Управление проектами в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть управление проектами в современной России.
Задачами курсовой работы являются:
- понять сущность управления проектами;
- рассмотреть роль управления проектами в современной России;
- рассмотреть особенности управления проектами в России;
- рассмотреть направления повышения активности в сфере инвестиционной деятельности;
- проанализировать структурные изменений, осуществляемых в рамках реформ России;
- дать рекомендации для развития и применения управления проектами в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1.Сущность и понятие управления проектами……………………………………..4
1.1 Содержание управления проектами…………………………………………..4
1.2 Современное представление об управлении проектами…………………….7
2 Управление проектами в современной России…………………………………11
2.1 Анализ тенденций в сфере управления проектами…………………………11
2.1.1 Анализ негативных тенденций………………………………………………11
2.1.2 Анализ позитивных тенденций……………………………………………..14
2.2 Уровень развития управления проектами в России………………………...14
2.3 Кадровое обеспечение управления проектами……………………………...17
3 Перспективы развития и применения управления проектами в России……...20
3.1 Основные направления повышения активности в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..20
3.2 Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформ России………………………………………………………………………….24
3.3 Рекомендации для развития и применения управления проектами в России………………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………………………………………………..33
Приложение 1……………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Основное.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

    Профессиональное  Управление проектами в России за последние годы прошло путь от применения элементов УП для отдельных проектов до создания интегрированных систем управления проектно-ориентированными компаниями и программами. Тем не менее, широкое применение проектного управления позволит в относительно короткое время (2-3 года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных правительством Российской Федерации как приоритетные, в первую очередь, таких, как: повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетной эффективности, повышение прозрачности государства, в т.ч. бюджетных процессов, улучшение инвестиционного климата, обеспечение инновационной направленности Российской экономики, экономия ограниченных государственных и частных ресурсов за счет применения УП.

    Планомерные действия правительства Российской Федерации по оздоровлению экономической  ситуации в стране, растущий кредитный  рейтинг и активная интеграция России в мировую экономику привели к значительному росту экономики страны и повышению благосостояния населения. Применение новейших управленческих технологий станет следующим, важнейшим шагом в дальнейшем развитии российского бизнеса и общества, в повышении эффективности управления государством и государственной собственностью. По оценкам ведущих международных и российских экспертов широкое применение современных технологий Управления проектами и программами позволит в целом повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.

    Управление  проектами как новая управленческая культура и технология позволяет  форсированно перейти от спонтанного  развития в "точках роста" к целенаправленному  планомерному развитию, от отдельных  проектов и программ через проектно-ориентированные организации и компании к проектно-ориентированному бизнесу и обществу в целом.

    Руководители  ряда компаний-лидеров отраслей, а  также нескольких государственных  компаний осознали перспективность  интенсивного применения методов и инструментария Управления проектами и программами – как для реализации конкретных проектов, так и для стратегического выстраивания деятельности бизнесов. Пионерами в области применения УП в России стали предприятия таких отраслей, как: телекоммуникации, ИТ, нефтегазовая промышленность, строительство, энергетика, аэрокосмическая промышленность, ВПК, торговля.

    В России существует целый ряд успешных примеров внедрения Управления проектами  в частных компаниях и на предприятиях со значительной долей государственной собственности. В первую очередь это высокотехнологичные компании, такие как: РИА «РосБизнесКонсалтинг» и Integrated Business Systems (IBS), НК «ЮКОС», холдинг Ланит и др. Методы проектного управления были также использованы при реализации двух проектов Росэнергоатома - на строительстве первого блока Ростовской и третьего блока Калининской АЭС, а также в проекте развития судостроения «Адмиралтейская верфь» (Санкт-Петербург). По требованию Международного банка реконструкции и развития технологии УП являются базовым инструментарием реализации проекта «Морской старт» (Sea Launch), финансируемого при участии МБРР. Во всех случаях в результате применения УП затраты на проекты снижались на 25-30% по сравнению с аналогичными, максимальная задержка сроков исполнения проектов составила 1 месяц – при реализации проекта строительства первого блока Ростовской АЭС (обычная задержка в таких проектах составляет 1,0-1,5 года).

    Тем не менее, к настоящему моменту сделаны  лишь первые шаги в применении УП в  России. Широкое использование методов проектного управления позволит значительно (до 25 процентов) повысить эффективность экономики при условии использования уже имеющихся ресурсов. Особенно эффективно применение УП в высокотехнологичных производствах, нефтегазовой промышленности, связи, строительстве, проектах, связанных с применением  информационных технологий, а также социально-экономических проектах. При этом экономия затрат на осуществление проектов составляет в среднем на 22-27% (максимальное значение – до 40% в строительстве и социально-экономических проектах), сокращение времени в среднем на17-20% (максимальные значения – 24-30% в проектах Hi-Tech, Строительстве, информационных технологиях и при реализации социально-экономических проектов). Стоит заметить, что в России УП приносит большую эффективность с точки зрения затрат, нежели по срокам осуществления проектов, по сравнению с аналогичными мировыми показателями, что связано в первую очередь с различиями в общемировом и российским уровнях управленческих технологий.

    Профессиональное  Управление проектами немыслимо  без профессионально подготовленных специалистов. Важнейшую роль в развитии индустрии Управления проектами  играют кадры [15,с.1]. 

    2.3 Кадровое обеспечение управления проектами

    Развитие  профессионального управления проектами  превратило его мощный инструмент как  управления созданием новых продуктов  и услуг, так осуществления целенаправленных изменений в рамках отдельных  организаций, компаний, а также целых социально-экономических систем. Все это позволяет утверждать, что около 40% целенаправленной общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы. В то же время все работники сферы управления сталкиваются в своей практической работе с необходимостью осуществления различных изменений и развития организаций и систем в виде проектов или программ.

    Отсюда  следует вывод, что для нормального  развития и эффективного функционирования сегодняшнего, ставшего проектно-ориентированным  общества весь корпус инженерно-экономических  и управленческих специалистов должен быть знаком с основами и возможностями  Управления проектами как новый управленческой культурой и незаменимым инструментарием. В то же время 40% специалистов управленческого корпуса должны быть профессионалами в области Управления проектами для того, чтобы обеспечить высокие результаты проектно-ориентированной деятельности и эффективного развития преобразования общества и его экономики. Таким образом, для эффективного функционирования экономики России необходимы сотни тысяч специалистов, владеющих технологиями Управления проектами.

    Практика  показывает, что от уровня культуры управления напрямую зависит благосостояние общества и развитие экономики. Для сравнения: в Ассоциации управления проектами США (PMI) на сегодняшний день состоит порядка 100 тысяч профессионалов, в Российской — лишь около 500 человек; в США около 30 тысяч менеджеров проектов, прошедших профессиональную сертификацию, в России — всего лишь 100 человек.

    Дальнейшее  социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального  Управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами Управления проектами. Поэтому необходимо введение специальности «Управление проектами» в профессионально-квалификационный перечень России [15,с.1].

    Особое  внимание следует уделить повышению  квалификации и переподготовке руководящих  кадров и специалистов во всех ветвях государственной власти и прежде всего в ее исполнительных органах. Это позволит уже в ближайшее время обеспечить внедрение современных управленческих технологий в осуществление федеральных и региональных проектов и программ, что послужит реальной базой для успешной работы "электронного правительства".

    В настоящее время в большинстве  российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

    До  сих пор в большинстве случаев  данную проблему пытались решить введением  в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

    Практика  показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские  занятия, на которых преподаватель  может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение  практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

    По  некоторым оценкам,  "критическая  масса"  руководителей,    специалистов по  экономике и  управлению,    способных преобразовать   облик   наших предприятий  и   организаций   сообразно   новым требованиям,  должна составить  не менее 20%  от их общего числа  в народном хозяйстве РФ.  А это не менее трех млн. человек.

    Сформировать  такой    корпус  управленцев  нового  типа    -  задача исключительно   сложная. Сама   жизнь,   практика   рыночной     экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению,  помещая тех, кто

    сегодня у руля предприятий,  и тех,  кто входит в эту  новую  для  себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое,  конечно, зависит и от целенаправленной  деятельности  по  подготовке  и переподготовке  кадров,    по изучению и распространению   передового   опыта управления,    по  применению достижений  управленческой  науки   на практике [6, с.72].

    Один  из   очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран,   живущих  в  его условиях  уже  не  одну  сотню лет.   Весьма ценным аспектом этого опыта в XX веке является сфера  деятельности и область знаний, охватываемая   емким  понятием   "менеджмент",   которое   стало   уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают  и людей-менеджеров,   профессионально осуществляющих функцию управления.

    Подготовка  менеджеров в соответствии с мировыми стандартами - это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария. Руководители, прошедшие старую, советскую, школу жизни зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом. Называя себя по-новому — менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом. «Менеджмент» определяют только как управление или планирование, или ведение бизнеса.

    Однако  если менеджер не может правильно  и полно определить менеджмент, есть опасения, что и в практической деятельности некоторые важные направления  будут им упущены.

    Профессиональная  подготовка и переподготовка кадров в Управлении проектами откроет новые перспективы развития этой сферы. 

    3 Перспективы развития и применения управления проектами в России

    3.1 Основные направления повышения активности в сфере инвестиционной деятельности

    Термин  «инвестиции»  имеет латинское происхождение – investure (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка –  to invest (вкладывать).

    В качестве экономической категории инвестиции определяют как экономические отношения, которые возникают в процессе расширенного воспроизводства по поводу использования накапливаемой части созданного продукта в целях увеличения количества и улучшения качества производственного и финансового капиталов.

    Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" было введено разделение инвестиций по их цели на две категории:

    - капиталообразующие инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фондов. В науке и практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции - в форме капитальных вложений;

    - портфельные (финансовые) инвестиции -- это капитал, вкладываемый в ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы [19,с.1].

    Капиталообразующие (реальные) инвестиции в форме капитальных вложений - это вложения денежных средств и иного капитала с целью воспроизводства основных фондов и развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики страны. Их главная цель - удовлетворение общественных социально-экономических потребностей. Реальные инвестиции состоят главным образом из долгосрочных капитальных вложений. Они включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиции), в пополнение запасов материальных оборотных средств.

    Портфельные (финансовые) инвестиции - это практически капитал, вкладываемый в акции, облигации, векселя и другие виды ценных бумаг.

    Инвестиционная  деятельность –  деятельность по вложению средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта).  Инвестиционная деятельность является необходимым условием кругооборота средств хозяйствующего субъекта,  поэтому любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы основной хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Информация о работе Управление проектами в современной России