых методов  оценки.

Количественная оценка управленческого  персонала применяется для определения  результативности труда сотрудника. К количественным методам оценки персонала относят использование  заданной балльной оценки достижений и ошибок сотрудника, экспертную оценку его деятельности, коэффициентную оценку деятельности сотрудника, всевозможные профессиональные и психологические  тесты.

Сама по себе количественная оценка управленческого персонала (впрочем, как и качественная) дает нам весьма условное представление  о том, насколько эффективен был  сотрудник. Если говорить об оценке рабочих, то этот вид оценки гораздо более  продуктивен. Но если речь идет об оценке управленческого персонала, т.е. о  людях, которые в основном трудятся интеллектуально, то одной только количественной оценки будет недостаточно.

Качественная оценка управленческого  персонала дает нам возможность  оценить личностные качества сотрудника. Например, его культурный уровень, эрудицию, коммуникабельность, навыки ведения  деловых переговоров. К качественным методам оценки персонала относят  оценочные интервью, проведение дискуссии  группы экспертов с оцениваемым  сотрудником, биографический метод, произвольное (письменное или устное) изложение  оцениваемым сотрудников видения  его работы и функционала, систематическое  наблюдение и оценка.

Необходимо отметить, что  сейчас активно применяется несколько  десятков как количественных, так  и качественных методов оценки персонала. Даже простое перечисление этих методов, сделанное выше, дает некоторое представление  об их сущности.

Упомянутые выше цели оценки персонала весьма разнообразны, и  понятно, что использование только одной группы методов оценки - качественных или количественных - может привести к нежелательным и заведомо ложным результатам. Следовательно, снижению риска получить случайный результат  при оценке персонала способствует ее комплексность. Комплексная оценка осуществляется по следующей схеме: определение цели оценки, определение  объекта оценки, выбор методов  оценки, определение субъекта оценки, время/место/порядок проведения оценки, результативность оценки.

На сегодняшний день в  мире уже накоплен довольно обширный опыт комплексной оценки персонала. Или, точнее, многоаспектной оценки персонала, которая по своему содержанию и форме  максимально приближена к комплексной. Но нет практически ни одной процедуры, которую можно было бы на полном основании назвать именно комплексной  оценкой персонала. И которая  действительно давала бы возможность  оценить сотрудника наиболее полно  и в профессиональном, и в личностном плане.

Если говорить о российской практике оценки персонала, то большинство  российских компаний используют в качестве формы оценки персонала аттестацию. Эта процедура известна уже многие годы и дает возможность оценить  эффективность выполнения сотрудником  своих должностных обязанностей.

Аттестация - довольно "древняя" форма оценки персонала, которая  активно применялась на предприятиях Советского Союза. Но в период экономических  реформ многие организации отбросили  аттестацию вместе с другими инструментами  управления, присущими командной  экономике. Это было сделано совершенно напрасно. Естественно, что в период массового сокращения штатов, которое одно время имело место во многих организациях нашей страны, руководителям было не до аттестации.

Но последствие такого бездумного увольнения людей стала  потеря и ценных сотрудников, которые  могли бы вывести свои организации  из кризиса. Уже к середине 90-х  годов большая часть организаций  стала возвращаться к аттестации как форме довольно полной и эффективной  оценки персонала.

В центре аттестации находится  аттестационное собеседование. Оно  проводится либо непосредственным руководителем  оцениваемого сотрудника, либо специально создаваемой комиссией.

Чтобы аттестационное собеседование  было максимально результативно, руководитель (или комиссия), его проводящий, должен соблюдать ряд правил и его  подготовке. Главными элементами подготовки аттестационного собеседования  являются:

проведение взвешенной и  основанной на фактах оценки работы сотрудника с учетом должностной инструкции и индивидуального плана на истекший год; - осмысление плана развития сотрудника на следующий отчетный период;

продумывание детального плана проведения собеседования.

Составление плана личного  развития сотрудника на следующий год-одно из центральных мероприятий в  процессе проведения аттестации. Уже  сейчас многие компании на основе этого  документа не только формируют программы  обучения для того или иного сотрудника, но и рассчитывают его премию за прошедший год работы.

Частью системы мотивации  многих организаций, как российских, так и представительств иностранных  компаний, действующих на российском рынке, является система так называемых грейдов (уровней). Исходя из того, какой  балл получает сотрудник на аттестационном собеседовании, ему начисляется  и сумма годовой премии. При расчете премиальных используется и вся другая информация о работе сотрудника, накопленная за истекший год. Это и информация об успехах сотрудника, о его достижениях в работе, но также и информация и его недостатках в работе.

Еще одним распространенным в последние годы методом комплексной  оценки персонала стал метод MBO (ManagementbyObjectives), т.е. управление посредством постановки целей.

Заключается он в следующем: сотрудник и его непосредственный руководитель совместно формулируют  основные цели сотрудника на предстоящий  период (как правило, это календарный  год). Таких целей должно быть немного  и они должны согласовываться  с основными задачами деятельности сотрудника.

Кроме того, они должны обладать целым рядом других характеристик, а именно:

быть конкретными и  предметными;

быть измеримыми, т.е. поддающимися количественной оценке;

быть значимыми, т.е. непосредственно  относящимися к профессиональной деятельности сотрудника;

быть ориентированными во времени, т.е. каждая цель должна иметь  свой срок достижения (исполнения).

По истечении аттестационного  периода сотрудник и его руководитель совместно оценивают, насколько  были достигнуты ранее поставленные цели. Обычно составляется таблица, в  которой перечислены обсуждаемые  цели и проставлено процентный уровень  их достижения. По результатам проведения такой работы опять же формируется  перечень целей уже на следующий  аттестационный период.

Метод МВО сейчас уже широко применяется российскими организациями, многие консалтинговые и тренинговые  компании проводят специальные тренинги и семинары, на которых обучают  средний и высший менеджмент инструментарию МВО. Но у этого метода есть один существенный недостаток: с его помощью  можно оценить только те аспекты  работы сотрудника, которые были сформулированы и определены заранее.

И аттестация, и МВО - это  представители так называемых традиционных методов оценки персонала. Это наиболее распространенные методы, но они не дают полноты картины при оценке персонала, т.к не учитывают необходимости  оценивать личностные качества сотрудника и его психологические характеристики. А это тоже очень важно, хотя бы с той точки зрения, что большинству  их нас надо работать в команде.

Информация о работе Управление персоналом в системе современного менеджмента