1. Линейный тип процесса
управления характеризуется стро-гой
последовательностью осуществления его
этапов и используются тогда, когда есть
полная и достаточная определенность
относительно цели воздействия, ситуации
и т.д., когда есть возможность полного
осуществления каждого из этапов в рамках
работ, присущих этому этапу. Чаще всего
линейный тип процесса управления используется
по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся
либо элементарным.
2. Корректируемый тип
процесса управления характеризу-ется
необходимостью дополнительной корректировки
каждого из этапов процесса управления
после прохождения последующего этапа.
Этот тип используется в том случае, когда
существует недостаточная определенность,
которую можно устранить лишь после прохождения
последующего этапа процесса управления
посредством корректировки уже пройденного
этапа.
3. Разветвленный тип процесса
управления заключается в методологическом
разделении работ по частям
на определенных этапах. Он используется
тогда, когда отсутствует возможность
обобщенной оценки ситуации и
выделения главной ключевой проблемы
либо принятия единственного
решения по данной ситуации. Тогда
осуществляется многоаспектная оценка
ситуации. При этом по каждому аспекту
допускается выделение отдельной проблемы,
после чего возможно либо нахождение в
соответствии с данным целой серии решений,
либо принятие одного комплексного решения,
но включаю-щего найденный спектр решений
по каждому из аспектов состояния системы.
4. Ситуaционный тип процесса
управления характеризуется тем, что
он возникает как бы по ситуации, при которой
из неё же главным образом исходят и поиск
проблемы, и разработка решения. Он используется
в условиях неопределенности относительно
цели воздействия, которая устраняет после
прохождения последующих этапов. В этом
случае сначала формулируется предварительная
цель воздействия, к уточнению которой
возвращаются после оценки ситуации, определение
проблемы или даже разработки решения.
Такой тип процесса управления нельзя
считать бесцельным, он все равно начинается
с уяснения цели, но только в общих её контурах
с последующим её уточнением и конкретизацией.
В реальных условиях бывают случаи, когда
не представляется возможным достаточно
полно и определенно сформулировать цель
воздействия за недостатком времени, или
при недостаточности необходимой информации,
оригинальности, не типичности цели.
5. Поисковый тип процесса
управления, в отличие от предыдущего
типа, исходит из полной ясности
цели воздействия, невозможности
достаточно хорошо оценить существующую
ситуацию относительно данной
цели и, следовательно, сформулировать
основную проблему.
14 Процесс управления
складывается из чередования определенных
этапов и проявляется как непрерывная
последовательность целенаправленных
действий аппарата управления и руководителя
для достижения определенных результатов.
По нашему мнению
процесс разделения на этапы
является определенным аналитическим
инструментом, который позволит
выявить как закономерности процесса
управления, так и выделить те
пути, которые будут способны
его определенным образом усовершенствовать.
Исходя из всего
вышесказанного, можно определить
этап процесса управления как
совокупность управленческих оп6ераций,
действий, который характеризуется
качественной определенностью и
однородностью и отражает необходимость
их существования [3, с. 23].
Традиционно управленческий
процесс представлен в виде
последовательно сменяющих друг
друга этапов, таких как целеполагание,
оценка ситуации, определение проблемы,
выработка управленческого решения.
2
Целеполагание
Иной взгляд на рассматриваемую
проблему содержится у О. С.
Виханского и А. И. Наумова [3, с. 41].
По мнению данных
авторов, логическая схема процесса
управления имеет следующий вид.
Исходным началом развития процесса
управления является появление
новых целей и структурирование
новых задач. Поэтому целеполагание
можно рассматривать в качестве первого
шага к логической схеме развития управления
как процесса.
Вторым шагом в этой
схеме является выработка в
системе управления реакции на
новые задачи – реакции, которая
должна привести к развитию
процесса управления.
По мнению авторов,
возможно появление трех типов
реакции, которые наиболее рельефно
выделяются из всего многообразия
отличающихся отдельными нюансами
реакций, встречающихся в реальной
практике преобразования управления.
Первый тип – попытка
ничего не менять в управлении
либо провести небольшие, частичные
изменения, основные внимание
сконцентрировать на выявлении
причин, требующих изменения, на
их устранении.
Второй тип – стереотипный
подход к решению возникающих
задач. Это чаще всего попытка
решать управленческие задачи
практически независимо от их
содержания, природы и динамики
с помощью ранее оправдавших
себя подходов к преобразованию
системы управления. Наиболее широко
распространенным такого рода
стереотипным подходом к решению
любых новых задач является
проведение организационных перестроек
в управлении, создание новых
управленческих органов.
Третий тип – комплексная
перестройка системы управления
в соответствии с содержанием
и сущностью новых задач, возникающих
перед управлением, и возможностью
преобразования управления.
Третьим шагом логической
схемы развития управления является
перестройка основополагающих начал,
на которых строится система
управления. Это предполагает проведение
принципов, положенных в основу
системы управления, в соответствие
с сущностью и содержанием
задач, которые стоят перед
управлением.
После того, как в
системе управления происходит
формирование новой подсистемы
принципов, наступает следующий
шаг – шаг перестройки структуры
и элементов системы управления.
Часто данный шаг рассматривается
в качестве эквивалента собственно
процесса управления, потому, что
именно перестройка структуры,
методов управления, кадров управления
и рассматривается как процесс
управления. На самом деле это
только наиболее заметная часть
перестройки, но не наиболее
значимая, потому, что, даже если
и будут допущены на ошибки
на данном шаге, система управления,
полностью готовая к развитию,
в ходе изменения найдет в
себе силы, возможности устранить
эти ошибки [3, с. 42].
Перестройкой структуры
и элементов в системе управления
логическая схема развития управления
не завершается. Остается один,
завершающий шаг – закрепление
в процессе управления новых
качеств и свойств, привитых
ему в процессе изменения. Это
предполагает, во – первых, соответствующее
развитие информационно – поведенческой
подсистемы. Во- вторых, на данном шаге
проводится регулярное изучение хода
развития и анализ результатов мероприятий,
проводимых в рамках перестройки.
Это необходимо для
того, чтобы реально осознавать
состояние развития управления,
так и для того, чтобы постоянно
раскрывать тормозящие факторы,
вновь возникающие тенденции
в развитии управления, новые
возможности ускорения развития
и закрепления достигнутых результатов.
В – третьих, на данном шаге
осуществляется целенаправленная
корректировка как всего процесса управления,
так и его отдельных составляющих. Корректировка
осуществляется с целью отказа от неоправдавших
или невозможных для полноценной реализации
направлений развития управления, а также
проведения новых, ранее не предусмотренных
преобразований управления, целесообразность
и необходимость которых возникла в процессе
его развития.
Таким образом, приведенная
логическая схема развития управления,
которая была предложена О. С. Виханским
и А. И. Наумовым [3, с. 43] показывает, что
управление далеко не однозначный процесс,
требующий постоянного соотнесения действий
по преобразованию управления с задачами,
стоящими перед управлением, а также возможностями,
которыми располагает организация в целом
и существующая в ней система управления
в частности.
Необходимо также отметить
то обстоятельство, что выделение
тех или иных этапов процесса
управления необходимо с учетом
определенных аспектов процесса.
К ним в частности
относятся следующие аспекты.
Организационный аспект
процесса управления проявляется
в последовательности использования
организационных рычагов воздействия.
В связи с использованием данного
аспекта, можно выделить следующие
этапы: регламентирование, нормирование,
инструктирование, ответственность
[6, с.5].
Функциональный аспект
процесса управления проявляется
в последовательности реализации
основных функций управления. В
соответствии с данным аспектом
в процессе управления можно
выделить следующие этапы: планирование;
организация; активация; регулирование,
координация; контроль [2, с. 7].
Информационный аспект
процесса управления представляет
собой весь комплекс операций
по преобразованию, очистке информации,
выполняемых в определенной последовательности
и взаимосвязи с целью перевода
системы из одного состояния
в другое.
Информационный аспект
процесса управления проявляется
в последовательности выполнения
информационных работ в процессе
управления. В связи с данными
посылками с использованием информационного
подхода выделяются следующие
этапы в процессе управления:
этап поиска информации; этап
комплектования информации; этап
обработки и передачи информации.
И, наконец, последним
аспектом, который оказывает влияние
на выделение тех или иных
этапов вы процессе управления
является экономический аспект в
процессе управления. Экономический аспект
в процессе управления находит свое выражение
в использовании ресурсов производства.
Экономический аспект процесса управления
можно выразить через существование следующих
этапов: установка экономических потребностей;
оценка наличия ресурсов; распределение
ресурсов, использование ресурсов.
Таким образом, можно
сделать следующие выводы.
Процесс управления
складывается из чередования
определенных этапов и проявляется
как непрерывная последовательность
целенаправленных действий аппарата
управления и руководителя для
достижения определенных результатов.
Традиционно в качестве основных
этапов процесса управления выделяют
следующие: целеполагание; оценка ситуации;
определение проблемы; управленческое
решение. Однако, такими авторами, как
О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается
иная логическая схема, которая отражает
кардинально новый подход к выделению
этапов в процессе развития управления.
Также определенные
особенности в выделении тех
или иных этапов процесса управления
связаны с существованием таких
аспектов управления, как экономический,
организационный, функциональный, информационный.
15 –
16 Ресурсы – это потенциал
организации. Их стратегическое значение
состоит: в заключающихся в них возможностях
разрабатывать оптимальную для субъекта
стратегию (источник формирования); в принципиально
возможном воздействии на внешнюю среду
организации (характер использования);
в специфически стратегической постановке
цели субъекта (направления действия).
Роль
человека в процессах управления.
Рассмотрим распределение функций
между человеком и компьютером
при применении информационной технологии
моделирования поведения сложных
систем — производственных, организационных,
государственного управления и другое.
При моделировании поведения
проверяется достижимость поставленных
целей, исследуется динамика потоков
ресурсов, прогнозируются кризисные
ситуации, определяются риски и т.
п.
Технология моделирования поведения включает
решение ряда задач, в том числе:
• создание целевой модели системы, определяющей
структуру и динамику показателей, на
основе которых оценивается функционирование
системы;
• построение и анализ сценариев достижения
целей на основе «операционных» моделей,
отображающих динамику процессов, протекающих
в системе;
• построение и анализ динамических моделей
потоков (финансовых, материальных, энергетических
и др.), циркулирующих в системе и между
системой и внешней средой
17 Информация – это сведения,
получаемые из различных источников, которые
необходимо получить, изучить и исследовать,
отвергнуть или принять, проверить и при
необходимости перепроверить, превратить
в ресурс, принять решение по его использованию
и с прогнозировать ее общую выгоду (экономическую,
социальную, технологическую, политическую
и т.д.).
Передаваемая людям
информация может иметь различные
цели в зависимости от видов
деятельности в организации:
информирование;
оценка результатов;
убеждение, приказ;
генерирование информации другого
вида (ложь, сплетня, бытовая, социальная,
рыночная и т.д.).
Менеджеры могут оценивать
вероятные выгоды от наличия информации
или возможные потери вследствие
ее отсутствия. Ценность информации в
значительной степени зависит от
способа и скорости ее передачи,
периодичности и достоверности.
Способы передачи информации
людям основываются на ощущениях (зрение,
слух, вкус, обоняние). В организациях
используется, главным образом, визуальная
и звуковая информация. Скорость передачи
и приема информации может быть выражена
во времени, необходимом для понимания
конкретной ситуации.