Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:24, отчет по практике

Краткое описание

Цель данной работы – анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, технико-экономическое обоснование создания в г.Бишкек предприятия по производству муки и мучных изделий. Объектом исследования является ЗАО «АКУН». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
обосновать роль и значение прибыли и рентабельности в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «АКУН»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «АКУН».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПрибылИ и рентабельностИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономическая сущность прибыли в рыночной экономике….……7
«Экономический эгоизм» как стимул высокой эффективности.…18
Механизм использование прибыли в деятельности……………..…24
2. Анализ прибыли и рентабельности ЗАО « АКУН»……..…..36
2.1. Анализ рынка по производству муки и мучных изделий в Кыргызстане…………………………………………………………………….36
2.2.Методика анализа рентабельности и расчет доли на рынке ЗАО « АКУН» …………………………………………………………………………..44
2.3. Анализ использование прибыли ЗАО «АКУН………………………….50
3. Пути повышения прибыли и эФФективности ее использованиена предпритиях КР…………………………….. 58
3.1. Модернизация как основа повышения прибыли……………………58
3.2. Создание благоприятных условий для использования прибыли…..62
Заключение ……………………………………………………………………..68
Список использованной литературы…………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование прибыли и рентабельности.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);
  • структуры продукции (УДi);
  • себестоимости продукции (Ci);
  • уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

 Анализ влияния факторов  на изменение суммы прибыли  в отчетном году по сравнению с планом

Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в табл. 2.1.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.

Таблица 2.1.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2011 г.)

Показатель

План

Факт

Отклоне

ние (+,-)

Выполнение плана

Объем реализованной продукции, тыс.тонн.

19

27

8

125%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР ) тыс.сом.

2230.500

28333.125

6031.625

127.04%

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) тыс.сом

14636.500

18295.625

3659.125

125%

Прибыль от реализации продукции (П) тыс. сом

7665.000

10037.500

2372.500

130.95%


 

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году предприятие перевыполнило на 2372.500 тыс. сом. ( 10037.500-7665.000) или на 30.95%

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции.

Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению с планом не изменилась. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

 Таблица 2.2.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции за 2010-2011 года

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. сом.

Объем реализации,  тыс.тонн.

Себестоимость продукции, сом.

План

19

1005

(Ц-Спл)VРПпл

7665.000

Усл.

27

1005

(Ц-Спл)VРПфакт

9581.250

Факт

27

1055

(Ц-Сфакт)VРПфакт

10037.500


1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

DПvрп = Пусл – Ппл = 10064.875-10037.500=27.375тыс. сом.

2. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости единицы  продукции:

DПс = Пфакт – Пусл = 10037.500 – 9581.250= 456.250 тыс. сом.

3. Суммарное изменение прибыли:

DП = Пфакт – Ппл = 10037.500-9581.250=2372.500 тыс. сом.

Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:    10037.500-9581.250=2372.500 тыс.сом.

Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции (увеличение составило 456.250 тыс. сом). Ощутимый вклад внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 27.375 тыс. сом.

Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим годом. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно аналогично выполнить способом цепных подстановок.

Таблица 2.3.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2011г. по сравнению с 2010 г., тыс. сом.

Показатель

2010

2011

Отклоне

ние (+,-)

Выполнение плана

Объем реализованной продукции, тыс.тонн.

19

27

8

125%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) (тыс.сом)

22301.500

28333.125

6031.625

127.04%

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)(тыс.сом)

14636.500

18295.625

3659.125

125%

Прибыль от реализации продукции (П)( тыс. сом)

7665.000

10037.500

2372.500

130.95%


 

  Прибыль от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010 возросла на 2372.500 тыс. сом  (10037.500-7665.000),  или на 30%.

Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня:

  • объем реализованной продукции;
  • себестоимость единицы продукции;
  • уровень среднереализационных цен.

Это связано с тем, что в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

 Таблица 2.4.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции за 2011-2012 года

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс.сом.

Объем реализации, тыс. тонн.

Цена продукции, сом.

Себестоимость продукции, сом.

2011

27

1085

1085

(Ц0-С0)VРП0

8760.000

Усл1

18

1085

1085

(Ц0-С0)VРП1

10220.000

Усл2

    18

1320

1085

(Ц1-С0)VРП1

13222.125

2012

    18

1320

1320

(Ц1-С1)VРП1

12775.000


 

1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 10220.000- 8760.000 = 1460.000 тыс. сом.

2. Изменение прибыли за счет  изменения цены единицы продукции:

DПц = Пусл2 – Пусл1 = 13222.125 – 10220.000 = 3002.125 тыс. сом.

3. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости единицы  продукции:

DПс = Потч – Пусл2 = 12775.000 – 13222.125 = -447.125 тыс. сом.

4. Суммарное изменение прибыли:

DП = Потч – Пбаз = 12775.000 – 8760.000 = 4015 тыс. сом.

Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

1460.000 + 3002.125+ (-447.125) = 4015 тыс. сом.

 Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (3002.125 тыс. сом).

Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 35 сом.) уменьшило общую сумму прибыли на  447.125 тыс. сом.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 4018 тыс. сом. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

                                                                                                     Таблица 2.5.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции за 2009-2010 года

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс.сом.

Объем реализ. тыс. тонн.

Цена прод-и, сом.

Себес-ть продук-и, сом.

2009

17

1055

1005

(Ц0-С0)VРП0

7665,000

Усл1

19

1055

1005

(Ц0-С0)VРП1

  9581,250

Усл2

          19

1105

1005

(Ц1-С0)VРП1

  10037.500

2010

          19

1105

1055

(Ц1-С1)VРП1

   9581.250


 

1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 9581250- 7665000 = 1916.250 тыс. сом.

2. Изменение прибыли за счет  изменения цены единицы продукции:

DПц = Пусл2 – Пусл1 = 10037500 – 9581250 = 456.250 тыс. сом.

3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости продукции:

DПс = Потч – Пусл2 = 9581250-10037,250= - 456,250 тыс. сом

4. Суммарное изменение прибыли:

DП = Потч – Пбаз = 9581.250 – 7665.000 = 1916.25 тыс. сом.

Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

1916.250+456.250+ (-456.250)=1916.250 тыс. сом.

 Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (456,250  тыс. сом).

Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на  50 сом.) уменьшило общую сумму прибыли на  456,250 тыс. сом

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на  1916,250 тыс. сом . по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути повышения прибыли и рентабельности ЗАО « АКУН»

3.1.Модернизация как основа  повышение прибыли 

  Модернизация  означает «придание чему-либо современного облика, в соответствии с современными требованиями, например, модернизация оборудования, позволяющая повысить его производительность». В последние годы модернизация производства расширилась за счет включения в нее совокупности работ организационного, экономического и социальных направлений, что придает модернизации комплексный характер. Модернизация обеспечивает комплексное и высокоэффективное обновление производства.

   Это емкое понятие включает не только обновление выпускаемой продукции, но и глубокие преобразования в технике и технологии производства, организации труда и управления, во всей системе социальных и экономических отношений на предприятии. Обновление, как одно из главных целей модернизации, выступает в качестве важного источника социальной и экономической эффективности производства, подчеркивая тем самым особую роль модернизации в достижении высоких результатов. 

   Цели модернизации предприятий: выпуск новой продукции и/или  продукции с улучшенными характеристиками с целью получения дополнительной прибыли; повышение эффективности парка технологического оборудования; сокращение трудоемкости производственных процессов и, как следствие, оптимизация численности операционного персонала; сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции; повышение прибыли сокращение потерь (производительных и непроизводительных);  сокращение себестоимости изделия (за счет применения прогрессивных технологий, материалов, экономии энерго- и трудовых ресурсов)

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия