Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В связи с переходом к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.
Понимание основных концепций финансового менеджмента, равно как и методик его применения, стало необходимостью для руководителей и администраторов системы здравоохранения, врачей, сестер, фармацевтов, заведующих отделениями, всех тех, кто участвует в процессе управления финансами. Снижение времени госпитализации, мероприятия, направленные на уменьшение стоимости лечения, уменьшение государственных ассигнований требуют активной деятельности всех работников здравоохранения, которые должны полностью осознавать то, как их решения отразятся на расходах и стоимости, связанных с обеспечением медицинских услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления……………………………………………………………...4
Международный опыт финансового менеджмента…………………………4
Российский опыт финансового менеджмента……………………………….6
Проблемные вопросы финансового менеджмента………………………….7
Цели и задачи финансового менеджмента…………………………………..9
Показатели оценки качества финансового менеджмента………………...10

Глава 2. Финансовый менеджмент в здравоохранении……………………….13
2.1 Понятие, содержание и функции финансового менеджмента……………13
2.2 Управление финансами в государственном здравоохранении как основная задача финансового менеджмента……………………………………………...15
2.3. Структура финансового менеджмента в здравоохранении………………18
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Все-таки курсач)))готов!!!!!.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

1.5 Показатели  оценки качества финансового  менеджмента

Если сравнить два приказа  Минфина России - приказ от 13.04.2009 № 34н и отмененный им приказ от 10.12.2007 № 123н, то по тому, как в новом порядке мониторинга качества финансового менеджмента изменились показатели, можно увидеть, как поменялись приоритеты в русле проводимых в последние годы бюджетной и административной реформ.

Состав показателей оценки качества финансового менеджмента  был дополнен показателями, характеризующими:

долю бюджетных ассигнований, представленных при планировании в  программном виде (отражает внедрение ГРБС механизмов бюджетирования, ориентированного на результат);

долю ассигнований, по которым  установлены государственные задания (показывает способность ГРБС определить стоимость оказания государственных услуг и обеспечить соответствие затрат результатам);

качество установленного порядка составления, утверждения  и ведения бюджетных смет (характеризует работу с подведомственной сетью в рамках бюджетного планирования и исполнения бюджета);

соответствие учредительных  документов получателей данным Сводного реестра (показывает правовую обоснованность деятельности подведомственных учреждений);

наличие системы электронного документооборота ГРБС с Федеральным  казначейством и получателями бюджетных средств (иллюстрирует применение современных информационных технологий в бюджетном процессе);

долю суммы возврата из бюджета излишне уплаченных или  взысканных сумм (говорит о качестве реализации своих бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета) и т. д.

Таким образом, мониторинг финансового  менеджмента федеральных ГРБС -"живой" механизм, отражающий позицию Минфина  России по вопросам эффективного управления средствами федерального бюджета администраторами бюджетных средств.

Позиция органов местного самоуправления по вопросам финансового  менеджмента во многом обусловлена действиями и решениями Минфина России. Так, начиная с 2000 г. ежегодно между субъектами РФ и муниципальными образованиями на конкурсной основе распределяются субсидии из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов. Многие регионы ввели аналогичную практику у себя и поощряют действия муниципальных образований, направленные на повышение качества управления финансами (финансового менеджмента). Общие правила распределения субсидий установлены Правительством РФ, а вот набор индикаторов, по которым на формализованной основе оцениваются планы и результаты реформирования, ежегодно устанавливается Минфином России. И вполне естественно, что в программах реформирования муниципальных финансов находят отражение преимущественно те мероприятия, реализация которых позволит достичь максимальных значений по индикаторам, установленным Минфином России.

Как еще одно подтверждение  того, что совершенствовать процедуры  и механизмы управления муниципальными финансами нужно в первую очередь, - это поддерживаемый федеральными и региональными властями в рамках действующего бюджетного законодательства дисбаланс между объемами обязательств органов местного самоуправления и их собственными доходами. В значительной мере доходы бюджетов муниципальных образований формируются за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Это реальное отражение того, что существующий уровень качества финансового менеджмента на местном уровне очень низок, хотя отдельные, как правило, наиболее крупные муниципальные образования с большими объемами собственных доходов выгодно выделяются в этом отношении из общего ряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовый менеджмент в здравоохранении

2.1 Понятие, содержание и функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент можно  рассматривать и как набор  знаний, и как разнообразные виды деятельности, связанные с управлением. Субъектом данной дисциплины являются финансы. Три академические дисциплины лежат в основе этой науки: бухгалтерский  учет, управленческая отчетность и  управленческое финансирование. Все  эти три дисциплины взаимодействуют, имея точки соприкосновения, расхождения  по разным аспектам, что и помогает определить их влияние на финансовый менеджмент. Все три дисциплины формируют  систему знаний, набор средств  и методик, которые значительно  улучшают административное руководство, организацию приобретения, использования  и контроля ресурсов. В связи с  этим необходимо подчеркнуть три  стадии управления финансами: планирование, осуществление и контроль. В здравоохранении  эти три стадии подразумевают:

- определение того, кого  обслуживать, какие оказывать  услуги и каким образом, как  получить необходимые средства  для этого (планирование);

· приобретение средств и  управление процессом оказания услуг (осуществление);

· контроль использования  средств, контроль за услугами, оценка конечного результата и коррекция  деятельности по мере необходимости (контроль).К главным функциям финансового менеджмента относятся: планирование, осуществление, внедрение, контроль.На стадии планирования финансовый менеджмент исследует долгосрочные и краткосрочные последствия альтернативных вариантов деятельности. Результаты анализа представляются в форме смет, отражающих возможные доходы, расходы, приток денежных средств и финансовое положение того, кто будет предпринимать определенные действия в соответствии с принятым решением. Примерами долгосрочных решений, которые должны принять работники здравоохранения, могут служить следующие: оставаться ли нерентабельным (неприбыльным) учреждением или работать ради получения прибыли; сохранить ли самоуправление или пригласить на контрактной основе часть или полностью весь аппарат управления; изменить ли набор предоставляемых услуг (хирургические центры, обслуживание на дому, в приютах); вкладывать ли деньги в новое, обычно дорогое, оборудование, такое как новые здания, компьютерные томографы. Примеры кратковременных решений: изменять ли состав пациентов, зарплату, время работы специалистов, вводить ли новую структуру тарифов, изменять ли схему оказания услуг.

На стадии внедрения  финансовый менеджмент отвечает за приобретение и использование наличных средств  и других ресурсов, которые способствовали бы достижению финансовых и сервисных  целей организации. Помимо доходов, получаемых от оказания услуг и параллельных видов деятельности, существует два  других основных источника фондов: долг и собственный капитал владельца. Долг - это деньги, которые были заняты, или кредит, полученный организацией. Собственный капитал состоит  из средств, полученных от владельца  компании, и прибыли, сохраненной  в организации. Эти два финансовых источника формируют собственный  капитал организации.

Если организация  здравоохранения получила наличные средства, она должна превратить их в различные материальные запасы, необходимые для оказания услуг. В этом случае финансовый менеджмент изучает финансовые результаты приобретения и использования ресурсов организации, которые обычно распределяются на оплату труда, материальное обеспечение и  капитальные единицы.

«Контроль» - это  термин, который пытается описать  попытки руководства сделать  так, чтобы все процедуры, операции и их исход находились в соответствии с сервисными и финансовыми целями и объективными факторами. Контроль связывает воедино стратегические и рабочие планы и сметы  приобретения и использования средств.

Механизм контроля включает мероприятия по охране активов  и отчетной документации, равно как  и сопутствующей информации и  систем отчетности. Значительная часть  финансового контроля определяется функцией бухгалтерского учета, который  собирает информацию об операциях в  сфере деятельности и сообщает об их результатах заинтересованным сторонам. Таким образом, терминология и процедуры  бухгалтерского учета превратились в язык финансового менеджмента.

 

 

 

 

 

2.2 Управление финансами в государственном здравоохранении как основная задача финансового менеджмента

В условиях централизованного  планирования и управления финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществлялось по нормативам затрат (бюджетно-сметное финансирование), не связанным с конечными, социальнозначимыми показателями (законченный случай лечения  больного и другие модели), а больше ориентировалось на объемные показатели, такие как число коек в стационаре, число посещений в смену в  амбулаторно-поликлиническом звене, обеспеченность врачебными кадрами  и др. В этом одна из причин экстенсивного  развития отрасли, недостаточного выделения  финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских  препаратов, внедрения новых медицинских  технологий и расширения основных непроизводственных фондов, более низкого по сравнению  со средней заработной платой по народному  хозяйству в целом уровня заработной платы медицинских работников.

Начавшийся  в 80-е годы переход к интенсификации развития экономики потребовал изменения  методов хозяйствования и в здравоохранении. В 80-90-х годах в отрасли проводится ряд экономических экспериментов, направленных на совершенствование  организации и повышение качества оказания медицинской помощи населению:

 

1980-1981 гг.

Расширение прав руководителей  ЛПУ (по изменению штатного расписания, передвижению средств по отдельным  статьям сметы).

 

1981-1982 гг.

Разрешение индивидуальных надбавок сотрудникам.

 

1982 г.

Эксперимент по рациональному использованию  коечного фонда (в пяти крупных стационарах  России).

 

1982-1984 гг.

Бригадные формы организации труда  младшего, среднего медперсонала.

 

1985 г.

Коллективные формы организации  труда (формирование подрядных коллективов).

 

1985-1989 гг.

Новый хозяйственный механизм в  здравоохранении (эксперимент в  трех регионах России).

 

1991-1993 по настоящее время

Введение медицинского страхования (добровольные и обязательные виды).

 

 

Важной составляющей новой модели экономической организации  здравоохранения, особенно на этапе  перехода к медицинскому страхованию, являются экономические методы управления, позволяющие объединить интересы лечебно-профилактических учреждений с интересами работников. Модель основывается на следующих экономических  и организационных принципах:

1) финансирование  по долговременным экономическим  нормативам:

· для амбулаторно-поликлинических  учреждений в зависимости от численности  прикрепленных жителей (дифференциация по группам здоровья);

· для стационара - число пролеченных больных (в  зависимости от категории сложности);

· для службы скорой помощи - количество вызовов (дифференциация по категории сложности);

· для консультативных  поликлиник, диагностических центров  и поликлинических отделений, диспансера - число консультативных приемов  и диагностических исследований (дифференциация по категории сложности);

· для учреждений судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) и патологоанатомической службы (ПАС) - количество экспертиз исследований (дифференциация по сложности);

· для санитарно-эпидемиологической службы - количество обслуженного населения  с учетом санитарно-гигиенической  обстановки в регионе;

· для учебных  заведений - число учащихся (дифференциация по уровню подготовки);

2) привлечение  внебюджетных источников финансирования:

3) развитие  самостоятельности и инициативы  трудовых коллективов в решении  вопросов производственной деятельности:

4) зависимость  оплаты труда от конечных результатов:

5) использование  новых форм организации труда.

Однако работа в условиях нового хозяйственного механизма  не обеспечила достаточно рационального  и эффективного использования ресурсов. Во всех ЛПУ увеличилась численность  врачебных кадров.

В условиях централизованно  планируемой экономики с жестким  централизованным лимитированием ресурсов и их фондированием гибкость в  использовании ресурсов, в частности, передвижение финансовых средств по статьям сметы, использование остатков бюджетных средств текущего года в последующем периоде и другие операции были исключены.

С восстановлением  принципов рыночной экономики эти  ограничения почти полностью  устранены и поэтому в здравоохранении  встал вопрос о внедрении финансового  менеджмента, предполагающего оптимизацию  ресурсного потенциала.

Под финансовым менеджментом в здравоохранении  понимается управление финансовыми  отношениями через систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов  их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен  на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих  между правосубъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Он представляет собой процесс выработки цели управления финансами и воздействия  на них с помощью методов и  инструментов финансового механизма. Следовательно, он имеет свою стратегию  и тактику.

Стратегия финансового  менеджмента - определить общее направление  и способ использования финансовых средств для достижения поставленной цели.

Тактика финансового  менеджмента - это выбор конкретных методов, приемов, инструментов, необходимых  для достижения поставленной цели в  реальных условиях.

Ставя целью  обеспечить финансовую устойчивость как  системы в целом, так и отдельных  ее элементов и подсистем, финансовый менеджмент решает следующие задачи:

1.Стратегическое  и тактическое планирование расходов  и доходов финансовых ресурсов:

Информация о работе Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах управления