Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:27, курсовая работа
Цель данной работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на примере организации ОАО «Сбербанк России». Поставленная цель конкретизируется рядом задач: проанализировать теоретические основы формирования системы управления персоналом; исследовать ключевые принципы и методы управления персоналом организации; выполнить анализ деятельности объекта исследования;
определить элементы планирования персоналом;
Введение
1. Теоретические основы формирования системы управления персоналом организации
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом
1.2 Основные элементы системы управления персоналом
1.3 Принципы и методы формирования системы управления персоналом
2. Система управления персоналом на предприятии ОАО «Сбербанка России»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО Сбербанка России
2.2 Анализ проблем в системе управления персоналом банка
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом ОАО «Сбербанка России»
Заключение
Список использованных источников
Поскольку система управления персоналом считается функциональной подсистемой организации, вследствие этого на нее распространяются единые принципы формирования и функционирования систем управления. В тоже время система управления персоналом имеет дело с особенным ресурсом - человеком, вследствие этого имеет и специальные принципы формирования[11, c.45].
1.3 Принципы и методы формирования системы управления персоналом
Для возведения системы управления
персоналом организации есть две группы
методов:
Динамический метод предусматривает
размещение данных в динамическом ряду
и исключение из него случайных отклонений.
Данный метод применяется при исследовании
количественных признаков, описывающих
систему управления персоналом.
Метод функционально-стоимостного
анализа. Данный метод позволяет подобрать
такой вариант возведения системы управления
персоналом или исполнения какой-нибудь
функции управления персоналом, который
требует минимальных издержек и считается
наиболее действенным с точки зрения окончательных
итогов. Метод творческих совещаний подразумевает
коллективное дискуссия направления становления
системы управления персоналом группой
экспертов и управляющих. Отдача метода
состоит в том, что мысль, высказанная
одним человеком, вызывает у иных участников
совещания новые мысли, а те, так же, порождают
последующие идеи, вследствие чего возникает
поток идей. Цель творческого совещания
- обнаружить, вероятно, больше разновидностей
путей совершенствования системы управления
персоналом [11, с.18].
Таким образом, система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
2. Система управления персоналом на предприятии ОАО «Сбербанка России»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО Сбербанка России
История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году… Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк. В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)». Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира. Основанный в 1841г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г. Сбербанк лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц. Сбербанк контролирует 53,4% рынка частных вкладов (основная масса депозитов «физиков» приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года его доля составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и повышение суммы страхового возмещения. Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть способствует и успехам банка на рынке розничного кредитования. Объем кредитов физическим лицам составляет более 740 млрд.рублей (35% рынка, почти в 5 раз больше доли следующего за ним «Русского Стандарта»). Через Сбербанк зарплату получают 11 миллионов, пенсии — 12 миллионов человек. В банке работают 250 тысяч человек (средний размер оплаты труда — 25 тысяч рублей, на 1 сотрудника приходится почти 17 млн. рублей активов).С октября 2007 года Сбербанком руководит бывший министр экономического развития Герман Греф, который, в частности, собирается сделать кредиты банка более доступными для населения.
Управление Сбербанком России
основывается на принципе корпоративности
в соответствии с Кодексом корпоративного
управления, утвержденным годовым Общим
собранием акционеров Банка в июне 2002
года.
Органами управления Банка являются:
2.2 Анализ проблем
в системе управления
В настоящее время одной из серьезных проблем, стоящих перед филиалами ОАО «Сбербанк России», является значительный уровень текучести персонала, под которой обычно понимается процесс изменения кадрового состава, обусловленный увольнением одних сотрудников и приходом им на смену других. Текучесть персонала объясняется целым рядом причин. Условно их можно разделить на объективные (внешние) причины и субъективные (внутренние). Говоря об объективных причинах, прежде всего, необходимо отметить, что последнее десятилетие характеризуется изменением отношения к труду - возрастает независимость работника, снижается его лояльность к банку, все больший акцент делается на достижение собственных целей. Одновременно идеологическая составляющая работы становится все меньше. Субъективных причин значительно больше. Они индивидуальны и значительно варьируются в различных должностных, профессиональных и возрастных группах. Существенное значение имеют также система управления и степень участия сотрудников филиалов ОАО «Сбербанк России» в управленческом процессе. Систематический сбор информации и последующее проведение корреляционного анализа полученных данных позволит определить тот уровень текучести персонала, при котором его влияние на эффективность деятельности филиалов банка становится ощутимым (критическое значение). В рамках данной курсовой работы проанализированы проблемы в сфере работы с персоналом одного из филиалов ОАО «Сбербанк России» Проведенный анализ показал, что в отделении Сбербанка за рассматриваемый период по сравнению с предыдущим периодом - плановым наблюдается увеличение текучести кадрового состава. Среднесписочное количество персонала в целом снизилось на 10,87 %, за счет снижения численности отделов депозитарного обслуживания, операционного управления и бухгалтерии соответственно на 50, 10 и 16,67 %.
В то же время данные показатели не отражают динамику движения кадров в течение всего периода, а только конечные показатели, т.е. в течение года может уволено и принято несколько человек. Поэтому для более полного анализа необходимо рассчитать следующие коэффициенты.
1)Коэффициент выбытия
кадров Квк определяется
где: Рув - численность работников
уволившихся за отчетный период;
В отделении Сбербанка совершенно очевидно присутствует скрытая текучесть кадров в течение года, например в 2010 году было принято на работу 2 человека, а уволилось 3. В 2011 году уволилось 5 человек, из числа недавно пришедших в банк, но было принято 3 человека. При определенных допущениях уровень текучести 5 % означает, что через 20 лет персонал банка сменится полностью. Однако для получения более точной информации необходимо проведение статистических исследований. Представляется, что допустимый уровень текучести - тот, при котором она не оказывает значительного влияния на эффективность банка. Таким образом, существует корреляционная зависимость результатов деятельности банка от уровня текучести персонала. Формулировка «по собственному желанию» является наиболее распространенной причиной увольнения. Она используется даже тогда, когда работник увольняется по инициативе работодателя, поскольку ни одна из сторон трудовых отношений не заинтересована в возникновении конфликтных ситуаций и возможных судебных разбирательствах. Поэтому необходимо провести анализ причин увольнений сотрудников из банка. Предупреждение реальных увольнений работников должно основываться не только на анализе мотивов уже состоявшихся увольнений, но и на данных о мотивации потенциальной текучести - готовность работников к смене места работы. Такой подход соответствует принципам опережающего управления. Кадровый состав банковских служащих отделения Сбербанка неоднороден и содержит три группы работников. Различия между группами заключаются в уровне образования, способе поступления на службу, построении карьеры и месте, занимаемом в банковской иерархии. Первая группа отделения Сбербанка - квалифицированные работники среднего и старшего возраста. Из них особенно продуктивны 45 - 55-летние сотрудники со стажем работы в банковской сфере от 10 до 25 лет. Это, начальники отделов и ведущие специалисты отделения Сбербанка. Они в совершенстве знают тонкости бухгалтерии и нюансы взаимоотношений в банковской сфере.
Информация о работе Формирование системы управления персоналом организации