Цели и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим
нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее.
И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием
товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и
информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко
всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и
других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1. Понятие целей и стратегии и факторы, их определяющие……………...6
1.1 Назначение организации , ее цели и основные задачи………………....6
1.2 Содержание и факторы, определяющие стратегию…………………...10
2. Общая концепция стратегического управления…………………….......14
2.1 Сущность стратегического управления…………………………….......14
2.2 Общие принципы разработки стратегии организации…………….......18
2.3 Основные этапы стратегического управления…………………………23
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая по менеджменту.docx

— 96.78 Кб (Скачать файл)

            Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления. Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем. Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. B предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений. Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

            Архитектонику организации составляют: технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности; оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации; уровень организации производства; структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения; организационные задачи отдельных групп и лиц; внутренние коммуникации и процедуры; организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.

            Качество персонала определяется: отношением к изменениям; профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.; умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности; умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений; мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление.

            Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.[4]

            Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. Выделяют три группы объектов стратегического управления: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.[1]

            В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений). Стратегическое хозяйственное подразделение – это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется директором, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП. Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом.

            Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предметом стратегического планирования и управления являются:

1. Проблемы, прямо связанные  с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы  в будущее и, как правило, направлены  на повышение эффективности деятельности  организации путем обеспечения  взаимосвязи целей, ресурсов и  результатов. Поэтому решения о  создании новых или ликвидации  старых производств, освоении новой  продукции, технологии или новых  рынков носят стратегический  характер. Решения, относящиеся к  экономии материальных, энергетических  или трудовых ресурсов, имеют  частный характер и не относятся  к стратегическим.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом  организации, если этот элемент  необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует  или имеется в недостаточном  объеме. В практике стратегического  управления решение относится  к стратегическим проблемам, если  планируется разработка и выпуск  новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. п.

3. Проблемы, связанные с  неконтролируемыми внешними факторами. Проблемы стратегического управления  чаще всего возникают в результате  воздействия многочисленных внешних  факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться  в выборе стратегии и направлении  развития, важно определить, какие  экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы  оказывают влияние на будущее  организации. Организация постоянного  мониторинга внешней среды –  важное условие эффективности  и конкурентоспособности организации.

            В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое –"регулярное стратегическое управление" – является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.

            Второе направление развития стратегического управления называют "стратегическим управлением в реальном масштабе времени" и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии.[4]

 

2.2 Общие принципы разработки стратегии организации

            Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.

            Философия организации включает в себя следующие элементы:

- основной замысел, отражающий  цели организации, ее стратегию  и направленность деятельности;

- описание организации  – ее история, параметры, возможности  и преимущества, стратегические  цели и способы их реализации  в современных условиях, мотивы  деятельности, девиз;

- философия заказчиков  – целевые группы, их интересы, сбытовая политика;

- внутриорганизациинная политика – основы управления организацией, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента;

- связи с партнерами  – капиталовложения, финансовая  политика, снижение уровня риска, распределение прибыли;

- отношение с другими  организациями – выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения  в развитие региона.

            Предпринимательская философия в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития организации. Послание, устанавливающее границы деятельности, обычно публикуется в печати. В нем указывается область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки сбыта продукции и технология ее изготовления. Послание также может содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

            Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии являются неотъемлемой частью "паблик рилейшнс" (общественных связей) организации. Они отражают этику ее менеджмента, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.

            В соответствии с этической направленностью различают следующие виды стратегии:

- ориентированную на акционеров – максимальный учет интересов всех акционеров;

- привилегированную – ориентация в основном на интересы менеджеров и менеджмента;

- ограничительную – максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;

- социально-гармоничную  – стремление в первую очередь  обеспечить социальную гармонию  в трудовом коллективе;

- жесткую – ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров;

- персонифицированную – создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов организации.

            Подобные этические принципы находят отражение главным образом в американском и японском менеджменте. Вместе с тем они завоевывают все большую популярность и в Европе, прежде всего в управлении крупными организациями. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента той или иной организации в соответствии с так называемой концепцией 7С (структура организации, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).

            Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

            Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел – не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки. Процесс постановки стратегических целей представлен на рис. 3.2.1.

Рис. 2.2.1. Процесс формирования и контроля стратегических целей

 

            Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.

            В крупных организациях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического управления. Обычно различают три таких стиля – жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.

           При стратегическом планировании в транснациональных корпорациях, ориентированных на экспорт продукции, чрезвычайно важен так называемый интеркультурный менеджмент. Речь идет об учете комплекса факторов, формирующих организационную культуру организации, создающую ее имидж как в региональном, так и международном плане (рис. 2.2.2).

 

Рис. 3.2.2. Факторы организационной культуры организации

            Задача управления, в частности планирования, состоит в том, чтобы отдельные факторы способствовали реализации стратегии организации. Их следует учитывать в ходе стратегического управления и воплощать в жизнь прежде всего руководителям высшего и среднего звена.

            Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии прежде всего необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий – 33, информации о методах производства – 6, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии организаций – 5%. [5]

 

 

 

 

 

 

2.3 Основные этапы стратегического управления

          Основными этапами стратегического управления являются:

1. Определение сферы бизнеса  и разработка назначения фирмы.

2. Трансформация назначения  фирмы в частные долговременные  и краткосрочные цели деятельности.

3. Определение стратегии  достижения целей деятельности.

4. Разработка и реализация  стратегии.

5. Оценка деятельности, слежение  за ситуацией и введение корректирующих  воздействий.

            Взаимосвязь этих этапов показана на рис. 2.3.1.

Рис.2.3.1. Процесс стратегического менеджмента

            Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:

Информация о работе Цели и стратегия организации