Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.Существование государственного социального страхования – это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4
1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4
1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6
1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16
2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20
2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фонд соц.страх-ния.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

    1) До настоящего времени нормативно  не урегулирован вопрос перехода  к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.

    2) Законопроектом расходы Фонда  на выплату пособий при рождении  ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.

    3) Статьей 10 Законопроекта на 2009-2010 годы были предусмотрены ассигнования только на оплату полной стоимости путевок для застрахованных на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. Фонд как страховщик не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед застрахованными лицами в части реализации требований подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающего оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

    В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:

    1) Увеличить объем средств федерального  бюджета, выделяемых Фонду на  обеспечение инвалидов техническими  средствами реабилитации, включая  изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.

    2) В целях реализации положений  статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующего федерального закона.

    3) Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», позволяющих Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    4) Реализация требований законодательства  по принятию нормативных правовых актов, связанных с переходом к Российской Федерации обязательств ликвидируемых причинителей вреда перед гражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системы обязательного социального страхования.

     

    2.3 Расчет страховых взносов в  фонд социального страхования

      

    Для расчета страховых взносов используется Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального  страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ. В отчете заполняются все предусмотренные строки. При отсутствии показателей в соответствующей строке (графе) ставится прочерк.

    Расчетная ведомость представляется в исполнительный орган фонда в двух экземплярах: первый остается в исполнительном органе фонда, а второй с отметкой возвращается страхователю. Отчет предназначен для всех страхователей, перечисляющих средства в ФСС России.

    Он  состоит: из титульного листа; раздела 1-для страхователей-налогоплательщиков, уплачивающих страховые взносы; раздела 2-для страхователей-налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения; раздела 3-для страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Организации, применяющие общую систему налогообложения, заполняют разделы 1 и 3.

    С 1 января 2010 года произошли небольшие  изменения. Главным изменение можно  считать отмену  ЕСН.   В 2010 году общего изменения ставок не было, они оставались на прежнем уровне. Только в 2011 году произошли изменения- сумма взносов в фонд социального страхования составила 34% от фонда оплаты труда.[19]

    Ставки страховых взносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) в ФСС -2,9%.

    В течение расчетного периода, которым  является календарный год, компания или предприниматель уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Каждый ежемесячный платеж должен быть уплачен в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется платеж. Фирмы и коммерсанты рассчитывают и перечисляют суммы страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленная к уплате в ФСС России, уменьшается на сумму выплаченных соответствующих пособий. Расчет ежемесячных платежей производится нарастающим итогом с начала расчетного периода. Рассмотрим на примере.

    Пример: 
       Сумма выплат по зарплате ООО «Волна» в январе 2010 г. составляла 159 000 руб. При этом заработная плата административно-управляющего персонала - 69 000 руб., а работников производственного подразделения - 90 000 руб. Один сотрудник производственного подразделения болел 5 календарных дней. Пособие по нетрудоспособности было выплачено в сумме 3500 руб., в т. ч. из средств организации за первые 2 дня болезни ему было выплачено пособие в сумме 1400 руб. Кроме того, другому работнику по заявлению была выплачена материальная помощь в размере 5500 рублей. Компания применяет общий режим налогообложения, не имеет права на применение пониженных ставок взносов.

    В 2010 году компания должна уплатить в  ФСС -2,9%. Рассчитаем суммы страховых  взносов за январь 2010 г. Базу для  начисления страховых взносов определяют отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Мы для упрощения расчетов будем рассчитывать в целом по подразделениям. База по административному подразделению -69000 рублей.

    При формировании базы по производственному подразделению не будут учитываться суммы пособий по нетрудоспособности и материальной помощи в размере 4000 руб. Оставшуюся часть материальной помощи (1500 руб.) надо включить в базу для начисления взносов. Размер базы для начисления страховых взносов: 90000+1500=91500.

    Таким образом, взносы в ФСС будут начислены  в следующих суммах: по административному подразделению 69000*2,9:100%=2001руб;

    по  производственному подразделению 91500*2,9:100%=2653,5 руб.

    Суммы страховых взносов к уплате в бюджет определяются в полных рублях. Поэтому бухгалтеру ООО "Волна" надо провести округление сумм взносов по производственному подразделению. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма в 50 копеек и более округляется до полного рубля. В итоге надо скорректировать следующие суммы. По производственному подразделению в ФСС-2654 рубля.

    В связи с тем, что один из работников производственного подразделения  болел в течение отчетного месяца, сумму начисленных взносов в ФСС России надо уменьшить на сумму пособия по нетрудоспособности, выплачиваемую за счет средств ФСС России. Ее размер составит: 3500-1400=2100 руб. Сумма к уплате в Фонд социального страхования составит: 2654-2100=554 рубля.[19]  
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 

    Необходимость реформирования социального обеспечения  в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.[5,46]

    Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе - это то, что средства социального страхования (а на самом деле средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования в ФОМС, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия в ФСС и так далее.

    Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.

    Одновременно  с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действует ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.

    Помимо  системы пенсионного обеспечения  предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно  намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций.

    В то же время с упразднением Фонда  занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.

    В целом же действия Правительства  пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования  в стране. Однако, недостаточная  системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.

    С точки зрения специалистов Российского  объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.

    В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

    В законе должны быть точно перечислены  участники системы социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц.

Информация о работе Фонд социального страхования