Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уровней стратегических решений, в особенности сущности функциональных стратегий и их основных видов. Также выявить сущность и методику проведения SWOT-анализа и исследование позиций, представленной в данной курсовой работе организации «Файнком».
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1)рассмотреть виды и уровни стратегических решений;
2)выявить сущность функциональных стратегий;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………..5
1.1. Виды и уровни стратегических решений………………………….....5
1.2. Определение и сущность функциональных стратегий………...……9
1.3. Основные виды функциональных стратегий………………….……13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ…….….35
2.1. Общая характеристика ООО «Файнком» ………………………….35
2.2. Организационная структура предприятия ………………………....37
2.3. Разработка дерева целей ООО «Файнком» ………………….…......38
ГЛАВА 3. SWOT-АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….….41
3.1. Сущность и методика проведения SWOT-анализа…………….…..41
3.2. Проведение SWOT-анализа ООО «Файнком» ……………….……43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …....55
В процессе разработки финансовой стратегии предприятия необходимо руководствоваться тремя основными принципами:
• простота;
• постоянство;
• защищенность.
Простота финансовой стратегии предприятия предполагает, что она должна быть элементарна по своему построению для восприятия всеми сотрудниками предприятия вне зависимости от того, в каком подразделении они работают. Это позволяет надеяться, что действия всех работников предприятия будут направлены на достижение общих целей его развития.
Постоянство финансовой стратегии предприятия обусловлено тем, что в случае коренных изменений в процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приведет к ≪дисбалансу≫ в функционировании предприятия.
Защищенность финансовой стратегии предприятия предполагает, что она спроектирована с определенным ≪запасом прочности≫, учитывая возможные возмущения внешней среды. Наличие финансовых резервов, четкая скоординированность функциональных стратегий и означает защищенность финансовой стратегии с точки зрения реализации стратегических целей развития.
Успешная реализация финансовой стратегии в значительной степени определяется становлением и развитием системы финансового планирования, включающей кратко-, средне- и долгосрочное планирование.
Долгосрочное финансовое планирование должно предусматривать планирование структуры капитала и его связанности. Оно тесным образом связано с инвестиционным планированием. Главная задача долгосрочного финансового планирования — обеспечить предприятию долгосрочное структурное равновесие. Это дает возможность при возникновении определенного дисбаланса принимать своевременные меры./14, с. 276/.
3. Инновационная стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции. Необходимо отметить, что сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как ≪инновационное развитие≫, которая достаточно широко в последние годы освещалась в отечественной и зарубежной литературе.
Вместе с тем инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала. Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.
Анализ
современной инновационной
• инновация продукции (услуг);
•
инновация технологических
• организационная инновация;
• социальная инновация.
1)Инновация продукции (услуг) представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов, укрепление независимого положения предприятия и т. п.
2)Инновация технологических процессов, или технологическая инновация — это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономии ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии и т. д.
3)Организационная инновация представляет собой процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии.
4)Социальная инновация — это процесс улучшения социальной сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия; расширяет возможности предприятия на рынке рабочей силы; укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед работниками и обществом в целом.
Между названными видами инноваций существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции и услуг могут потребовать изменений в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовке персонала предприятия.
4.Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс — наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. Следует отметить, что стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий.
Основные элементы стратегии производства:
1)Планирование производства и контроль.
Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:
• определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции;
•
определение тенденций
• проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.
2)Повышение производительности труда.
Данное направление деятельности предприятия может предполагать:
• проведение анализа факторов производительности труда и выявление ≪узких мест≫;
•повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;
• разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.
3)Человеческий фактор на производстве.
Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы.
Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может быть конкурентоспособной только в том случае, если предприятие успешно применяет на производстве новые технологические процессы и формы организации труда. При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:
• в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;
• эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;
• постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве./15, с. 239/.
5. Социальная стратегия. Современное предприятие функционирует в обстановке постоянно возрастающих требований общественных групп. В этой связи актуальность приобретает проблема, каким образом предприятие должно реагировать на претензии и учитывать их в своей хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли.
Общественные претензии к предприятию можно обосновать двояким образом.
Во-первых, люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия. Однако при этом на первый план они обычно ставят его отрицательное влияние.
Во-вторых,
встает вопрос, какие предприятия
с общественной точки зрения вносят
полезный вклад в жизнь общества
и в хозяйственную
Доверительное отношение общества и предприятия становится основным мотивом и оценочным критерием его поведения. При разумной, нацеленной на перспективу политике предприятия такое отношение может распространяться на следующие основные элементы:
1)разработки предприятия;
2)деловых партнеров (кредиторов, поставщиков, покупателей и т. п.);
3)общественные группы, которые прямо или косвенно связаны с предприятием;
4)будущие поколения людей.
В общем случае социальная стратегия предприятия связана с обоснованием и разработкой программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе.
Реализация таких программ мероприятий способствует повышению производительности труда работников предприятия и, следовательно, влияет непосредственно на протекание производственного процесса.
Выделение социальной стратегии в качестве самостоятельной функциональной стратегии — необходимость, вытекающая из реалий сегодняшнего дня.
В современных условиях в нашей стране ни федеральные, ни региональные органы власти пока не могут обеспечить населению страны необходимый и достаточный набор товаров и услуг для его нормальной жизнедеятельности. В таких условиях отечественные предприятия вынуждены уделять большое внимание решению социальных задач, компенсируя тем самым недоработки в данной сфере со стороны государства.
В современных условиях необходимо переходить к новой концепции управления персоналом на уровне предприятия. Ее основное содержание заключается в рассмотрении человека в качестве главного объекта интересов управления. Задача руководства предприятием должна заключаться в проведении такой социальной политики, когда целью всей деятельности по управлению персоналом становится наилучшее удовлетворение растущих запросов и потребностей каждого члена организации.
В качестве основных компонентов социальной стратегии отечественного предприятия можно назвать следующие.
Стратегия развития кадрового потенциала предприятия. Каждое предприятие должно ясно представлять, каким образом и по каким направлениям оно будет развивать профессиональные и творческие способности персонала, которые являются важнейшим фактором, определяющим потенциал успеха. При любом варианте базовой стратегии развития предприятия необходимо учитывать, с помощью каких кадровых ресурсов можно ее реализовать. Разработка базовой стратегии должна осуществляться с учетом настоящих и будущих возможностей персонала.
Стратегия развития кадрового потенциала предприятия связана с реализацией на практике различных аспектов управления персоналом предприятия.
6.Стратегия организационных изменений. Достижение системы целей, поставленных предприятием, представляется возможным только при наличии адекватной организационной структуры. Вследствие чего назначение стратегии — выработка оптимального баланса в системе ≪стратегия — структура — процесс принятия решений≫.
В современных условиях усиление процесса глобальной конкуренции и, как следствие, необходимость скорейшего улучшения использования ключевых факторов успеха (издержки, качество продукции, сроки выполнения заказов) требуют от предприятий повышения организационной гибкости и адаптационной способности. Организационные изменения должны обеспечивать для предприятия решение главной задачи — выживание на рынке.
Информация о работе Функциональные стратегии развития организации