Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:45, доклад

Краткое описание

Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся^ долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Управление людьми имеет важное значение для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни" одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

управление человеческими ресурсами.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Какая подготовка нужна  российским специалистам в области  менеджмента, чтобы эффективно действовать на рынке в сложныхи непредсказуемых условиях российской действительности и как   I ее обеспечить? Многочисленные исследования в этой области пока-   | зали, что "ахиллесовой пятой" абсолютного большинства россий-   \ ских менеджеров является слабая финансовая подготовка. Поэтому   •; потребность в коренной перестройке всей системы обучения, пере-    \ подготовке и повышении квалификации кадров менеджеров в России имеет объективный характер и предопределяется следующими обстоятельствами:

—  особенностями современной  общеэкономической и политической ситуации в нашей стране;

— состоянием финансов в  государстве;

— бурным развитием финансово-банковского  сектора;

— усилением конкуренции  на формирующемся рынке;

— резким повышением доли риска во всех сферах экономики;

— наличием серьезных  региональных особенностей и проблем. Преодоление экономических и  финансовых трудностей России

прямо и непосредственно  связано с тем, насколько эффективно и грамотно смогут функционировать  менеджеры всех рангов. Успехи же в этой сфере в условиях рыночного хозяйства нереальны без глубокого знания не только экономики, но и финансов, денег, кредита, умения применять эти знания на практике. Повышение квалификации поэтому призвано способствовать достижению качественно нового уровня управления структурами, системами, риском, финансами, работниками, проектами. Однако в современных условиях это невозможно без применения самых передовых методов обучения, новых технологий, программных и технических средств. Необходимость фундаментального изучения экономических и финансовых проблем обусловлена их ключевым значением в обстановке рынка. Управляющие всех рангов выполняют порученные им обязанности, которые так или иначе требуют компетенции в финансовых вопросах. В этих условиях обучение обязано обеспечить:

—  необходимую теоретическую  базу для освоения экономики и  финансов предприятий, организаций, основ  функционирования финансовых рынков;

— возможность проведения глубокого анализа реальных условий предприятий, организаций, применения более рациональных способов принятия решений в данной области, внедрения эффективных методов исследования конкретных ситуаций;

—  практические навыки, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Особую значимость приобретает  возможность переподготовки и повышения  квалификации работающих менеджеров в  качестве неотъемлемого элемента непрерывного образования. В свое время Бенджамен Бриттен справедливо отметил: "Учеба — это как гребля против течения. Как только ты останавливаешься, тебя относит назад". Абсолютное большинство управленцев в России уже имеет определенную образовательную базу, во многих случаях высшее

э  -

образование. Тем не менее, как правило, они не располагают  сколько-либо достаточными познаниями в области экономики и финансов вообще и применительно к условиям рынка с учетом российской специфики в этой области в особенности. Однако именно такие знания становятся ныне объективно необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций.

Российские рыночные структуры из-за отсутствия в должном  объеме квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в  условиях рынка, комплектуются в основном не столько уже подготовленными работниками, имеющими необходимое базовое образование, сколько сотрудниками, у которых имеется деловая хватка, жизненная активность на определенном этапе, но в то же время недостаток основополагающих знаний. Дальнейшие успехи этих людей в работе предопределяются в основном тем, в сколь короткое время они окажутся в состоянии восполнить недостаток базовых и специальных знаний, без которых в наш век вообще мало

чего можно добиться.

Основной принцип подготовки и переподготовки специалистов в области экономики и финансов — ориентация на требования практики с учетом российской специфики и менталитета. Это ни в коей мере не исключает необходимость приобретения и углубления знаний по экономической теории. Система обучения не должна концентрироваться только на детализации практических сведений, а исходить из принципа обобщения, передавать обучающимся широкий спектр знаний, обеспечивать развитие умения правильно понимать и успешно решать частные и общие проблемы. Такие формы обучения как деловые игры или самостоятельные исследования практических ситуаций выходят ныне поэтому на передний план. В процессе обучения и переобучения управленческих кадров к ним предъявляются самые высокие требования, свойственные современным представлениям о специалисте. Поскольку ранее приобретенные знания и навыки сегодня устаревают быстрее, чем когда бы то ни было, предстоит воспитание у них потребности постоянного повышения собственной квалификации. На основе приобретаемых знаний требуется выработка у менеджеров (реальных и потенциальных) таких качеств, как гибкость, тактичность в работе, мобильность, знание иностранных языков. Нужна обширная информация в области электронной обработки данных, приобретение и расширение практического опыта, благодаря участию в проектах осуществляемых на предприятиях.

Финансово-экономическая  подготовка менеджеров опирается на следующие базовые предпосылки:

— ориентация на реально  сложившиеся на российском рынке

условия;

— обязательная компетенция  в финансово-экономической проблематике как непременное условие продвижения по службе; — обучение быть руководителем, выработка необходимых социальных навыков;

— готовность к постоянному  и последовательному самообразованию в течение всей жизни;

— развитие способности работать не только эффективно, но и коллективно, в команде;

— постоянное проявление собственной инициативы.

С учетом особенностей современного этапа развития России и возможностей ее экономики в деле подготовки и  переобучения кадров менеджеров целесообразно исходить из следующих предпосылок:

—  на данном этапе  преобладающей формой повышения  квалификации менеджеров должна быть переподготовка. Это позволит существенно повысить уровень их знаний и деловых навыков в сравнительно короткие сроки и при относительно небольших удельных затратах. Такой подход имеет особое значение для страны, испытывающей сегодня колоссальные денежные затруднения;

—  переобучение и  повышение квалификации управляющих  должны основываться не на механическом применении опыта стран с развитой рыночной экономикой, который сам по себе очень важен, а на максимальном использовании уже накопленного отечественного опыта, строгом соблюдении лучших национальных традиций в сфере образования и с учетом специфики переходного к рынку этапа развития нашего государства;

— для выполнения задачи по переобучению и повышению квалификации специалистов по управлению требуется создание специальных учебных центров, унификация их государственного лицензирования и аккредитации;

—  приоритет в последовательном совершенствовании знаний менеджеров отдается не краткосрочным курсам повышения квалификации, а различным вариантам достаточно длительной, более фундаментальной переподготовки кадров, не имеющих высшего экономического образования, в том числе и получению второго высшего образования;

—  второе высшее (экономическое) образование должно базироваться на государственном стандарте подготовки специалистов такого рода.

В процессе приобщения менеджеров к финансово-экономическим знаниям в условиях формирующегося рынка в полной мере должны учитываться современные тенденции развития рыночных отношений, такие, как четкое определение возможных рисков и страхование от них, в том числе и через использование производных финансовых инструментов, согласование финансовой политики не только в рамках всей державы, но и в пределах каждой компании, переход на международные правила бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обеспечение постоянной системной и дифференцированной деятельности всех подразделений любого пред-

>i

приятия с точки зрения их рентабельности, своевременное и  качественное выполнение обязательств перед инвесторами.

Бурный прогресс техники  позволяет быстрее и качественнее организовать процесс подготовки и  переподготовки специалистов по менеджменту. Развитие современных телекоммуникационных технологий позволяет внести много нового в существующие формы обучения. В настоящее время эти нововведения выделяют в самостоятельную форму обучения — дистанционное обучение, которое строится по принципу заочного и очно-заочного обучения, но с использованием технических средств, позволяющих, при значительной территориальной удаленности обучаемого и преподавателя, достигать высокой оперативности в прямой и обратной связи. Наиболее совершенным и перспективным вариантом организации дистанционного обучения является использование технологий глобальных или локальных корпоративных информационных компьютерных сетей.

Наиболее совершенным  и перспективным вариантом организации дистанционного обучения является использование технологий глобальной информационной сети Internet. Сущность концепции применения Internet состоит в использовании существующей телекоммуникационной инфраструктуры для передачи данных в сочетании с компьютерными средствами обработки и представления информации. Это означает, что любой человек, имеющий компьютер и доступ к линии связи, начиная от местной телефонной до персональной спутниковой, может в любое время связаться с учебным центром или с другим таким же пользователем, независимо от их территориального расположения. При этом нет необходимости заботиться об обеспечении связи между абонентами — достаточно лишь получить доступ к местному поставщику услуг Internet. Основными достоинствами такого вида обучения являются:

— произвольное (в пределах системы телекоммуникаций) расположение учебных мест;

—  чрезвычайно высокая  оперативность подачи и обновления

информации;

— возможность свободного (в пределах системы телекоммуникаций) территориального перемещения обучаемых;

— высокая оперативность обратной связи;

—  возможность автоматизированной (автоматической) обработки и анализа контрольной информации;

— разнообразие форм предоставления материала;

— сравнительно низкая стоимость  по сравнению с традиционными системами аналогичного назначения.

Internet позволяет устанавливать связи типа "один ко многим", поэтому возможно реализовать "виртуальные учебные классы", в которых обучаемые находятся в различных местах города или страны и могут проходить в учебном центре материал одновременно или каждый в выбранное им время, взаимодействуя с пре-подавателем или обучающей системой. Другим вариантом организации работы виртуального учебного класса является режим "обучения по требованию". В этом случае преподаватель заблаговременно разрабатывает на компьютере материалы и обучающие программы, доступные через Internet. На учащихся заводятся компьютерные "учетные карточки" по каждому из изучаемых ими курсов, в которых, помимо прочей информации, отмечаются места в используемом материале, на которых они в последний раз остановились.

Учебный процесс строится следующим образом. Обучаемый включает компьютер, запускает программу  дозвона по телефону (или соединения по локальной сети) с компьютером  поставщика услуг Internet. После соединения устанавливается связь с сервером учебного центра. Пользователь проходит процедуры аутентификации (определение "подлинности" пользователя) и регистрации, в ходе которых устанавливается его личность и определяется место выхода из проходимых им обучающих курсов. Если на имя обучаемого пришла персональная или групповая почта (задания, индивидуальные рекомендации, ответы преподавателя на вопросы), он может просмотреть ее немедленно или позже.

Далее предлагается список доступных ему учебных материалов и место, с которого можно начать их просмотр (для незаконченных курсов). После выбора отображается информация курса в виде текста, графики, видео- и звукового сопровождения. Если имеющиеся в тексте элементы материала более полно разъясняются где-либо (в данном или другом курсе, на этом или другом компьютере), то они маркируются особым образом, а пользователь, указав на них, может получить на экран пояснения в виде части другого курса.

Подача материала обучаемым  и его корректировка производятся оперативно — когда обучаемый просматривает одну страницу курса, преподаватель может вносить в эту или следующую страницу изменения. Эти коррективы, по их завершению, будут немедленно внесены в сам курс, и в следующий момент уже измененный материал появится у обучаемого на экране компьютера. Если преподаватель находится у компьютера учебного центра одновременно с обучаемым, то возможен их диалог в реальном времени в виде обмена текстовыми сообщениями или голосом с использованием специального оборудования. Когда время нахождения обучаемого на линии связи ограничено (например, по финансовым соображениям), то существует возможность организовать передачу содержимого учебного курса на локальное, учебное место с последующим отключением по линии связи. После этого курс будет осваиваться обучаемым автономно, без возможности реализации ссылок на другие курсы и компьютеры и без прочего сетевого сервиса (электронной почты, интерактивного взаимодействия и т. д.). По

окончании курса обучаемый  может восстановить соединение, чтобы  послать почтой вопросы, отчеты, или перейти к другому материалу. Повышение требований и новые подходы в области подготовки и переподготовки менеджеров в сфере экономики и финансов делают необходимыми:

—  постоянную разработку и практическое внедрение новых  методов учебы;

— обучение слушателей умению быть руководителем, культуре управления людьми, воспитание таких способностей как культура ведения дискуссий, творческая работа в коллективе, профессиональный язык, выработка навыков быстрого реагирования на изменения ситуации и т. д.;

Информация о работе Управление человеческими ресурсами