Формальное и неформальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определить сущность формального и неформального управления и их роль в организации.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- рассмотреть такие понятия как формальное и неформальное управление;
- дать характеристику формальной группе;
-изучить классификацию формальных групп;
-рассмотреть возникновение неформальных организаций;
- дать характеристику неформальным организациям;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ...........................................................5
1.1.Признаки и функции формального управления………………………...5
1.2.Характеристика формальных групп……………………………………...7
1.3.Классификация формальных групп………………………………………9
2.НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ………………………………...12
2.1.Признаки и функции неформального управления…………………….12
2.2.Возникновение неформальных организаций…………………………...16
2.3.Характеристики неформальных организаций…………………………18
2.4.Управление неформальной организацией……………………………...21
3.РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ…...30
3.1.Различия формального и неформального управления………………..30
3.2.Особенности сочетания формального и неформального управления………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

формальное и неформальное управление.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

6. Статус членов группы. Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Доказано, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однак, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности [9].

Человек, поработавший на компанию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-нибудь проекта, чем человек с высоким  статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании. То же самое относится и к руководителю отдела, статус которого может быть ниже вице-президента. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

7. Роли членов  группы. Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из его членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Важную роль в работе группы играет рациональное распределение ролей между членами команды. Наблюдение и опыт проведения деловых игр показывают целесообразность четкого распределения ролей в группе и выявления лидера, который принимает на себя роль организатора группы.

Существует  две основных направленности ролей  для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность  отбирать групповые задачи и выполнять  их. Поддерживающие роли подразумевают  поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.

8.Групповые  нормы. Нормы призваны подсказать  членам группы, какое поведение  и какая работа ожидаются от  них. Нормы оказывают такое  сильное влияние потому, что только  при условии согласования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. С позиции организаций можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации. К положительным нормам относятся: усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции, заботу об удовлетворении покупателя. Примером отрицательных норм служат те, которые поощряют неконструктивную критику компании, прогулы, низкий уровень производительности труда.

9.Сопротивление  переменам. Люди часто обсуждают  предполагающиеся или фактические  перемены, которые могут произойти  в их отделе или организации.  В неформальных организациях  наблюдается тенденция к сопротивлению  переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у них работу как раз в тот момент, когда руководство собирается расширить сферу их компетенции [7].

Сопротивление будет возникать всякий раз, когда  члены группы будут усматривать  в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы, их опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Лидер может ослабить сопротивление переменам, убедительно показывая будущие перспективы, применяя новые формы поощрения, более широко привлекая членов группы к принятию стратегических решений.

Для борьбы с  сопротивлением переменам, лидер должен:

- спокойно выслушивать  критику в свой адрес и различные  точки зрения так же, как и  конструктивные предложения;

- сначала собрать  все возможные идеи, а затем обсуждать аргументы «за» и «против» по каждой идее;

- сначала выслушивать  идеи членов группы (подчиненных), а затем высказывать свои;

- поощрять и  вознаграждать членов группы  за инновационные идеи и предложения;

- всегда обеспечивать  социальную защиту членам своей группы.

  1. РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Различия формального и неформального управления

 

Формальное  и неформальное управление может  различаться:

- по структуре:

  1. неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией;
  2. основная причина возникновения формальных отношений – достижение цели, а неформальных – эмоции;
  3. формальное управление отличается от неформального стабильностью.

- по целям:

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

- по источнику влияния:

Неформальное  управление исходит от отдельной  личности. Формальное управление обусловлено  положением организации

В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз

- по средствам контроля:

Угроза увольнения или понижения в должности  в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

- по коммуникациям:

Выделятся официальные  каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также  каналы в форме виноградной лозы, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.

- В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.

В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные  отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом  членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.

 

3.2. Особенности  сочетания формального и неформального  управления

 

Всякая реально существующая организация как социальная система всегда является соединением формальных и неформальных элементов, она как бы состоит из двух “половинок”, соотношение между которыми очень подвижно и зависит от степени формализации или правовой регламентации в окружающей среде, возраста самой организации, ее культуры и стиля делового поведения, которого придерживается ее руководство.

Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию [1].

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации, – у них имеется иерархия, лидеры и задачи.

Поэтому для  более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление.

Факторы, от которых  зависит сочетание формального и неформального управления:

  1. качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);
  2. личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;
  3. социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;
  4. психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;
  5. тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;
  6. интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
  7. динамика развития коллектива, фирмы, организации

В понимании формального  и неформального управления могут  проявляться различные тенденции  изменения их сочетания. Существуют объективные границы этих изменений, за которыми формальное управление или, точнее попытка формализации управления ведет к неустойчивости управляемой системы и в дальнейшем к  ее разрушению. Это ситуация превращения человека в машину, робот.

Но есть объективные  границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуация превращения человека в машину, робот.

Но есть объективные границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуации безответственности, отсутствия контроля, конфликтности.

Но если сочетание  формального и неформального  управления строится в условиях повышения  управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что  превратить человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

Методология управления также является важнейшим фактором сочетания формального и неформального управления. Она определяет необходимость использования научного, системного анализа в управлении. Построить необходимое сочетание невозможно без глубокого понимания всех факторов активизации деятельности человека в конкретных условиях его работы, без изучения господствующих в коллективе ценностей и интересов.

И еще один фактор – искусство управления. Именно в сочетании формального и  неформального управления наиболее ярко и зримо проявляется то, что  называется искусством управления.

Искусство управления представляет собой соединение, и  не просто соединение, а определенного  вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

Ведь в определении  меры неформального управления имеет  значение интуиция менеджера, способность предвидения и реализм, ощущение опасности и приобретение уверенности. Все это уходит в область искусства управления.

Информация о работе Формальное и неформальное управление