Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.
Технополис - специально созданный комплекс в одном регионе. Возле центра научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл.
В отличие от технопарка технополис создается (строится) специально и он включает обязательно весь комплекс работ инновационного процесса. Разновидностью технополисов являются региональные агломерации, отличающиеся комплексностью, большой территорией, нерегулируемостью процессов, активизацией венчурного капитала.
По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные.
Пример монопрофильного наукограда – Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр – Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино с ГНЦ ИФВЭ, хотя здесь в последние годы появляются предприятия различного профиля.
Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка – научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики.
Наиболее характерным примером комплексного наукограда является Дубна, где, кроме Объединённого института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет.
Наукограды Подмосковья имеют весьма широкий спектр специализаций как в фундаментальной, так и в прикладной науке:
ракетно-космические технологии – Королёв, Химки, Балашиха;
центр авиационной науки – Жуковский;
фундаментальные исследования в основном сосредоточены в Дубне, Протвине, Пущине, Троицке, Черноголовке;
испытательные и метрологические комплексы – в Белоозерском, Жуковском, Красноармейске; центры радиотехники и электроники – в Зеленограде и Фрязине;
центры двойных технологий – в Дзержинском, Климовске;
микробиология и биотехнология – в Пущине и Оболенске.
Управление качеством
Сущность качества и управления им.
Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей.
С точки зрения объекта и области его изучения качество можно подразделить на:
Большое внимание, которое уделяется проблемам качества, обусловлено наличием конкурентной среды. Основной объект конкуренции в условиях рыночной экономики – это потребитель. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по своему собственному желанию. Каждый раз, когда покупатель приобретает тот или иной товар, он оказывает влияние на его производство. Тем самым потребитель указывает, что следует производить. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель.
Современная система менеджмента качества основана на след. принципах:
1. политика в области
качества должна быть частью
общей политики предприятия; менеджмент
качества является сквозным
2. качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
3. ответственность за качество должна быть адресной;
4. для реального повышения
качества нужны новые
5. повысить качество можно
только усилиями всех
6. контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат.
Управление качеством – методы, применяемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно—конструкторским, контрактным и другим требованиям.
Управление качеством продукции должно происходить системно, т. е. в организации, фирме должна работать система управления качеством продукции, являющаяся организационной системой, точно распределяющей ответственность, операции, средства и материалы, нужные для управления качеством.
К основным инструментам контроля качества можно отнести:
1) контрольные листы;
2) диаграммы Парето;
3) диаграммы причинно—
4) гистограммы;
5) контрольные карты;
6) диаграммы рассеивания;
7) стратификация.
Основные методы управления качеством.
Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества.
Можно выделить следующие методы управления качеством:
Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
Организационно-
Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества.
Статистические методы управления качеством:
Сферы приложения методов управления качеством.
Методы управления качеством находят применение в различных областях: в процессе разработки продукта (продукции), в ходе технологической подготовки производства, в ходе производства при возникновении различных проблем.
Методы управления качеством используются при управлении любой компании или фирмы и позволяют анализировать проблемы, возникшие в ходе их деятельности. Они позволяют следить за различными процессами, например, за выполнением заказа потребителя, осуществлять программу обеспечения получения потребителем гарантированного заказа. Рассмотренные методы управлением качеством используются в различном бизнесе: в гостиничном, торговом, почтовом, в сфере общественного питания и др. Методы управления качеством позволяют контролировать весь процесс взаимодействия «Поставщик–Потребитель», проверить уровень потребительской удовлетворенности. Результаты обследования степени удовлетворенности потребителей являются главным компонентом в процессе самоконтроля компании, фирмы, которые должны постоянно улучшать свою деятельность. Самоконтроль позволяет компании определить стратегическое направление своей деятельности в борьбе за потребителя.
Основные показатели качества и методы их определения.
Квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:
-факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
-факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
-факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:
по количеству характеризуемых свойств |
единичные, комплексные и интегральные показатели |
по отношению к различным свойствам продукции |
показатели надежности, технологичности, эргономичности и др. |
по стадии определения |
проектные, производственные и эксплуатационные показатели |
по методу определения |
расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели |
по характеру использования для оценки уровня качества |
базовые и относительные показатели |
по способу выражения |
размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами |
Стандартизация и сертификация качества.
Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. Основными регламентирующими документами являются сертификат соответствия, ГОСТ (нормативный документ) и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:
1) единства измерений;
2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;
3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее.
В зависимости от масштаба применения стандарты подразделяются на:
Кроме того, требования к качеству конкретного вида продукции могут устанавливаться в нормативных документах, которые называются техническими условиями.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Именно сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукта (процесса, услуги) заданным требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.