· в) проводимый
исполнительными органами власти общей
компетенции;
· г) контроль финансово-кредитных
органов;
· д) ведомственный
и внутрихозяйственный контроль;
· е) общественный;
· ж) аудиторский.
Из методов
финансового контроля, таких как
ревизии; проверки (документации, состояния
учета и отчетности); рассмотрение
проектов финансовых планов, заявок, отчетов
о финансово-хозяйственной деятельности;
заслушивание докладов, информации должностных
лиц, наиболее актуальным является ревизия
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений.
Виды ревизий
различаются:
по объекту
проверки:
а) документальные;
б) фактические;
в) полные (смешанные);
г) выборочные.
по организации:
а) плановые;
б) внеплановые:
в) комплексные
(проводимые несколькими контролирующими
органами).
Совокупность
входящих в состав финансов здравоохранения
структурно-функциональных звеньев
в их взаимосвязи образуют финансовую
систему здравоохранения.
Как отмечалось,
финансовый механизм представляет собой
систему взаимодействия элементов
в процессе планирования, организации
и стимулирования использования
финансовых ресурсов.
В законодательных
и нормативных актах по управлению
финансами в здравоохранении
не отражены вопросы финансово-кредитной
и инвестиционной деятельности. Специализированными
финансово-кредитными институтами
в здравоохранении являются территориальные
фонды ОМС и страховые медицинские
организации. От эффективности и
стабильности функционирования кредитно-финансового
механизма зависят в целом
экономическое развитие каждого
ЛПУ. ТФОМС осуществляет финансово-кредитную
деятельность с целью обеспечения
финансовой устойчивости системы здравоохранения.
При этом необходимо выполнение определенных
условий:
- в качестве
кредитных ресурсов могут использоваться
только временно свободные средства
фонда;
- в качестве
получателя кредита (ссуды) выступают
медицинские учреждения, фонды обязательного
медицинского страхования и страховые
медицинские организации;
- размер средств,
используемых в качестве кредитных
ресурсов и банковских депозитов,
в сумме не должен превышать
50% нормированного страхового запаса
ФОМС;
- оформление
финансовых взаимоотношений осуществляется
в виде кредитного договора, позволяющего
учесть конкретные условия выдачи
кредита, в том числе возвратность
и гарантии.
- кредиты, как
правило, должны предоставляться
на краткосрочной основе (до 3 мес.).
Таким образом,
финансово-кредитные отношения в
системе обязательного медицинского
страхования заставляют каждое медицинское
учреждение следить за экономической
эффективностью своей деятельности,
проводить экономический анализ
принимаемых проектов (решений), изменить
сам подход к принятию решений
по удовлетворению материальных потребностей
со стороны ЛПУ, а также задуматься
об уменьшении или даже предотвращении
так называемого кредитного риска.
Уровень кредитного
риска определяется степенью кредитоспособности
и платежеспособности как лечебно-профилактического
учреждения, так и территориального
фонда обязательного медицинского
страхования.
Реализация
Закона РФ «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
и решение задач, определенных в
Положении о территориальном
фонде обязательного медицинского
страхования, задач усовершенствования
и развития материально-технической
базы лечебных учреждений и всей системы
здравоохранения требуют нового
финансового механизма взаимодействия
субъектов системы обязательного
медицинского страхования и создания
в структуре областного фонда
инвестиционного фонда на развитие
медицинских учреждений. За счет этих
инвестиций будут осуществляться:
· реконструкция
материальной базы производителей медицинских
услуг;
· развитие новых
медицинских технологий;
· создание информационно-аналитической
базы и программных средств для
субъектов системы ОМС;
· внедрение
новых механизмов развития и форм
деятельности производителей медицинских
услуг, ориентированных на повышение
эффективности работ как самостоятельного
медицинского предприятия;
· профессиональная
подготовка кадрового состава медицинских
работников;
· материальное
обеспечение лечебно-диагностического
процесса.
Финансовые
средства инвестиционного фонда
образуются за счет:
- целевых поступлений
поддержки социальной региональной
инфраструктуры в системе здравоохранения;
- привлечения кредитных
ресурсов, в том числе зарубежных инвесторов;
- поступлений
добровольных взносов юридических
и физических лиц:
- поступлений иных
финансовых средств, не запрещенных законодательством
Российской Федерации.
Заключение.
В заключение необходимо отметить,
что процесс интеграции механизма
финансового менеджмента государственного
сектора в реальный бюджетный
процесс, осуществляемый ГРБС, является
итерационным процессом, заключающим
в себе: необходимость формирования
гипотез, требующих проверки на практике,
применение лучших практик финансового
менеджмента на основании анализа
международного опыта, разработку оригинальных
идей, направленных на решение нетривиальных
задач. При этом неизбежно наличие
ошибок, требующих анализа, позволяющего
в результате найти верное и единственно
правильное направление дальнейшего
развития. Вышесказанное представляет
собой комплексную задачу, стоящую
перед всеми участниками бюджетного
процесса, а ее решение позволит
с уверенностью говорить о практической
значимости процесса финансового менеджмента
для государственного и муниципального
секторов.
Финансовый менеджмент в
муниципальном секторе - это часть
системы муниципального управления.
Меняется система управления - изменяются
элементы и инструменты финансового
менеджмента (управления общественными
финансами). И в зависимости от
этих изменений, выходящих на первый
план задач, стоящих перед органами
местного самоуправления, меняются подходы
к организации финансового менеджмента.
Стратегия финансового менеджмента - это
общее направление и способ использования
финансовых средств для достижения поставленной
цели. Тактика управления финансами - это
выбор конкретных методов, приемов, инструментов,
необходимых для достижения поставленной
цели в реальных условиях. В задачи финансового
менеджмента в здравоохранении входит:
1. Стратегическое и тактическое
планирование расходов и доходов
финансовых ресурсов.
2. Мобилизация финансовых
ресурсов.
3. Распределение финансов.
4. Аудит использования
финансовых ресурсов.
Основная задача финансового
менеджмента - это создание финансовой
устойчивости как системы в целом,
так и отдельных ее элементов,
подсистем, что требует знания и
соблюдения основных принципов финансового
менеджмента: планирование, прогнозирование,
организация, регулирование и контроль.
При анализе макроэкономических факторов,
влияющих на формирование и исполнение
бюджета, следует учитывать:
· спрос и
предложение медицинских услуг;
· ценообразование;
· рынок ресурсов;
· сегментацию
рынка по группам потребителей;
· производство
и издержки.
Финансовый
контроль как одна из функций менеджмента
обусловлен тем, что финансам как
экономической категории присуща
не только распределительная функция,
но и контрольная.
Финансовый
контроль осуществляется в установленном
правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Список литературы:
1.Финансовый менеджмент в государственном
секторе 15.04.2010. [Электронный ресурс]/ Журнал
«Бюджет» -Финансы- №3Март 2010.Электронный
журнал. Режим доступа к журн.: http://bujet.ru/magazine/about.php
2. Финансовый менеджмент в муниципальном
секторе.[Электронный ресурс]/ Журнал «Практика
муниципального управления» - Практика
муниципального управления №7,2010. Электронный
журнал. Режим доступа к журн.: http://www.mcfr.ru/journals/67/208/24183/24184/?phrase_id=1287753
3. Балабанов И.Т.
Основы финансового менеджмента -М.: Финансы
и статистика, 2009.
4. Вялков А.И. Управление
здравоохранением на уровне региона в
условиях рыночных отношений // Здравоохранение
Рос. Федерации. - 2009. - М5.
5. Овсийчук М.Ф.,
Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент.
Методы инвестирования капитала. - М.: Буквица,
2008.
6. Павлова Л.Н.
Финансовый менеджмент. Управление денежным
оборотом предприятия: Учебник для вузов.
- М.: Банки и биржи, Юнити, 2010.
7. Преображенская
B.C., Васюкова B.C. Структура и функции органов
здравоохранения в условиях перехода
на бюджетно-страховое финансирование
// Бюлл. НИИ им. Н.А.Семашкo. - М.: 2008.
8. Решетников А.В.
Финансовый менеджмент в системе обязательного
медицинского страхования // Экономика
здравоохранения, 2009, - №10
9. Финансовый менеджмент:
теория и практика. Учебник под ред. Е.С.
Стояновой. - М.: Изд-во Перспектива, 2010.
10. Шейман И.М. Бюджетно-страховая
система здравоохранения: Основные характеристики
и методы построения. - Можайск, 2008.
11. Шеремет А.Д.,
Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.
- М.: Изд-во "Инфра -М.", 2009.