Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:52, реферат

Краткое описание

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев – менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

Спустя 4 века, в эпоху Хань в общей сложности существовало 20 рангов знатности. Сегодня в США 20 рангов государственных служащих.

Заметный  вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная  цивилизация – индийская. Для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. Индийцы создали первый известный нам научный трактат и учебник по организации национального хозяйства, предпринимательству и менеджменту. Индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.

Остановимся подробнее на некоторых находках индийской системы социального  и хозяйственного менеджмента. Отличительной  чертой индийского общества с поздневедийского времени является своеобразная, не имеющая аналогов в мире система варн, переросшая затем в кастовую. В той или иной мере элементы кастовости наблюдались у многих народов и в разные исторические эпохи. Но нигде кастовая система не приобрела столь законченной формы и не продержалась столь долго.

В принципе, каждая система стремится  к сохранению определенной стабильности в структуре и механизме управления. Это позволяет экономить значительные ресурсы за счет определенной самоорганизации. Нововведения же требуют огромных расходов энергии материальных, человеческих и, особенно, квалифицированных управленческих кадров. Именно этим объясняется длительная живучесть сословного деления общества. В этом отношении индийская цивилизация, индийская управленческая школа  создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает не только своей исключительной протяженностью во времени, но и стабильностью в  пространстве. Если сословия допускали  определенный обмен своими составляющими  элементами, то касты исключали таковой. Беспрецедентный в истории менеджмента  случай, который противоречит одному из основных законов развития организации  – самоорганизации, степень которой  определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.

Государственное регулирование хозяйственной жизни  имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и  последовательно оно проводилось  в Индии. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение  земледельцев необходимым количеством  воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части  всего урожая, который собирали с  орошавшегося участка. Следует воздать  должное государству и за возведение огороженных стенами городов, где  селились не только жрецы, знать и  воины, но и ремесленники, купцы и  т.д.

Наряду  с регулированием индийское государство  оказывало содействие отдельным  гражданам, причем не только крестьянам-вайшьям, но и шудрам в организации частных  хозяйств. Чтобы стимулировать окультуривание диких земель, земледельцы временно освобождались от уплаты податей, а также получали другие льготы, включая выдачу им рогатого скота, семян и денег. Считалось, что все это должно окупиться в будущем, когда поселенцы окрепнут и встанут на ноги.

В новых поселениях делались пожалования  земельных участков жрецам и деревенским  чиновникам, причем эти участки нельзя было ни продать, ни заложить, ни передать по наследству. Даже крестьяне-налогоплательщики  не могли передавать свою землю тем, с кого не взимались подати. Если земледелец не справлялся с обработкой выделенного ему участка, участок передавался другому. Можно предположить, что в рассматриваемый период в производство была включена значительная часть земель бассейна Ганга. Более того, колонизация могла коснуться и прилегавших к нему районов.

На  наш взгляд, индийская цивилизация  дает нам и первый известный учебник  менеджмента – это найденная  в начале ХХ века книга под названием  “Артхашастра”, что означает в переводе “учение о хозяйстве и государственном управлении”. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий. Поэтому его вправе можно назвать первым учебником менеджмента. “Артхашастра” – большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел в свою очередь имеет разделы и главы.

Первый  отдел памятника начинается вступительной  главой, где дано изложение правил поведения царя, а также вопросы  назначения и испытания министров  и главного советника, тайных агентов, наблюдения за враждебными и дружескими партиями, как и за царскими сыновьями  т.п. И то обстоятельство, что автор  начинает свою работу с поведения  царя, который является главной фигурой  в иерархической структуре, а  затем переходит к необходимости  управления государством с помощью  советников и правилам их подбора, еще  раз подчеркивает, что мы имеем  дело с работой об управлении.

Второй  отдел, наиболее обширный в памятнике, представляется наиболее интересным с  точки зрения нашего курса. В нем  рассматриваются такие вопросы  как заселение и устройство области, использование негодной для обработки  земли, постройка крепости, установление прихода собирателем дохода, ведение  счетов в учетном ведомстве, составление  указов, управление копями и мастерскими, установление мер и весов, обязанности  главного сборщика налогов, обязанности  градоначальника и обязанности  многочисленных надзирателей. Уже само перечисление названий разделов говорит  о рассмотрении широкого спектра  проблем организации национального  хозяйства и действии его механизма. И еще более укрепляет нас  в этом содержание отдела.

Заселение старой или вновь приобретенной  области должно включать: привлечение  жителей других стран или избытков своей, устройство селений, установление административных единиц, охрану границ, передачу земель земледельцам, перераспределение  необрабатываемых земель, налоговые  льготы для вновь организованных хозяйств. Оно включает в себя также  устройство рудников, промыслов, пастбищ, торговых подворий, путей сообщения  и городов, создание оросительной системы, организацию сбора налогов. По сути дела данный раздел являет собой описание этапов хозяйственного освоения новой территории, организации на ней хозяйственной жизни.

Другие  разделы конкретизируют направления  организаторской деятельности, устанавливают  процедуры и правила управленческой деятельности в отдельных отраслях и предприятиях, административных единицах. Рассмотрим, например, раздел “надзиратель за земледелием”. Он начинается с определения  необходимых ему специальных  знаний: он должен быть сведущим, или  же иметь помощников, сведущих в  науке о сельском хозяйстве, уходе  за плодовыми кустарниками и деревьями. Надзиратель обязан производить  в соответствующие сроки все  сельскохозяйственные работы, обеспечивать земледельцев необходимыми орудиями труда. Раздел содержит также информацию о  количестве осадков в различных  районах, предпочтительных видах сельскохозяйственных культур в зависимости от почв и влаги, сроках их посадки, сбора  урожая и его сохранения, удобрения  полей и т.п. В разделе содержатся также указания об организации труда  работников, оплате их труда и взимании штрафов. Эта часть раздела является, по нашему мнению, руководством по организации как всей земледельческой отрасли, так и отдельных ее предприятий.

Третий  отдел – судебный. В нем рассматриваются  дела, связанные большей частью с  вопросами хозяйственной деятельности: заключения сделок, в том числе  имущественных, финансовых, трудовых, а также соблюдения взаимных обязательств, включая нанимателей и работников. По существу данный отдел представляет собой государственное регулирование  этих видов хозяйственной деятельности и защиту ее участников.

Четвертый отдел – об устранении препятствий  на пути к общественному порядку  – посвящен вопросам уголовного права, а также мерам по предупреждению стихийных бедствий и оказании помощи пострадавшим со стороны государства.

Пятый отдел – о применении утонченных средств государственной политики –также включает в себя ряд проблем, имеющих отношение к предмету нашего исследования. Большое внимание автор уделяет основному связующему национальное хозяйство элементу – сбору налогов и поиску иных путей пополнения казны государя, находящегося в затруднительном положении, то есть в чрезвычайных обстоятельствах.

Шестой  отдел посвящен основам государства, которыми являются государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники. Автор дает идеальные, желательные состояния  и качества некоторых элементов. Среди качеств сельской местности  превалируют требования к безопасности и хозяйственные. Весьма интересен  и представленный здесь раздел, касающийся вопросов благополучия государства. В  самом начале раздела дается определение  благополучия, мира, труда и их взаимосвязь. “Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил  для доведения до конца предпринятого  дела. Наслаждение благополучием, заключающимся  в использовании плодов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием)”.

Седьмой отдел и большая часть остальных  посвящены, в основном, вопросам внешней  политики, мирным и военным способам ее осуществления, проблемам внутренней и внешней безопасности, тайным методам  борьбы с противниками.

Даже  этот краткий обзор содержания “Артхашастры” показывает, что данный литературный памятник является пособием для обучения царя законам и правилам управления государством, пособием по организации и руководству национальным хозяйством.


Информация о работе Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока