Формирование механизма управления системой мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить формирование механизма управления системой мотивации персонала на предприятии строительного комлекса.
Задачи:
• изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
• изучить методы мотивирования персонала;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивационного механизма 5
1.1. Основные элементы мотивационного механизма 5
1.2. Основные принципы и методика формирования мотивационного механизма 7
Глава 2. Основные теории мотивации 13
2.1. Сущность основных теорий мотивации 13
Глава 3. Основные пути повышения мотивации персонала ООО «Кронверк» 23
3.1. Общая характеристика ООО «Кронверк» 23
3.2. Анализ уровня мотивации в организации «Кронверк» 27
3.3. Разработка системы эффективной мотивации 28
Заключение 33
Список использованной источников и литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

формирование механизма управление системой мотивации персонала строительного предприятия.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Социальная мотивация

Формирование  материальной составляющей мотивационного механизма: заработная плата (определение  постоянной и переменной составляющих) и система бонусов. Формирование нематериальной составляющей мотивационного механизма (карьерный рост, полномочия и ответственность, возможность  обучения, надежность места работы (стабильность), соответствие работы способностям, ориентация на престиж и уважение в коллективе, удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие  любимым делом, престижность профессии, условия труда, напряженность работы, возможность инициативы). Качественная оценка производится по показателям  удовлетворенности работника трудовой деятельностью (BSC-показатели). Разработка этого этапа основывается на следующих концепциях: непрерывное совершенствование и вовлеченность в процесс производства (по системе Кайдзен), управление знаниями (построение обучающейся организации по концепции Нонаки и Такеучи), управление ценностями (через построение эффективной организационной культуры), управление талантами.

Построение  эффективного мотивационного механизма  производится в рамках динамической ресурсной концепции, которая подразумевает  создание ключевой компетенции –  персонала организации с исключительным знанием, аккумулирование человеческих ресурсов в уникальной комбинации.

Внедрение механизма мотивации включает следующие  этапы:

  • разработка целей системы мотивации и оплаты труда в соответствии с целями предприятия,
  • разработка мотивационного механизма по предложенной методике, проведение тестового прогона.
  • провести тестовый прогон вновь созданной или усовершенствованной системы оплаты труда и мотивации, проанализировать изменения в зарплатах сотрудников.
  • обсуждение новой системы вознаграждения.
  • внедрение. Ознакомить всех сотрудников (под подпись) с новым положением о системе оплаты труда (вознаграждении),
  • осуществление пилотного проекта (в одном из подразделений).

Таким образом, разработанная методика необходима предприятию, чтобы разработать  эффективный мотивационный механизм, который решил бы вышеочерченный круг кадровых проблем, обеспечивал  бы предприятию приток и сохранение новых квалифицированных кадров, а также удержание уже обученных  специалистов, повышение их удовлетворенности  трудом и производительности посредством  воздействия на трудовую деятельность работников эффективными инструментами, чему и будут посвящены дальнейшие исследования.

 

 

 Глава 2. Основные теории мотивации

2.1. Сущность основных теорий мотивации

Систематическое изучение мотиваций с психологической  точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения  человека в труде даёт некоторые  общие объяснения мотивации и  позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем  месте. Результаты этих исследований рассматриваются  в этом вопросе.

Теории  мотивации к работе можно разделить  на две группы:

  • теории содержания (содержательные);
  • теории процесса (процессуальные).

Первые  делают упор на исследование и объяснение содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и  являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К  сторонникам такого подхода можно  отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и  Дэвида Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее  эти теории.

Вторые  разъясняют тот процесс, который  дает продвижение происходящему  внутри человека процессу мотивации. Здесь  говорится о распределении усилий работников и выборе определенного  вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся: теория ожиданий, или модель мотивации  по В. Вруму, теория справедливости и  теория или модель. Портера - Лоулера.

Чтобы действительно  можно было понять мотивацию как  явление, нужны оба понятия, а  также персональный подход к рассмотрению.

Содержательные  теории.

Теории  содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус  этих теорий сконцентрирован на анализе  потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру  потребностей, их содержание и то, как  данные потребности связаны с  мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка  дать ответ на вопрос о том, что  внутри человека побуждает его к  деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
  • теория ERG, разработанная Альдерфером;
  • тория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Теория  мотивации по А. Маслоу

Первая  из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и  Абрахам Маслоу, считали, что предметом  психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения  лежат потре6ности человека, которые  можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем, социальные потребности - необходимость в социальном окружении;
  • в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Согласно  теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  лежат первичные потребности, а  вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается  в том, что приоритетны для  человека потребности более низких уровней и это сказывается  на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких  уровней.

Самая высокая  потребность - потребность самовыражения  и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена  полностью, поэтому процесс мотивации  человека через потребности бесконечен.

Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения  по их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников.

Теория  приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.

С развитием  экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура  потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех  расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно  работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к  признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное  мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно  теории Мак Клелланда люди, стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая  работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью  их аттестации, направления на курсы  повышения квалификации и т.д. Такие  люди имеют широкий круг общения  и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

Теория  ERG К. Альдерфера

Эта теория считается сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода  к мотивации. Альдерфер также  выделяет три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей Маслоу. Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание  контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой  безопасности, охватывающие третью, а  также частично вторую и четвертую  её ступени. В-третьих, потребности  роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним  ступеням пирамиды Маслоу.

Как и  Маслоу, Альдерфер рассматривает  потребности в рамках иерархии, однако в отличие от него считает возможным  переход от одного их уровня к другому  в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить  потребности высшего уровня вновь  возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создаёт  дополнительные возможности для  мотивации.

Двухфакторная теория мотивации Фредерика  Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию  человека.

Фредерик  Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность  работой.

Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность  в работе

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение результата

Межличностные отношения

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля над работой

Возможность творческого и делового роста


 

Первая  группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а  также с окружающей средой, в которой  осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с  характером и сущностью самой  работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения  содержательной части работы.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим  потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах  и в разных странах. Интервьюируемых  просили описать ситуации, в которых  они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.

Ответы  были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность  и неудовлетворенность работой  вызываются различными факторами.

На удовлетворенность  работой влияют:

  • достижения (квалификация) и признание успеха,
  • работа как таковая (интерес к работе и заданию),
  • ответственность,
  • продвижение по службе,
  • возможность профессионального роста.

Эти факторы  он назвал "мотиваторами".

На неудовлетворенность  работой влияют:

  • способ управления,
  • политика организации и администрация,
  • условия труда,
  • межличностные отношения на рабочем месте,
  • заработок,
  • неуверенность в стабильности работы,
  • влияние работы на личную жизнь.

Именно  эти внешние факторы и получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями  личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими  факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и  том же измерении. Каждый из них находится  как бы в собственной шкале  измерений, где один действует в  диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если факторы контекста  создают плохую ситуацию, то работники  испытывают неудовлетворенность, но и  в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности  работой, а дают скорее нейтральное  отношение. Удовлетворенность работой  вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых  может повысить мотивацию и удовлетворенность  от нейтрального состояния до "плюса".

Информация о работе Формирование механизма управления системой мотивации