Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).
Содержание
Введение 4
1 Транснациональные финансово-промышленные группы: сущность и предпосылки создания. 6
1.1 Предпосылки создания транснациональных финансово-промышленных групп 6
1.2 Транснациональные финансово-промышленные группы 7
1.3 Формы существования транснациональных финансово-промышленных групп СНГ 8
2 Нормативно-правовая база деятельности транснациональных финансово-промышленных групп СНГ. 13
3 Роль финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций в формовании рыночной экономки на примере стран СНГ 16
3.1 Целесообразность формирования финансово-промышленных групп 16
3.2 Примеры транснациональных финансово-промышленных групп 19
3.3 Меры государственного содействия и пути создания транснациональных финансово-промышленных групп СНГ 22
Заключение 24
Список использованных источников 25
остановка спада производства и постепенный переход к росту.
3. для СНГ в целом:
восстановление на новой основе оправдавших себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих субъектов;
возможность целенаправленного проведения совместной инвестиционной политики и ее координации;
ускорение процессов экономической интеграции в рамках СНГ;
придание в конечном итоге импульса процессам политического сближения стран СНГ ввиду высокого взаимопроникновения национальных экономик и формируемой на этой основе общности интересов.
Особую актуальность объединение усилий российских хозяйствующих субъектов и субъектов других государств – участников СНГ в рамках ТФПГ приобретает в связи с консолидацией крупных зарубежных компаний в экономической экспансии на традиционные рынки стран СНГ. Национальным производителям приходится конкурировать с мощными интегрированными структурами, корпорациями, концернами, консорциумами.
Растут объем и удельный вес продаж крупных западных транснациональных корпораций на рынках государств СНГ, а страны СНГ в результате быстро теряют традиционные рынки сбыта продукции национального происхождения. Особенно эта тенденция заметна в областях, относящихся к высокотехнологичным и наукоемким производствам (авиационной, радиотехнической, электронной и химической промышленности). Так, за последние годы американскими авиационными компаниями “Боинг” и “Макдональд Дуглас” продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в то время как концерн Туполева сумел реализовать только 8.
Аналогичная ситуация во многих других отраслях промышленности – электротехнической, полиграфической, машиностроительной, автомобильной. Простаивают созданные в государствах СНГ производственные мощности, не находит сбыта выпущенная продукция.
Все это говорит об экстренной необходимости консолидировать ресурсы государств СНГ и совместными усилиями с использованием такой перспективной формы взаимодействия, как ТФПГ, защитить свои национальные рынки, общий товарный рынок СНГ и создать условия для выхода базовых отраслей промышленности из кризисного состояния.
В настоящее время на национальных и межгосударственном уровнях уже предприняты шаги, направленные на обеспечение благоприятных условий формирования и деятельности ТФПГ. Постепенно создается необходимая нормативно-правовая база. В рамках национальных законодательств наиболее полно она разработана в Российской Федерации, где в числе ключевых законодательных актов следует отметить закон “О финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.11.95, Указ Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ” № 443 от 01.04.96, постановления Правительства РФ “О порядке ведения государственного реестра ФПГ в РФ” № 621 от 22.05.96, “О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ” № 24 от 09.01.97, а также ряд документов, регулирующих деятельность конкретных ФПГ.
Представляется, что российские наработки с успехом могут быть использованы при подготовке аналогичных актов другими государствами СНГ. Такие процессы уже идут. В Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане стали появляться документы, в значительной мере ориентированные на российский опыт. Ряд документов принят на межгосударственном уровне.
На 7-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ 17 февраля 1996 г. принят унифицированный с российским законом рекомендательный акт “О финансово-промышленных группах”.
Подписано 15 апреля 1994 г. многостороннее Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. По сути, положено начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования таких структур в рамках СНГ. После его заключения заметно оживилась практическая работа заинтересованных хозяйствующих субъектов стран в этом направлении.
В развитие достигнутого 6 марта 1998 г. государства СНГ заключили Конвенцию о транснациональных корпорациях. Ранее, 9 октября 1997 г. подписано многостороннее Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ, в котором закреплены основы взаимоотношений работников и работодателей.
Реализация упомянутых документов осуществляется путем заключения межправительственных двусторонних соглашений и оформления на их базе договоров между непосредственными участниками ТФПГ. При этом уточняется ряд положений применительно к особенностям национальных законодательств и с учетом форм создаваемых ТФПГ. Так, в 1994-1995 гг. заключен ряд двусторонних соглашений об основных принципах создания финансово-промышленных групп с Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Украиной и Таджикистаном.
Если речь идет о конкретных ТФПГ учитываются интересы государств-участников, различных хозяйствующих субъектов, а также специфика объектов сотрудничества. В 1998-1999 гг. наибольшее количество соглашений о создании конкретных ТФПГ заключено между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В целях дальнейшего развития нормативно-правовой базы функционирования ТФПГ в рамках СНГ представляется необходимым принять на межгосударственном уровне ряд документов, уточняющих отдельные аспекты деятельности таких групп, в частности о принципах страхования коммерческих рисков, взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, заключения международных залоговых сделок, о межгосударственном лизинге и др.
Кроме того, необходимо устранить несоответствия между национальными законодательствами государств СНГ в вопросах создания и функционирования финансово-промышленных групп, выражающиеся в следующем:
- отсутствуют единые формулировки основных понятий, связанных с формированием и деятельностью групп;
- нет единого механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ТФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране;
- различия в формах и системе ведения бухгалтерского учета не позволяют на практике вести консолидированный баланс ТФПГ и т.д.
Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.
Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и разные уровни экономики несмотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания.
Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия.
Промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10% мирового, а запасы основных видов природных ресурсов – около 25%, что объективно создает базу для обеспечения экономической независимости и динамичного развития. Несмотря на это, и сегодня предпринимаются попытки поставить под сомнение целесообразность создания ТФПГ, подискутировать по поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и российский опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капиталов стран СНГ в рамках «межгосударственных» (транснациональных) ФПГ. Создание ФПГ явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм современного общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры. Интеграция в рамках межгосударственных ФПГ банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри ФПГ систем взаимозачетов и платежей, рационализировать структуры совокупного капитала, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций, эффективность размещения интегрированных активов. Поэтому созданные и создаваемые межгосударственные ФПГ и ТНК постепенно должны занимать центральное место в интеграционных процессах государств СНГ в области производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности.
Задача государств – участников СНГ – проводить согласованную государственную политику в отношении транснациональных хозяйствующих структур, участниками которых являются хозяйствующие субъекты стран СНГ, всячески поддерживать взаимовыгодный характер межгосударственной, межотраслевой интеграции, принимать активное участие в совершенствовании организационно-правовой основы гармонизации интересов как потенциальных участников корпорации, так и государств, их представляющих.
Общепризнанно, что распад Советского Союза стал одним из ключевых кризисных факторов не только для российской экономики, но и дня экономик стран СНГ. Отсюда логично и естественно вытекает задача сохранения, реструктурирования и рационализации общей материальной основы микро уровневых связей рыночных субъектов – кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, в «одночасье» оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. С распадом СССР производственной инфраструктуре был нанесен удар, моментально «уложивший на бок» целые отрасли. Была открыта «зеленая улица» челночному импорту и импорту организованному, и который зарубежные и наши коммерсанты вложили крупные средства.
Сегодня, когда на всем пространстве бывшего СССР рынок уже заявил о себе, произошла структуризация интересов и возможностей, воссоздать общее экономическое пространство, например, в том виде, в каком это предлагает левая оппозиция, уже невозможно – для этого потребовалось бы национализировать отрасли, образующие единую технологическую цепочку, но находящиеся в разных государствах.
Поэтому для поступательного развития экономики стран СНГ весьма
важно найти механизмы, которые, с одной стороны, могли бы поставить на службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой –позволили бы нейтрализовать влияние сложившихся негативных стереотипов хозяйственного поведения. Если исходить из богатейшего мирового опыта, то эта задача в условиях рыночной экономики наилучшим образом решается путем создания различного рода транснациональных предпринимательских структур.
В этих условиях, если продолжать придерживаться общей концепции, возможен один единственный путь: объединить производства и национальные капиталы в рамках межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп. Другого пути, если исключить специальные межгосударственные соглашения, где главными действующими лицами будут правительства, центральные банки и другие государственные структуры, нет.
Межгосударственные ФПГ могли бы стать одним из основных инструментов, с помощью которых государства СНГ могли бы обеспечить выход своей промышленности из кризиса.
На сегодняшний день Уральский, Поволжский и Центральный экономические регионы России имеют тесные связи со странами СНГ. Башкортостан и Самарская область являются основными поставщиками продукции ТЭК в Украину, Казахстан и Беларусь, где их доля в поставках российских регионов колеблется от 80 до 90%. Из Тюменской области 93% нефти и газового конденсата поставляется в страны СНГ и Балтии. Доля Кемеровской области в поставках угля из восточных районов в страны СНГ и Балтию составляет 95,5% в структуре вывоза этого продукта. Топливно-энергетический комплекс оказался самим устойчивым в общей кризисной экономической ситуации. Однако и здесь происходит спад производства. Важно не допустить усиления этой тенденции, которая самым негативным образом повлияет на экономического положение других отраслей и связи с государствами СНГ. В металлургическом комплексе России по производству готового проката черных металлов можно выделить три крупных региона – Уральский, Центрально-Черноземный и Северный, которые активно участвуют в товарообмене металлургической продукцией со странами СНГ, обеспечивая почти 30% российского экспорта. Однако, как правило, эти регионы, не имеют собственной металлургической базы. Из Поволжья более 97% химических волокон и нитей вывозится в страны СНГ. Синтетические смолы, пластмассы, химические волокна и нити, производимые химическим комплексом Сибири и Дальнего Востока, вывозятся из Алтайского и Красноярского краев и Кемеровской, Омской, Томской и Иркутской областей в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь и Узбекистан. Многие регионы России, экспортирующие стратегические виды продукции в страны СНГ, в свою очередь зависят от поставок из стран СНГ. Прежде всего, это касается сырья, материалов, комплектующих изделий, а также продовольственных товаров.
Транснациональные (межгосударственные) финансово-промышленные группы. К ним относятся ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств и имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения.
"Банковские" ФПГ (БФПГ) обычно организуются финансовыми институтами, заинтересованными в надежном и достаточно прибыльном вложении денежных средств. Ведь в результате диверсификации вложения капитала в изменчивой конъюнктуре рынка повышается надежность финансово-кредитных учреждений. Центром "банковской" ФПГ является кредитно-финансовая организация (коммерческий банк), чаще банковское холдинговое объединение во главе с крупным коммерческим банком. В настоящее время созданные банками ФПГ имеют примерно одинаковую структуру, в которую входят инвестиционные компании, промышленные предприятия, торговые компании, трастовые и финансовые компании, пенсионный фонд, страховая фирма, рекламные и консалтинговые фирмы. Встречается, хотя и достаточно редко, вариант, когда центром группы становится инвестиционная компания.
Информация о работе ФПГ как результат концентрации капитала и производства