Факторы, формирующие ассортимент товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Формирование товарного портфеля………………………………………………..5
Факторы, формирующие ассортимент товаров……………………10
Заключение…………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

тов.менеджмент.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Джлжлдллжлж..б.б.б.Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г.Разумовского»

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского» в г.Мелеузе

 

 

 

 

 

    

 

               Контрольная работа

                          По дисциплине:___________________________________________

 

 

 

 

Студента

Института:___ТМ   ____

Направление:

Шифр:_____                  __

Работа сдана на проверку:

Преподаватель:

Оценка:

МЕЛЕУЗ 2013г


 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………………………………3
  2. Формирование товарного портфеля………………………………………………..5
  3. Факторы, формирующие ассортимент товаров……………………10
  4. Заключение…………………………………………………………...18
  5. Список используемой литературы………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Посредством нее осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

 Современный рынок товаров  отличается относительно высокой  насыщенностью, товарного дефицита  фактически нет. Бюрократическая  система распределения товаров  полностью заменена отношениями  свободной купли-продажи.

 На предприятиях розничной  торговли завершается процесс  кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы  потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в  денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

  Понятие ассортимент товара  включает в себя совокупность  их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся  по определенному признаку. Товарный  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих  продаже в розничной торговой  сети. Формирование ассортимента  – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом  населения с целью его полного  удовлетворения.

 Постоянное внимание в магазинах  должно быть обращено на формирование  товарного ассортимента, как развивающегося  во времени процесса установления  такой номенклатуры товара, которая  удовлетворила бы товарную структуру  спроса населения.

Большинство розничных операторов, работающих во всех форматах от «гипермаркета» до «магазина у дома» сталкиваются с проблемой выбора товарного портфеля, вызванного в первую очередь существенным преобладанием предложений по товару на рынке, над предпочтениями и выбором покупателей.

 Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции.

 Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента  и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию  цен, по которым товары предлагаются  на рынке. Чтобы лучше понять  проблемы в процессе выбора  ассортиментной политики, следует  остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента  торгового предприятия. Роль руководства  должна заключаться в том, чтобы  умело сочетать финансы предприятия  с ассортиментной политикой, обеспечивающей  рост прибыли. Тщательно разработанная  ассортиментная политика предприятия  служит руководству указателем, стратегическим направлением на  которое должно ориентироваться  предприятие, что в свою очередь  позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою работу с  наибольшей отдачей.

 Правильный выбор ассортиментной  политики предприятия служит  своего рода гарантией, что выгодные  возможности не будут упущены.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  1. Формирование товарного портфеля.

Товарный портфель – совокупность всех товаров (товарных групп, видов и разновидностей товара), способных удовлетворить потребности сегментов целевого рынка, для выпуска которых имеются возможности в рамках организационно-экономических и технологических условий данного производства.

 Произведено разграничение  понятий: «товарный портфель производства»  и «бизнес-портфель».

 Категория «бизнес-портфель»  является более широкой и включает  в себя перечень направлений  бизнеса – стратегических бизнес  единиц (СБЕ), которые имеют между  собой порой очень значительные  различия с точки зрения технологии, целевого рынка и т.п.

Товарный портфель – это перечень ассортимента продукции, выпускаемого в рамках отдельного производства – технологически обособленной СБЕ.

 Решающим признаком для отнесения  определенных товаров или товарных  групп в состав одного товарного  портфеля будет осуществление  их выпуска на одном и том  же парке оборудования. В противном  случае следует говорить о  товарных портфелях различных  СБЕ, задача управления которыми  может решаться независимо друг  от друга.

 В качестве основного принципа  формирования товарного портфеля  производства и управления его  структурой используется концепция  поиска сбалансированности.

 Под сбалансированностью портфеля  следует рассматривать такое  состояние товарного портфеля  производства, которое обеспечивает  достижение наиболее важных целей  работы предприятия и необходимую  динамику его развития за счет  обеспечения оптимального состава  и структуры товарного предложения, которое должно быть ориентировано  не только на текущий рыночный  спрос, но и на будущий.

 При этом состав и структура  товарного портфеля, по возможности, должны влиять на формирование  будущих потребительских предпочтений  в интересах фирмы.

Портфельная стратегия – применима для корпораций и направлена на поддержание оптимального набора стратегических бизнес-единиц.

Цели портфельной стратегии:

- оптимально распределять ограниченные ресурсы.

- добиться сбалансированности портфеля подразделений, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.

Стратегическое хозяйственное подразделение – предприятие, которое производит конечную продукцию или услугу и имеет свой независимый рынок.

 Классическая матрица БКГ  использует в качестве факторов-координат  два рыночных явления: темп роста  отрасли (может рассматриваться  как показатель развития рынка) и относительная доля СХП на  рынке (косвенная характеристика  размера). Причем, в качестве темпа  роста отрасли используется динамика  продаж (сбыта) продукции всех компаний, выступающих на данном рынке. Относительная доля представляет  собой сравнение фактической  доли с наиболее крупными конкурентами.

Одна из важнейших проблем формирования товарного ассортимента связана с задачей определения оптимального диверсификационного портфеля предприятия.

Диверсификация - это процесс расширения видов деятельности, которыми занимается предприятие.

Виды диверсификации (концентрическая, горизонтальная и конгламеративная) рассматривались ранее.

Каждая фирма стремится присоединить к себе все новые и новые виды деятельности. Процессы диверсификации отображают процессы монополизации.

Диверсификация позволяет компании:

- оптимизировать финансовые  потоки за счет сочетания товаров, находящихся на разных этапах  ЖЦТ;

- "застраховаться" от  неудач с отдельными товарами (принцип "не ложи все яйца  в одну корзину");

- монополизировать рынок;

- получить преимущества  от аффекта масштаба;

- максимально загрузить  производственные мощности;

- получить синергетический  эффект.

Существуют матричные и экономико-математические методы определения оптимального диверсификационного набора фирмы. Одним из наиболее иллюстративных матричных методов является матрица Бостонской консалтинговой группы используется при разработке портфельной стратегии  (рис.1).Эта модель тесно связана с концепцией жизненного цикла товара. Непосредственно цель матрицы заключалась в обосновании хозяйственного портфеля крупной хозяйственной фирмы, в частности, в оценке привлекательности его стратегических хозяйственных подразделений (СХП).

 

 

 

 

В условиях малой динамичности рыночной среды положение фирмы на рынке можно описать с помощью относительной рыночной доли и темпа роста объемов продаж на рынке. В матрице выделяют следующие топологические зоны, в которые могут попасть исследуемые товары компании:

Ясно, что позиция «Звезды» наиболее перспективна. Предприятия этого сектора лидируют на рынке. Однако занятая позиция требует значительных ресурсов и постоянных инвестиций для финансирования роста в условиях жесткой конкуренции. Следует учитывать то обстоятельство, что по мере замедления темпов развития отрасли предприятие переместится в сектор «Дойные коровы». Т.е. основные стратегии по отношению к товарам-«звездам» – инвестирование.

 Стратегический сектор «Дойная  корова». В этом секторе представлены  высокоприбыльные товары, не требующие дорогостоящих маркетинговых мероприятий по их продвижению, поэтому, необходимо проводить политику поддержания усилий для сохранения существующей доли на рынке. Т.е. основные стратегии по отношению к товарам-«дойным коровам» – снятие сливок, поскольку эти товары являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований..

 Стратегический сектор «Трудные  дети» отражает сложное положение  фирмы (СХП): ее доля на рынке  снизилась, фирма потеряла возможность  активного воздействия на рынок. Конечно, если фирма получит дополнительные  ресурсы (например, при поддержке  сектора «Дойная корова»), то она  при благоприятных условиях сможет  вернуться в сектор «Звезды». Если же у конкурентов более  сильная позиция, то целесообразно  уйти с рынка. Более того, падение  темпов производства сместит  фирму (СХП) в сектор «Собаки». Т.е. основные стратегии по отношению  к товарам-«трудным детям» – инвестирование или деинвестирование.

 Стратегический сектор «Собака»  представляет собой малоперспективный  рынок с низкими темпами роста, сулит предприятию с ограниченным  объемом сбыта и соответственно  с небольшой долей рынка плохие  перспективы. Как правило, альтернативы  нет: ему приходится уходить с  рынка. Т.е. основные стратегии по  отношению к товарам-«собакам» – деинвестирование.

 В идеале сбалансированный  товарный портфель предприятия  должен включать 

2–3 товара-«коровы», 1–2 – «звезды», несколько «трудных детей» в качестве задела на будущее и небольшое число товаров-«собак».

 Избыток стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада. Избыток новых товаров может  привести к финансовым затруднениям.

Ограничения модели:

- в основе лежит две гипотезы: привлекательность рынка зависит  только от темпов роста отрасли; положение компании в отрасли  зависит только от относительной  доли.

- выделены высокая и низкая доля рынка, а куда относить среднюю. То же самое и в случае с темпами роста.

Достоинства матрицы БКГ:

матрица способствует принятию решений о намеченных позициях на рынке;

матрица способствует распределению стратегических средств между различными СБЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, формирующие ассортимент товаров. Приведите конкретные примеры, характеризующие указанные факторы.

 

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразный спрос и удовлетворяющий индивидуальные потребности потребителя.

Существуют промышленный и торговый ассортименты. Торговый ассортимент - это набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической оснащенности организации. Промышленный или производственный ассортимент - это набор товаров, выпускаемый предприятием-изготовителем с учетом его производственных возможностей. Промышленный и торговый ассортименты товаров взаимосвязаны. Промышленный ассортимент определяется потребностями потенциальных потребителей, спросом, соответственно, заказами торговых организаций, сырьевыми и производственными возможностями. В торговле используют такие понятия, как товарно-групповой ассортимент, ассортимент торгового предприятия (широкий, узкий, простой, сложный). Ассортимент товаров торговых предприятий определяется их типом.

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в товарно-групповой ассортимент торгового предприятия и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента. Формирование структуры ассортимента товаров заключается в своевременном пополнении и обновлении ассортимента в зависимости от потребностей населения. Рациональной структурой ассортимента товаров называется такая структура, которая максимально приближена к спросу потребителей. Рациональная структура ассортимента товаров характеризуется такими показателями, как широта ассортимента, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента. А основным принципом формирования ассортимента товаров народного потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

Информация о работе Факторы, формирующие ассортимент товаров