Характерные особенности управления персоналом в корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель семестровой работы заключается в изучении основных аспектов управления производительностью труда в российских корпорациях.
Задачи семестровой работы. Обозначить особенности управления персонала в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА», проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.
Объект исследования данной темы является управление производительностью современной корпорации.
Предмет исследования управление персоналом в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА».
Методы исследования. В данной работе использованы такие методы как нормативный и позитивный анализ, абстрагирование, принцип агрегирования.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты управления производительностью труда 6
1. 1 Основные понятия производительности труда 6
1. 2 Основные показатели и методы расчета производительности труда 10
1. 3 Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура кадров 16
2. Характерные особенности управления персоналом в корпорациях 26
2.1 Особенности организации управления персонала в российских корпорациях 26
2. 2. Характеристика корпорации ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 33
2. 3 Особенности организации кадровой службы в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 38
2. 4 Основные показатели кадровой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 1 – Включение кадровой службы в управление корпорацией

 

Крупные российские корпорации чаще всего имеют сложные структуры, по которым нельзя однозначно определить вид организационной структуры, но чаще всего встречается дивизиональная структура управления.

Дивизиональные структуры – структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Различают продуктовую и региональную дивизионную структуру. Среди корпорации встречается и та и другая форма дивизионной структуры, но чаще всего смешанная дивизионная структура управления.

Наиболее существенные преимущества дивизионной структуры:

–   использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;

–   этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка);

–   уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;

–   отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

–   перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка;

–   улучшение коммуникаций;

–   развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).

Существенными недостатками дивизионной структуры:

–   дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы;

–   противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии;

–   возможность возникновения конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

–   невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;

–   неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;

–   увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала;

–   затруднение осуществления контроля сверху донизу;

–   многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;

–   возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне компаний.

Что касается мирового опыта, впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях «Дженерал Моторс», а наибольшее распространение они получили в 60-70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших – 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности.

Помимо дивизионной структуры управления встречаются корпорации с линейно-функциональной структурой.

 

Рисунок 2 –  Организационная структура ОАО «Связьинвест»

 

Данную структуру обычно имеют небольшие компании или компании, производящие один продукт.

ОАО «Связьинвест» является государственной компанией и была образована для обеспечения притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль, компания не занимается каким-либо производством.

Линейно-функциональная структура подразумевает деления  организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четкую конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем  задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности организации. Таким образом, такая организационная структура соответствует специфики деятельности государственной корпорации ОАО «Связьинвест».

Кадровая служба корпорации включает в себя несколько отделов. На основе проведенного исследования, было выявлено, что деление на отделы в большинстве корпораций происходит в соответствии с функциональным подходом.

 

Рисунок 3 – Функциональная организация кадровой службы.

 

Функциональный подход к организации кадровой службы используется в ОАО Пивоваренная компания «БАЛТИКА», ОАО «РусГидро», ОАО «Балтийский банк», ОАО «Кировский завод» и многие другие отечественные корпорации. Необходимо отметить, что если численность сотрудников корпорации превышает десятки тысяч человек и функциональные подразделения кадровой службы не справляются с объемом работы, в таком случае данные подразделения делят на более мелкие.

В литературе упоминается  еще процессная и объектная организация  кадровой службы в корпорации.

 

 

Рисунок 4 – Процессная организация кадровой службы.

 

Процессная организация  кадровой службы предполагает разделение на отдельные процессы управления: планирование персонала, привлечение  персонала, расстановка кадров, контроль персонала. Сложность может возникнуть в распределении кадровых задач в рамках управления персоналом.

 

Рисунок 5 – Объектная организация кадровой службы

 

По такому принципу построена кадровая служба ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат», она включает в себя два отдела: рабочих кадров и руководящих кадров.

Объектно-ориентированная  организация кадровой службы предполагает разделение кадровой службы по категориям работников: кадровый отдел специалистов, управленцев, рабочих и т.д.

Также можно организовать кадровую службу в соответствии с  профессиональной деятельностью работника: отдел технических работников, коммерческих работников, научных работников, управленцев.

Такая структура больше ориентирована на конкретного человека, специалиста, но вместе с тем она  требует высокого уровня подготовки менеджеров по персоналу, например, для  работы с управляющими.

Говоря о способах организации кадровых служб, хотела бы отметить, что на сегодняшний день многие компании прибегают к кадровому аутсорсингу, для того чтобы передать некоторые кадровые функции сторонней организации.

Кадровый аутсорсинг включает в себя следующие задачи

– подбор персонала,

– оценка персонала,

– развитие персонала,

– кадровое администрирование,

– аудит кадровой документации.

 

 

2. 2. Характеристика корпорации  ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА»

 

Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, благодаря чему «Балтика» с 1996 года – №1 на российском рынке пива.

На протяжении всей своей  истории «Балтика» динамично  развивалась – приобретала заводы, строила «с нуля» новые, активно расширяла сеть сбытовых подразделений. В конце 2006 года «Балтика» объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями – «Вена», «Пикра» и «Ярпиво».

С 2008 года компания  является значительной частью Carlsberg Group, и ее региона Восточная Европа, к которому также относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан. 

На протяжении всего  времени компания уделяет особое внимание вопросам качества: на заводах «Балтики» установлено современное оборудование, внедрены передовые системы менеджмента качества, для производства продукции используется только лучшее сырье.

На сегодняшний день «Балтика» – один из крупнейших производителей товаров народного потребления России. Компании принадлежат 10 пивоваренных заводов в городах России: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже,Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске.

В 2008 году Компания приобрела  пивоваренный завод в Азербайджане. Совокупная производственная мощность заводов «Балтики» составляет 52 миллиона дал пива в месяц. Для обеспечения потребностей в солоде «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, а также развивает агропроект. 

Инновационность – один из основополагающих принципов развития компании «Балтика». Это относится как к развитию портфеля брендов – внедрение принципиально новых для рынка России продуктов и видов упаковки, так и к применяемым производственным технологиям, логистике, продажам.

Широкий портфель брендов  компании позволяет удовлетворить  самый взыскательный вкус. Помимо ключевого бренда «Балтика», в портфеле Компании более 30 марок пива, таких  как «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Holsten, Kronenbourg 1664, и 9 непивных брендов. Бренд «Балтика» занимает первое место по продажам в Европе (по данным агентства Euromonitor). Различные сорта бренда «Балтика» производятся по лицензии в странах СНГ и дальнего зарубежья. Бренды компании являются обладателями более 600 российских и международных наград профессиональных и потребительских конкурсов.

«Балтика» обладает широкой  дистрибуционной сетью, продукцию  компании можно приобрести в 98% торговых точек России и более чем в 75 государствах за рубежом, в том  числе в странах Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона. Доля продукции «Балтики» составляет около 70% всего российского экспорта пива. 

«Балтика» является одним  из крупнейших налогоплательщиков, формирующих значительную часть налоговых поступлений в городах, где находятся штаб-квартира и филиалы компании. В 2011 году совокупные налоговые отчисления компании в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составили 51,2 млрд рублей. «Балтика» активно участвует  в общественно-значимых событиях и социальных проектах национального и регионального масштаба. Компания традиционно оказывает благотворительную помощь учреждениям здравоохранения, образования и социальной защиты, поддерживает проекты  массового и профессионального спорта. Инвестиции в социальную сферу и неденежные пожертвования компании в 2011 году составили около 103 млн. рублей.

«Балтика» развивает  программы по повышению культуры продажи и потребления пива. Пиво – это напиток для взрослых людей, несущих ответственность  перед обществом. Ограничение доступа несовершеннолетних к пиву – один из принципов, который Компания соблюдает и активно продвигает, организуя «Пивные дозоры» – акции, объединяющие людей, которые не могут остаться равнодушными к нарушению закона о запрете продажи пива несовершеннолетним.

Заводы:

Штаб-квартира, ЗАВОД «Балтика – Санкт-Петербург»

ЗАВОД «Балтика – Баку»

ЗАВОД «Балтика – Вена»

Филиал «Балтика – Воронеж»

Филиал «Балтика – Новосибирск»

Филиал «Балтика – Пикра»

Филиал «Балтика – Ростов»

Филиал «Балтика – Самара»

Филиал «Балтика – Тула»

Филиал «Балтика – Хабаровск»

Филиал «Балтика – Челябинск»

Филиал «Балтика – Ярославль»

Пивоваренный завод  «Балтика» построен по проекту, разработанному институтом «Гипропищепром-2», как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности «Ленпиво». Строительство нового завода началось в 1978 году. Государственное предприятие «Пивоваренный завод Балтика» было учреждено в 1990 году после завершения строительства. Первая партия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров пива «Жигулевское», «Рижское», «Адмиралтейское» и «Праздничное».

Информация о работе Характерные особенности управления персоналом в корпорациях