Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель семестровой работы заключается в изучении основных аспектов управления производительностью труда в российских корпорациях.
Задачи семестровой работы. Обозначить особенности управления персонала в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА», проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.
Объект исследования данной темы является управление производительностью современной корпорации.
Предмет исследования управление персоналом в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА».
Методы исследования. В данной работе использованы такие методы как нормативный и позитивный анализ, абстрагирование, принцип агрегирования.
Введение 4
1 Теоретические аспекты управления производительностью труда 6
1. 1 Основные понятия производительности труда 6
1. 2 Основные показатели и методы расчета производительности труда 10
1. 3 Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура кадров 16
2. Характерные особенности управления персоналом в корпорациях 26
2.1 Особенности организации управления персонала в российских корпорациях 26
2. 2. Характеристика корпорации ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 33
2. 3 Особенности организации кадровой службы в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 38
2. 4 Основные показатели кадровой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45
В 1992 году началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла его реорганизация в Открытое Акционерное Общество. А в 1993 году крупнейшим акционером «Балтики» становится Baltic Beverages Holding. Примерно в это время на предприятии начали осуществлять идею создания собственной торговой марки – «Балтика».
С самого начала «Балтика» задумывалась исключительно как пиво высочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуя эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкции и развития предприятия. Программа была завершена досрочно в полном объёме к ноябрю 1996 года. В результате «Балтика» стала крупнейшим российским производителем пива. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям, «Балтика» первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг, приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода «Донское пиво» в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года приобретен контрольный пакет акций завода «Тульское пиво».
В 1998 году акционеры утвердили решение Совета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь звучит как ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». В 2003 году компания строит заводы в Самаре и Хабаровске.
В мае 2005 года началось объединение компаний «Балтика», «Вена», «Пикра» и «Ярпиво», которое завершилось в конце 2006 года.
После объединения ассортимент продукции расширился, и сегодня здесь производятся почти все основные сорта пива объединенного портфеля, а также безалкогольная продукция.
Сегодня завод «Балтика-Санкт-Петербург», на территории которого располагается штаб-квартира компании, – самый крупный не только в России, но и во всей Восточной Европе. Начав свое развитие с небольшого производства в 1990 году, завод обладает самым крупным складом готовой продукции в Европе и самой мощной линией розлива в стране. Также на заводе есть мини-пивоварня, где ведется работа по созданию новых сортов, корректировке технологических процессов, оценке сырья и готовой продукции.
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» является производственной корпорацией, которая на сегодняшний день является лидером российского рынка и одним из ведущих европейских производителей пивоваренной продукции.
Организационная структура ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» схематически можно представить следующим образом:
Рисунок 6 – Структура управления на предприятии
Структура отражает цели и задачи организации, а следовательно подчиняется производству и изменяется совместно с происходящими в ней переменами. Она отражает функциональное разделение труда и размер возможностей работников управления, определяемых политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяется, как правило, в направлении более больших уровней управления. Возможности управляющего хоть какого уровня ограничиваются не лишь внутренними факторами, но и факторами наружной среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в ней традициями и нормами. Другими словами, структура управления соответствует социально-культурной среде. Реализуется принцип соответствия меж функциями и возможностями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой. Организационная структура отражает упорядоченную совокупность связанных меж собой частей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как одного целого.
Организационная структура ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» сложную смешенную структуру. Из штаб-квартиры компании осуществляется стратегическое руководство корпорацией. Отделы штаб-квартиры построены на основе линеино-функциональной подчиненности. Кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии. Сложность данной структуры заключается в достижении синергетического эффекта между всеми подразделениями корпорации, включая дочерние организации. Полностью анализировать взаимодействие всех подразделении непредставляется возможным в рамках моей дипломной работы, но тем менее взаимодействие между отделами кадровой службы я рассмотрю более подробно в последней части главы.
2. 3 Особенности организации кадровой службы в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Пивоваренная компания «Балтика» является одной из крупнейших компаний в своей отрасли со штатом более 12000 сотрудников, поэтому выполнением кадровых функций в компании занимается целое подразделение. Кроме этого Балтика является корпорацией, в состав которой входят филиалы, дочерние предприятия и зарубежные представительства, которые, в свою очередь, имеют свои локальные группы по работе с персоналом.
Организационная структура кадровой службы характеризуется как линейно-функциональная структура, представим её наглядно:
Рисунок 7 – Организационная структура кадровой службы ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА»
Каждый отдел специализируется
на узкой области деятельности, а
также функционально
2. 4 Основные показатели кадровой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА»
На примере одного из региональных складов «Пивоваренной компании «Балтика» рассчитаем основные показатели кадровой деятельности, которые помогут нам оценить политику компании в области персонала.
Таблица 3 – Региональный склад г. Краснодар за 2011 год.
2009 |
2010 |
2011 | |
Ч.с.с |
32 |
25 |
29 |
Чел. ув.по с.ж. |
7 |
10 |
9 |
Чел. прин |
4 |
1 |
14 |
Числен. штат |
28 |
23 |
33 |
Коэффициент текучести кадров за 2011 год, рассчитывается по формуле:
2011г. Ктекуч. =31%
2010г. Ктекуч. = 40%
2009г. Ктекуч. = 22%
Коэффициент оборота по приему за 2011 год, который рассчитывается по формуле:
2011г. Коб.пр. = 48%
2010г. Коб.пр. = 14%
2009г. Коб.пр. =3,6%
Коэффициент оборота по увольнению за 2011 год, который рассчитывается по формуле:
2011г. Коб.ув. = 31%
2010г. Коб.ув. = 40%
2009г.Коб.ув. = 22%
Коэффициент постоянства кадров за 2011 год, который рассчитывается по формуле:
2011г. Кпост.=82%
2010г. Кпост. =51%
2009г. Кпост. = 68%
В данном случае мы наблюдаем гипертекучесть кадров, при естественной текучести 3-5%. Данная ситуация по всем показателем объясняется:
Во-первых, данное подразделение является региональным складом. Большинство работников склада составляют грузчики и водители различных грузовых машин, погрузчиков и т.д., данным категориям работников присуще частая смена места работы.
Во-вторых, в 2011 компания не предвидит роста объемов продаж, на основе этого в компании происходит незначительное изменение (исключая производство в Санкт-Петербурге): закрываются вакансии, в отдельных подразделениях снижается численность сотрудников в соответствии с бизнес-задачами компании и требованиями рынка.
В-третьих, в 2011 году осуществлялся перевод сотрудников с договора-подряда в штат компании.
Кроме этого, численность штаб-квартиры оптимизируется существенно больше, чем на заводах и в продажах. Компания проводит политику отказа от неприносящих дополнительную стоимость функций и, как следствие, уменьшение численности. На сегодняшний день в среднем по компании текучесть кадров составляет 14%, самый низкий процент по отрасли.
Необходимо отметить, что «Балтика» предоставляет своим сотрудникам выбор: уйти по соглашению сторон или по сокращению. Условия компенсации за уход по собственному желанию более выгодны, чем по сокращению.
Заключение
ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» является крупной производственной корпорацией в которую входят 11 заводов, 26 сбытовых подразделении и региональных складов, а также 9 зарубежных подразделении и представительств. Кроме этого ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» входит в состав иностранной группы «Carlsberg» и сама является корпорацией. Также корпорацию можно охарактеризовать как горизонтально интегрированную структуру, так как объединяет в себе однопрофильные производственные компании.
Кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии. «БАЛТИКА» состоит из четырех отделов во главе с директором и заместителем директора по персоналу: корпоративный учебный центр, отдел подбора и развития, отдел компенсации и льгот, группа по работе с персоналом.
Компания имеет свои филиалы/заводы, региональные склады, зарубежные подразделения, каждые из них имеют свой отдел по работе с персоналом, которая непосредственно сотрудничает с отделами кадровой службы ШК и находиться в функциональном подчинении у директора по персоналу корпорации. Кадровая служба ШК взаимодействует с такими отделами по средствам различных регламентов, указаний, приказов, других нормативных документов, создаваемых в кадровой службе ШК, таким образом, кадровая служба ШК создает и следит за исполнением единой кадровой политики в пределах всей корпорации.
Взаимодействие между отделами кадровой службы и другими отделами осуществляет через непрерывный поток информации по средствам единой базы данных «Монолит», интернет портала «Диалог» и телефонных переговоров, кроме того руководители отделом периодически организовывают выездные встречи и делятся имеющимся опытом. В «Монолите» сосредоточена вся информации о сотрудниках Компании Штаб Квартиры, так и её филиалов, дочерних фирм и представительств, что способствует достижению синергетического эффекта в рамках всей компании.
Отделы кадровой службы выполняют главную задачу компании, которая заключается в создании идеальных условий для работы каждого сотрудника. Отдел компенсации и льгот выполняет поставленную задачу по средствам создания социальные программ. Социальные программы ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» отличаются своим разнообразием и масштабом выбора. Социальный пакет компании считает одним из лучших в стране, социальные гарантии по которому закреплены в трудовом договоре.
Отдел подбора и развития ставит перед собой цель развивать сотрудников в тех областях, где они могут принести наибольшую пользу. В ситуации, когда внутренних ресурсов недостаточно, компания ориентируется на внешний поиск и привлекает специалистов из других крупных FMCG-компаний для внедрения нового опыта и свежих идей. Информацию о существующих вакансиях каждый сотрудник может найти на корпоративном портале или на доске объявлений. Компания также осуществляет электронную почтовую рассылку со списком вакантных должностей.
В Корпоративном учебном центре «БАЛТИКИ», как и в других корпорациях применяются разнообразные формы обучения: начиная с индивидуального коучинга и заканчивая бизнес-симуляциями. Корпоративный учебный центр также активно сотрудничает с ведущими российскими школами пивоварения. Кроме того, «Балтика» практикует обучение в Дании, на предприятия компании Carlsberg и ротацию персонала в пределах корпорации. Располагая собственной системой обучения и стабильно работающей инфраструктурой по передаче знаний, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» отличается уровнем профессионализма своих сотрудников.
Группа по работе с персоналом занимается делопроизводством и внедрением новых программ по делопроизводству. Через данный отдел проходит вся документация персонала. Оформляются приказы о приеме, переводе и увольнении персонала, графики отпусков, штатное расписание и многое другое.
Пивоваренная компания «Балтика» проводит эффективную политику в области управления персоналом и позиционирует себе как один из лучших работодателей в стране. Корпорация предоставляет исключительный социальный пакет, особую систему обучения и карьерного роста.
Сильная позиция, в том числе и на рынке труда, дает "Балтике" серьезные конкурентные преимущества. Она помогает привлекать и удерживать лучших сотрудников.
Список используемой литературы
1) Порублев, М., Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007, – 267 с.
2) Адамчук, В. В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов [Текст] / В. В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ., 2000. – 407с.
3) Амельченко, А. В., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. [Текст] / А. В. Амельченко – СПб.: СПбГИЭУ., 2004. – 113 с.
4) Архипов, А. И. Экономика труда: учебник [Текст] / А.И. Архипов. – «Экономика»., 2009. – 558 с.
5) Балабанова, А. В. Макроэкономика: механизмы повышения качества роста: Учебное пособие [Текст] / А. В. Балабанова. – М.: Высшая школа, 2008. – 373 с.
6) Богдановская Л. А., Виноградов Г. Г., Мигун О. Ф. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 6-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 363 с.
7) Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 2001 – 152 с.
8) Бухалков М. И.
Организация и нормирование
9) Бычин В. Б., Малинин С. В., Шубенкова Е. В. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов / Под редакцией Одегова Ю. Г. – 3 изд. Перераб. И доп. – М: «Экзамен», 2005 – 464 с.
10) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 528 с.
11) Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Как эффективно управлять организацией? – М.: Бератор-Пресс, 2007. – 160 с.
12) Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Как эффективно управлять организацией? – М.: Бератор-Пресс, 2008. – 160 с.
13) Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 336 с.
Информация о работе Характерные особенности управления персоналом в корпорациях