Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 09:24, курсовая работа
Цель данной работы – изучить формирование механизма управления системой мотивации персонала на предприятии строительного комлекса.
Задачи:
• изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
• изучить методы мотивирования персонала;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивационного механизма 5
1.1. Основные элементы мотивационного механизма 5
1.2. Основные принципы и методика формирования мотивационного механизма 7
Глава 2. Основные теории мотивации 13
2.1. Сущность основных теорий мотивации 13
Глава 3. Основные пути повышения мотивации персонала ООО «Кронверк» 23
3.1. Общая характеристика ООО «Кронверк» 23
3.2. Анализ уровня мотивации в организации «Кронверк» 27
3.3. Разработка системы эффективной мотивации 28
Заключение 33
Список использованной источников и литературы: 35
Рис. 2 Социальная мотивация
Формирование
материальной составляющей мотивационного
механизма: заработная плата (определение
постоянной и переменной составляющих)
и система бонусов. Формирование
нематериальной составляющей мотивационного
механизма (карьерный рост, полномочия
и ответственность, возможность
обучения, надежность места работы
(стабильность), соответствие работы способностям,
ориентация на престиж и уважение
в коллективе, удовлетворение от хорошо
выполненной интересной работы, занятие
любимым делом, престижность профессии,
условия труда, напряженность работы,
возможность инициативы). Качественная
оценка производится по показателям
удовлетворенности работника
Построение
эффективного мотивационного механизма
производится в рамках динамической
ресурсной концепции, которая подразумевает
создание ключевой компетенции –
персонала организации с
Внедрение механизма мотивации включает следующие этапы:
Таким образом,
разработанная методика необходима
предприятию, чтобы разработать
эффективный мотивационный
Систематическое
изучение мотиваций с психологической
точки зрения не позволяет определить
точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде даёт некоторые
общие объяснения мотивации и
позволяет создать
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:
Первые делают упор на исследование и объяснение содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.
Вторые
разъясняют тот процесс, который
дает продвижение происходящему
внутри человека процессу мотивации. Здесь
говорится о распределении
Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.
Содержательные теории.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
Теория мотивации по А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
Согласно
теории Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой
иерархической
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.
С развитием
экономических отношений и
Согласно
теории Мак Клелланда люди, стремящиеся
к власти, должны удовлетворить эту
свою потребность и могут это
сделать при занятии
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория ERG К. Альдерфера
Эта теория считается сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации. Альдерфер также выделяет три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей Маслоу. Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую её ступени. В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.
Как и
Маслоу, Альдерфер рассматривает
потребности в рамках иерархии, однако
в отличие от него считает возможным
переход от одного их уровня к другому
в различных направлениях. Например,
при невозможности
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая
группа факторов (гигиенические факторы)
связана с самовыражением личности,
ее внутренними потребностями, а
также с окружающей средой, в которой
осуществляется сама работа. Вторая группа
факторов мотивации связана с
характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
На удовлетворенность работой влияют:
Эти факторы он назвал "мотиваторами".
На неудовлетворенность работой влияют:
Именно эти внешние факторы и получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.
Мотиваторы,
вызывающие удовлетворенность работой,
связывались с содержанием
Информация о работе Формирование механизма управления системой мотивации