Управление персоналом в туристской фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем управления персоналом в туристическом бизнесе.
Объектом будет являться туристическая компания «Русские путешествия».
Предметом исследования является формирование и совершенствование системы управления персоналом турфирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Персонал туристской фирмы и планирование потребностей в персонале………………………………………………………………………………………….5
1.1.Подбор персонала
1.1.1.Набор сотрудников……………………………………………………………..12
1.1.2.Оценка персонала……………………………………………………………….16
1.1.3.Прием на работу………………………………………………………………….20
1.2.Движение и профессиональное развитие персонала
1.2.1.Текучесть кадров…………………………………………………………………24
1.2.2.Профессиональное развитие персонала……………………………28
1.2.3.Повышение квалификации персонала………………………………36
1.3.Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой…………………………………………………………..43
2. Оценка эффективности управления персоналом на примере туристического агентства «Русские путешествия»
2.1. Формирование кадровой политики как инструмент эффективной деятельности……………………………………………………………………………………………………47
2.1.1. Планирование персонала…………………………………………………..50
2.1.2.Процесс отбора кадров………………………………………………………..51
2.1.3. Повышение квалификации персонала……………………………….55
2.2. Роль мотивации в повышении эффективности работы персонала………………………………………………………………………………………………………….58
2.3. Влияние качества работы персонала на формирование имиджа
Фирмы……………………………………………………………………………………………………………….62
2.4. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом …………………………………………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………………………………………68
Приложения……………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

turop.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

 

  • пассивного сбора ответов
  • обучения под присмотром
  • централизованного, фронтального обучения
  • ограниченных, готовых к употреблению «рецептов»
  • непроблематичной информации
  • фрагментарного изучения аспектов
  • устаревшего монолога как системы обучения
  • обучения по стандартам
  • знания
  • использования книжных текстов
  • активного поиска ответа
  • самостоятельного обучения
  • децентрализованного, дифференцированного
  • изменяющихся, открытых элементов обучения
  • обучения на примерах различных ситуаций и проблем
  • обширного изучения всего комплекса
  • активных методов обучения, направленных на развитие
  • разнообразия методов
  • навыков и умений
  • применения разнообразных технических средств обучения

 

  Переподготовка персонала при помощи современных методов с использованием различных технических средств обучения формирует системное мышление, вырабатывает способность принимать самостоятельные решения, высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию.

 

Наряду с изменением условий переподготовки с учетом изменяющихся потребностей обучающихся  происходит активизация методов обучения. Им предлагают значительно больше возможностей в области коммуникации; рассматривают с ними практические, близкие к жизни проблемы; ориентируют их на конкретные проблемные ситуации и намечают пути их решения. Использование активных методов обучения при переподготовке кадров способствует развитию у людей способностей качественно и эффективно выполнять возложенные на них задачи.

 

Таким образом, рассматривая проблему управления персоналом, можно  сказать, что:

    • поведение человека в трудовом процессе не задается раз и навсегда: оно изменяется в зависимости от внешних и внутренних побуждений и препятствий;
    • в основе профессионального развития персонала лежат его профессиональная ориентация и адаптация в коллективе, оценка результатов его труда, профессиональная подготовка и обучение, продвижение по службе;
    • профессиональное развитие работника следует начинать с момента поступления его на работу;
    • подготовка кадров заключается в их обучении трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения должностных инструкций. Цель обучения — научиться так интерпретировать явления окружающей среды, чтобы наилучшим образом ориентироваться в них, адаптироваться к ним;
    • повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний;
    • переход к рынку требует замены старых, одномерных систем переподготовки кадров межотраслевыми сие темами образования. Это значит, что в процессе профессионального развития персонала изменяются принципы, структура, цели и методики повышения квалификации;
    • в переходный к рыночным отношениям период стал возможным систематизированный, динамический подбор целостных мероприятий для повышения квалификации кадров, в связи с чем традиционные подходы (элементы) к их переподготовке по принципам, структурам, постановке цели должны быть реорганизованы в соответствии с изменениями в экономике нашей страны.

 

1.3.Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой

Как известно, менеджмент любого предприятия включает два  основных аспекта.

 

Первый аспект - определение целей фирмы. Разработка мероприятий по их осуществлению, контроль результата. В этом аспекте менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими.

 

Второй аспект - это руководство предприятием, т.е. управление людьми. Удовлетворение потребностей сотрудников фирмы - одна из важнейших целей, залог её эффективной работы. Успехи в этом деле обеспечивают функционирование предприятия, а также жизненные потребности его сотрудников.

 

Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой, поэтому противопоставлять их или отдавать предпочтение одному из двух направлений не имеет смысла. Стратегический менеджмент предполагает такое управление, что руководитель предприятия должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны, и направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач фирмы с другой. Таким образом, руководство предприятием означает также и руководство (управление) людьми в смысле воздействия на отношения сотрудников в направлении выполнения поставленных целей. Этот фактор приобретает особую значимость в туристских предприятиях, так как услуга (туристский продукт) производится и предоставляется в присутствии гостя. В связи с этим персонал туристской индустрии образует важнейший стратегический фактор, необходимый для эффективной работы предприятия.

 

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества и  обеспечение конкурентоспособности  туристского продукта изменили требования к административно-управленческим работникам, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналам, повысило их роль в организации.

 

Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. Это связано с тем, что из чистого администратора, слепо выполнявшего команды «сверху», менеджер туристской фирмы превращается в творческую личность, деятельность которой направленна на реализацию политики мотивации, приобретающей в переходный к рыночным отношениям период решающее значение.

 

Политика мотивации  в условиях развития коллективной организации труда(арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу. Требование творческого отношения менеджеров к управлению обусловило повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений и непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.

 

Управление человеческими  ресурсами является одним из важнейших  направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического процесса, внедрению прогрессивных технологий и модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора –иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную  среду, в которой реализуется  трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Функционировавшая в период командно-административного управления система отучила многих менеджеров брать на себя ответственность за принимаемые решения, что не могло не сказаться на уровне экономического мышления управленческих кадров. При подборе кадров профессионализм, как правило, не учитывался. Нередко подбирались «удобные» менеджеры, а умение «выбивать» ресурсы считалось чуть ли не важнейшим качеством руководителя. В то время это было оправданно, так как вышестоящая организация вместе с полным  набором управляющих директив направляла на туристскую фирму и подобранного ею же руководителя, который выступал в роли представителя вышестоящих органов руководства ( в том числе и партийного) и в своей деятельности ориентировался главным образом на выполнение их указаний.

 

Происходящие изменения  в экономике преобразуют и  подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и стиль работы которых в определенной мере соответствуют новым задачам и условиям развития организаций. Значительно повышается и роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратег организации в направлении управления персоналом.

 

 

 

 

 

2. Оценка эффективности управления персоналом на примере туристического агентства «Русские путешествия»

 

2.1 Формирование кадровой политики как инструмент эффективной деятельности

 

Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями фирмы.

 

Кадровое планирование представляет собой часть всей системы  планирования, поэтому оно должно быть тесным образом связано с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:

  • потребность в персонале;
  • работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров;
  • затраты на рабочую силу и др.

 

Любые изменения состояния  рабочей силы должны осуществляться с учетом как движущих сил (моментов, обусловливающих целесообразность изменения именно в данную сторону), так и сдерживающих.

 

Среди последних можно выделить сопротивление со стороны работников как объекта управления воспринимать новое в связи с разной оценкой одних и тех же событий, фактов, наличием узкособственнических интересов, неправильным пониманием целей организации и т.д. Результативность преобразований зависит от методов их проведения. Стратегия управления изменениями может быть директивной, переговорной, нормативной, аналитической или ориентированной на действия.

В зависимости от ситуации наибольший эффект могут дать разъяснение, общение, участие работников в реорганизационном процессе для повышения интереса к изменениям, помощь или поддержка (если люди боятся преобразований), переговоры и обеспечение согласия тех, кого преобразования касаются, на активное участие в них, явное или неявное принуждение и др.

 

В компании ООО «Русские путешествия» [http://www.russiatr.ru/] система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе. Управление персоналом в ООО «Русские путешествия» обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуются творческие возможности работников, развиваются их способности.

 

В итоге люди получают удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих  достижений. Широко распространенным средством воздействия на работника, на складывающиеся трудовые отношения в ООО «Русские путешествия» является мотивация труда, предусматривающая:

  • систему вознаграждения, материального и морального поощрения;
  • обогащение содержания труда, повышение интереса к работе;
  • развитие персонала, предоставление возможности профессионально-квалификационного продвижения, планирования карьеры;
  • улучшение социально-психологического климата в организации благодаря изменению стиля руководства, условий найма и работы, поощрению индивидуальной и групповой инициативы, творчества и саморазвития;
  • активное вовлечение работников в управление трудовыми процессами.

 

В качестве средства управления персоналом в ООО «Русские путешествия» выступает регулирование трудовых отношений между администрацией и работниками. Поскольку интересы администрации и работника не всегда совпадают, важно обеспечить в коллективном договоре достижение сотрудничества по таким вопросам, как повышение производительности труда, управление и развитие предприятия и т.д., а также согласия по процедуре рассмотрения трудовых конфликтов, жалоб рабочих и служащих.

 

Реализация всех возможностей, заложенных в методах управления, зависит от конкретных людей, от их квалификации, компетентности, знаний, дисциплины, мотивации, восприимчивости к обучению, способности решать проблемы.

 

Формирование у работников нужной компетенции начинается уже  при подборе кадров и приеме на работу кадров. Люди, которые придут в организацию, должны стремиться максимально, овладеть аспектами данного бизнеса.

 

На сегодня ООО «Русские путешествия» добивается не просто своевременного заполнения вакансий, чтобы поддерживать на должном уровне объем работы. Система работы с кадрами в  компании спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в составе рабочей силы компании тех людей, кто обладает хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше.

 

В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы  ООО «Русские путешествия» выясняет число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

 

Итак, в компании разработана  согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования  и оплаты кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками.

2.1.1 Планирование персонала

 

Определение потребности  в персонале - одно из важнейших направлений  маркетинга персонала, позволяющее  установить на заданный период времени  качественный и количественный состав персонала. Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в персонале - основа планирования человеческих ресурсов в туризме. Следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

 

Качественная потребность - потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:

 

  • требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
  • штатного расписания организации и подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации, регламентирующей организационно-управленческие процессы с требованиями по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Информация о работе Управление персоналом в туристской фирме