Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка
Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.
Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека.
Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.
В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.
Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.
Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.
Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.
Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения . Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.
В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.
Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.
В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.
9. Типы организационных структур управления
Иерархические структуры. Механистическая бюрократия. Административный компонент. Проблемы, связанные с механистической бюрократией. Проблемы координации в административном центре. Адаптационные проблемы топ - менеджера. Профессиональная бюрократия. Децентрализация в профессиональной бюрократии. Проблемы дивизиональной формы. Проблемы концентрации власти. Адаптивные структуры управления: проектные, матричные, сетевые.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
организационная структура
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 1 Функциональная структура управления
На рис. 1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой
структуре нарушен принцип
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2).
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 16 функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 17. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рис. 3. Дивизиональная структура управления
Матричная структура (рис. 4, 5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рис. 4. Матричная структура
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
Рис. 5. Матричная структура управления по проектам
10. Проектирование конфигурации организационных систем
Эволюционный подход к понятию организации. Понятие проектирования, современные тенденции проектирования. Механизм проектирования. Норма управляемости и факторы, ее определяющие. Матрица ответственности. Критерии эффективности организационной структуры
Организационное проектирование как процесс- это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью организационного проектирования является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания разработанной организационной, производственной системы.
Процесс организационного проектирования - целенаправленная последовательность актов принятия проектных решений, приводящая к построению проектируемой организационной системы.
Реализация процесса организационного проектирования требует использования соответствующей технологии.
Технология проектирования - это последовательность действий, позволяющая технически выполнить проектирование заданного объекта; содержит ряд обязательных составляющих, которые приведены в типовой схеме процесса проектирования.
Процесс организационного проектирования:
Выявление потребностей предполагает установление самого факта существования проблемы, в соответствии с которой должно быть предпринято проектирование.
Постановка задачи включает детальное описание организационной системы, подлежащей проектированию, и представляет собой чёткую формулировку потребности и служит заданием на проектирование.
Синтез и анализ. Характер этих этапов проявляется в том, что вначале проектировщик определяет концептуальную основу какого-либо элемента создаваемой системы, затем эта концепция подвергается анализу, усовершенствованию и повторному воплощению в проектное решение. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не будет получено оптимальное решение. Спроектированные элементы и подсистемы синтезируются в рамках окончательного проектного решения.
Оценка результатов
Разработка организационного проекта состоит из 3 крупных этапов: предварительная подготовка, собственно проектирование и внедрение проекта.
1.Предварительная подготовка
2.Проектирование организационных систем осуществляется в две стадии: технический проект и рабочий проект.
1)На стадии технического проектирования работа ведется на основе утвержденного технического задания: разрабатываются основные положения, принципы ее функционирования, методы содержания подсистем и т.д.
2)Стадия рабочего проектирования
предполагает разработку рабочей документации:
разрабатываются все структурные схемы,
выполняются необходимые организационно-плановые
расчеты, формируется нормативная информационная
база.
3.На этапе внедрения организационного проекта осуществляется обучение и психологическая подготовка персонала, вводятся в действие новые инструкции и положения, перестраивается производственная и управленческая структуры.
Методы организационного проектирования:
1.Оригинальное проектирование - все виды проектных работ ориентированы на создание индивидуальных проектов. Для каждого конкретного объекта разрабатывается проект организации, в максимальной степени учитывающий особенности этого объекта.
2.Типовое проектирование - создание для каждого из компонентов системы законченного проектного решения, которое затем с некоторыми модификациями используется при проектировании организационной системы.
3.В настоящее время распространенным является использование систем автоматизированного проектирования В его основе - модельный метод, применение которого предполагает построение и поддержание глобальной модели организационной системы.
11. Концепция управления маркетингом
Основы проектирования маркетинговой системы на предприятии. Комплексное исследование товарного рынка. Сегментация рынка. Отбор целевых рынков и формирование товарной политики и рыночной стратегии. Виды маркетинговых стратегий. Товар в системе маркетинга. Основные стратегии ценообразования. Проектирование эффективных коммуникаций в маркетинге.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.