Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:24, отчет по практике

Краткое описание

Цель данной работы – анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, технико-экономическое обоснование создания в г.Бишкек предприятия по производству муки и мучных изделий. Объектом исследования является ЗАО «АКУН». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
обосновать роль и значение прибыли и рентабельности в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «АКУН»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «АКУН».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПрибылИ и рентабельностИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономическая сущность прибыли в рыночной экономике….……7
«Экономический эгоизм» как стимул высокой эффективности.…18
Механизм использование прибыли в деятельности……………..…24
2. Анализ прибыли и рентабельности ЗАО « АКУН»……..…..36
2.1. Анализ рынка по производству муки и мучных изделий в Кыргызстане…………………………………………………………………….36
2.2.Методика анализа рентабельности и расчет доли на рынке ЗАО « АКУН» …………………………………………………………………………..44
2.3. Анализ использование прибыли ЗАО «АКУН………………………….50
3. Пути повышения прибыли и эФФективности ее использованиена предпритиях КР…………………………….. 58
3.1. Модернизация как основа повышения прибыли……………………58
3.2. Создание благоприятных условий для использования прибыли…..62
Заключение ……………………………………………………………………..68
Список использованной литературы…………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование прибыли и рентабельности.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

   Экономический эгоизм – это гипертрофированные экономические интересы различных субъектов хозяйственной деятельности, а также районов и регионов страны, которые ставят их выше интересов соответствующих субъектов.

     Основные типы экономического эгоизма субъектов хозяйственной деятельности можно представить следующими группами: индивидуальный, семейный, групповой, коллективный. В рамках коллективного выделяют следующие формы экономического эгоизма: эгоизм отдельной бригады, цеха, подразделения и т.д.; в пределах территориального экономического эгоизма – эгоизм населенного пункта, района, области, автономной республики. С точки зрения социальной структуры различают эгоизм отдельного социального слоя, социальной группы и класса.

   Структурными элементами экономического эгоизма в рамках мирового хозяйства является эгоизм отдельной страны, нескольких стран, регионов мирового хозяйства. Так, экономический эгоизм региона внутри страны выражается в стремлении получить как можно большую долю бюджетных средств, дотаций из бюджета независимо от доли созданного в регионе национального дохода в неэкстремальных (не форс-мажорных) условиях.

   Экономический эгоизм работника в бригаде выражается в стремлении получить заработную плату, часть прибыли независимо от эффективности собственного труда, стажа и квалификации и т.п.

    Субъективными причинами экономического эгоизма является отсутствие или низкий уровень ответственности, культуры субъектов экономической деятельности и должностных лиц, неэффективный хозяйственный механизм, сложность в точном определении трудового вклада различных субъектов хозяйствования.

    Объективные причины экономического эгоизма – отсутствие условий для действия закона стоимости, закона пропорционального развития, закона планомерного развития, существование антигуманных и антидемократических экономических систем и т.п.

     Антипод экономического эгоизма – альтруизм, т.е. способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами ради другого человека.

    Что касается истории экономической теории, то её истоки можно, прежде всего, найти в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита (1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла (1824-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса (1883-1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея  «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая всё новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале XX века. Развитие ветви экономической психологии производства связывают с именем Г. Мюнстербурга, а получившая преимущественное развитие в западной психологии маркетинговое ветвь была заложена Г. Тардом. Она охватывает психологические проблемы обмена, распределения и потребления. Одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии стал американский психолог Дж. Катона.

    Основы отечественной экономической психологии заложили в 80-е  годы работы А. И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филиппова. Но интерес учёных в основном был сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни- производства и потребления, являются заработная плата и цена, налоги и прибыли, и другие чисто экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

 

   Обращаясь к структуре экономической психологии, следует заметить, что проблематика этой синтетической междисциплинарной науки очень богата и разнообразна. В западноевропейской и американской науке она включает три крупных раздела, рождённых тремя типами экономической реальности, а именно:

 

-    рынок (это, прежде всего  психология потребителя и психология  ведения домашнего хозяйства);

 

-    бизнес (поведение и  психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.

 

-    отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий  экономической политики).

 

 

 

 

 

1.3. Механизм использование прибыли деятельности предприятия

    Механизм формирования и распределения прибыли предприятия характеризуется как механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов ее формирования: доходов, расходов, в том числе налогов и факторов, на нее влияющих, и является составной частью финансового механизма.

    Процесс формирования  и распределения прибыли также  целесообразно рассматривать с  позиции 1) бухгалтерского и 2) экономического  подходов к ее определению.

   Известно, что необходимым  условием получения прибыли является  определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки над затратами (издержками) по производству. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена следующим образом:

 

Затраты → Объём производства → Прибыль                           (1)

 

   Для обеспечения безубыточной  деятельности организации и как  следствие достижения наилучших  финансовых результатов, составляющие  данной цепочки должны находиться  под постоянным вниманием и  контролем.

   Рассматривая механизм формирования прибыли отдельное внимание необходимо уделять отложенному налогообложению.

    Подраспределением прибыли понимается порядок и направления ее использования, определяемый законодательством, целями и задачами предприятия, интересами учредителей — собственников предприятия. Распределение прибыли основывается на следующих принципах:

выполнение обязательств перед государством;

обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

накопление собственного капитала, обеспечивающего процесс непрерывного развития бизнеса;

выполнение обязательств перед учредителями, инвесторами, кредиторами и др.

 

   Основные направления распределения прибыли представлены на рис. 1.1.

 

    Прибыль полного товарищества распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли его участников.

   Порядок распределения прибыли зависит от того, на какой срок создано товарищество. Если товарищество создано на конкретный срок, в целях реализации определенного проекта, то чистая прибыль распределяется между участниками в соответствии с их долями в складочном капитале.

 

   В том случае, когда товарищество создано на длительный или неопределенный срок, из прибыли могут формироваться различные фонды (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Распределение прибыли товарищества

 

    В коммандитном товариществе из балансовой прибыли в первую очередь вносятся в бюджет различные сборы и налог на прибыль, исчисленный в соответствии с порядком, установленным для юридических лиц. Затем из чистой прибыли выплачивается доход для вкладчиков (коммандитистов), так как они внесли свои вклады в складочный капитал, но в текущей деятельности товарищества не участвуют и не несут полную ответственность за результаты. Затем формируются необходимые для развития предприятия фонды. Прибыль, идущая на выплаты участникам товарищества, делится в соответствии с их долевым участием в складочном капитале. Остаток прибыли распределяется между действительными членами (полными товарищами).

  Если прибыль не получена или получена в меньшем объеме, нежели предполагалось, то возможны следующие варианты:

при отрицательных финансовых результатах действительные члены обязаны отдать вкладчикам их долю прибыли, продав имущество товарищества;

при недостаточности средств может быть принято решение о невыплате пайщикам прибыли.

     Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. Чистая прибыль может распределяться на резервный фонд, который в соответствии с законом об обществах с ограниченной ответственностью рекомендуется формировать для своевременного выполнения обязательств перед учредителями, выходящими из их состава, а также делиться на две части — фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления включает те фонды, которые по решению учредителей идут на развитие предприятия, инвестиционные проекты. Фонд потребления может состоять из фонда социального развития, материального поощрения и той части, которая идет на выплату учредителям (она распределяется пропорционально их долям в уставном капитале).

   Наиболее сложным является порядок распределения прибыли акционерных обществ. Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируются в уставе общества.

   Для определения ставки дивидендов необходимо рассчитать потенциальный размер прибыли, которая может быть выплачена акционерам без ущерба для деятельности АО.

 Общий порядок распределения прибыли АО представлен на рис. 1.3

   Политика АО в области распределения прибыли обычно вырабатывается советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров.

    При планировании распределения чистой прибыли АО необходимо учитывать виды выпущенных акций. Так, по привилегированным акциям предусматривается обязательная выплата дивидендов по утвержденным ставкам. Вопрос о выплате дивидендов по обыкновенным акциям решается в зависимости от финансовых результатов деятельности общества и с учетом перспектив его развития. В целях развития предприятия при недостаточности прибыли может быть принято решение о реинвестировании дивидендов по обыкновенным акциям и невыплате доходов их владельцам в текущем году.     Распределение прибыли на капитализируемую часть и дивиденды является важнейшим моментом финансового планирования, гак как от этого зависит развитие АО и его возможности выплачивать дивиденды в будущем. Слишком высокие дивиденды могут привести к «проеданию» капитала, затормозить развитие бизнеса. В то же время невыплата дивидендов снижает рыночный курс акций общества и создает сложности при размещении очередного выпуска акций, ущемляет интересы собственников-акционеров.

 

 

Рис. 1.3. Распределение прибыли акционерного общества

   Государственные предприятия, функционирующие на территории Кыргызской Республики, могут осуществлять свою деятельность как унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Распределение прибыли этих субъектов экономической деятельности имеет свою специфику.

   По стандартам бухгалтерского учета Кыргызской Республики отложенные налоги регулируются ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», а по МСФО — МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».  Осуществляется расчет отложенных налогов на основе отчета о прибылях и убытках, а в МСФО используется балансовый метод расчета налогов . Поскольку бухгалтерское и налоговое законодательство существенно отличаются, то прибыль по бухгалтерскому учету отличается от налоговой. Так, в бухгалтерском учете прибыль формируется как часть дохода, отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распоряжаться собственники, а в налоговом учете прибыль — величина, выступающая базой для расчета налога на прибыль, поскольку в налоговом учете отражаются не все хозяйственные операции и не все расходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы. При этом система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения их к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации. Разницы в учетах могут быть постоянными и временными. Постоянные разницы возникают, когда доходы (расходы), отраженные в бухгалтерском учете, не учитываются при расчете налога на прибыль, как в текущем, так и в будущих периодах, а временные — когда доходы (расходы) не учитываются в текущем периоде, но будут учтены в будущих периодах и, наоборот. Временные разницы ведут к признанию отложенных налоговых активов (обязательств).

   Информация о финансовом результате деятельности организации в отечественной практике отражается в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках», в международной — «Отчете о совокупном доходе» или в двух взаимосвязанных отчетах: «Отчете о прибылях и убытках» и «Отчете о совокупном доходе» .

    В основу построения действующего отчета о прибылях и убытках положена классификации доходов и расходов по отношению к видам экономической деятельности организации развернутым способом формирования показателей, он имеет последовательную структуру представления информации. Статьи отчета о прибылях и убытках группируются поэтапно (многоступенчато) — группировка доходов и расходов на основе выбранного классификационного признака, при этом возникают промежуточные итоги, характеризующие определенный вид деятельности организации.

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия