Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование этики деловых отношений в ООО «МВИДЕО».
Понятие этики деловых отношений прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти, а без морали и нравственности не прожить
Введение
Целью данной курсовой работы является формирование этики деловых отношений в ООО «МВИДЕО».
Понятие этики деловых отношений прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором.
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день очень малое количество предприятий в России имеет правильно сформированную корпоративную этику, однако морально - нравственный климат на предприятии, особенно в России, для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент.
Сегодня много руководителей отдает себе в этом отчет, т. к. видят, что внутренние конфликты, текучесть кадров, слабая трудовая дисциплина при отсутствии мотиваций к труду, попрание элементарной справедливости при распределении прибыли и, как следствие, выраженное имущественное расслоение, разглашение коммерческой тайны или предательство общих интересов и т. п. способны обанкротить даже самое надежное предприятие. И наоборот, моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда, готовность поступиться личными интересами ради общего блага, забота о малоимущих и многое другое способны покрыть серьезные организационные просчеты, сохранить предприятие даже при самой неблагоприятной внешней конъюнктуре и обеспечить его стабильное развитие. Для предприятий стали необходимыми выработка и принятие всеми членами трудового коллектива некоего свода этических норм, работающего на достижение поставленных целей. Однако вопрос, какие этические принципы закладывать в корпоративную этику многих руководителей ставит в тупик, но без ответа на него нельзя начинать столь важного дела.
Таким образом, можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
При правильном формировании этики деловых отношений, создается неповторимый имидж предприятия, который привлекает не только клиентов и работников, но и стратегически важных бизнес-партнеров. Моральный облик компании вместе с соблюдением правил делового общения может даже на первый взгляд тупиковые переговоры сдвинуть с мертвой точки, и, наоборот, при ужасной репутации и неумении грамотно общаться и излагать свои мысли даже самый удачный контракт для обеих сторон может быть не подписан.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день этика деловых отношений является ключевым аспектом для предприятия, желающего динамично развиваться и расширять круг своего воздействия.
Глава 1. Теоретические основы формирования этики деловых отношений.
1.1. Основные понятия, задачи и принципы этики деловых отношений на торговом предприятии.
Этика деловых отношений (ЭДО) изучает соответствие моральных норм человека (работника) деятельности и целям организации и представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере.
Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности. Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.
Соблюдение этики деловых
Основополагающие нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п.
Надо сказать, что этика деловых отношений применяется во всей сфере бизнеса, а специфика деятельности предприятия играет не столь значимую роль. Однако, на мой взгляд, общие принципы ЭДО в наибольшей степени применимы именно к предприятиям торговли, нежели ко всем другим видам бизнеса, так как именно там определяющую роль играет то, как Вы относитесь к клиентам и сотрудникам фирмы, общаетесь с ними, позиционируете себя, решаете определенные задачи в контексте общепринятых норм, укладов, правил и морали. Несоответствие работников торговли этике деловых отношений может напрямую и в наивысшей степени сказаться на всем функционировании предприятия.
На практике этику деловых отношений на предприятии также называют корпоративной этикой, так как наиболее часто именно крупные корпорации вырабатывают свои собственные кодексы и правила, регламентирующие и способствующие развитию гармоничных отношений в коллективе и с любыми лицами и организациями, взаимодействующими с данным предприятием.
Этика деловых отношений (корпоративная этика) играет существенную роль в функционировании любого предприятия. Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса. Вряд ли можно согласиться с тезисом, что развитое законодательство решает и основные проблемы предпринимательской этики, так как именно закон четко определяет, что можно, а что нельзя. Закон и этика по своим социальным функциям близки, но, тем не менее, эти понятия не идентичны.
Этика включает в себя систему нравственных
требований и норм поведения, т.е. этика
деловых отношений основывается
на общих правилах поведения, выработанных
людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Естественно, что многие нормы взаимоотношений
в деловой обстановке справедливы
для повседневной жизни, и, наоборот,
практически все правила
Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.
В своей каждодневной деятельности руководитель любого уровня или наемный работник принимают решения не только исходя из правовых норм, но и руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей и норм поведения. Кроме того, никакие правовые нормы не в состоянии определить степень доверия и уважения руководителя к своим подчиненным, признание за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному вопросу.
Следует обратить внимание и на тот
факт, что значение закона и морали
как регуляторов человеческого
поведения различаются от общества
к обществу. Так одной из характерных
черт российского менталитета
Таким образом, получается, что одной из главных задач этики деловых отношений является урегулирование различий между людьми, соблюдение общепринятых норм морали, выявление и урегулирование конфликтов на предприятии, соблюдение интересов работников и работодателей без негативных ситуаций.
Принципы этики деловых отношений - это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений. В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейших положения, три принципа:
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы корпоративной этики, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли. Таких принципов и соответственно аксиом десять[3]:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).
3. Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что ведет не к благу, а вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллом).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении Парето об оптимальной сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости К. Родса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Корпоративная этика опирается на нравственные нормы, которые позволяют каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны с базовыми (материальными) потребностями наемного работника:
Отношение работника с предприятием во многом определяется этическими нормами более высокого порядка и не в последнюю очередь такими, как:
Информация о работе Формирование деловой этики на предприятие "Мвидео"