Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.
Высшая ступень развития форм регуляции – управление. В системах имеется целый ряд регуляторов, подчиненных друг другу. Поскольку регуляция как процесс – это изменение взаимосвязи элементов системы, направленной на ее сохранение, то управление может быть охарактеризовано как процесс передачи информации по каналам связи, при котором поддерживается и усиливается функциональный характер свойств этих элементов.
Взаимодействие организации со средой требует выработки определенной стратегической линии.
1. Демпфирование. Принимает форму накопления материалов и оборудования для будущего использования. Если техническое ядро стабильно, то демпфирующие усилия направлены на то, чтобы сила воздействия среды стала бы минимальной.
2. Сглаживание. Похоже
на демпфирование, но стоит ближе
к требованиям среды. Сглаживанием
организация стремится
3. Прогнозирование.
Организации специально
4. Рационирование.
Нормирование ресурсов, распределение
продуктов строго по
7)Принципы системного подхода.
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Основные принципы системного подхода
8)Норма управляемости организации (сфера контроля)
Под нормой управляемости (диапазоном руководства) понимается то число подчиненных, которыми эффективно может управлять один руководитель. Диапазон руководства необходим для осуществления руководителем систематической эффективную интеграцию деятельности подчиненных. В теории организации зависимость между объемом контролируемых данным руководителем отношений и количеством подчиненных получила название: формула Грайкунаса.
C = n (2n/2 + n - 1),
где: С - объем контролируемых взаимоотношений;
n - количество подчиненных одному руководителю.
В результате по
вышеприведенной формуле в
Ограничение числа подчиненных приводит к увеличению уровней управления.
В теории и практике управления считается, что на высших этажах управленческой иерархии количество подчиненных не должно превышать 5 -7 человек (в некоторых сферах до 9). На нижних этажах управления оптимальное число подчиненных ограничивается размером малой группы 10 -12 человек, а максимальное25 - 30 человек.
9)Характеристика
Рационально сформированная организационная структура обеспечивает эффективность процесса управления. С этих позиций «структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента».1
Основой для структуризации системы на элементы служит иерархия целей системы, которая возникает в результате декомпозиции главной цели. Каждый элемент системы появляется постольку, поскольку он способен решать определенную цель под выделенные для этого ресурсы. Иерархия целей определяет способ соподчинения элементов системы и их организационный статус.
Организационная структура управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие её как единого целого.
Основным параметрам организационной структуры относятся:
Специалисты по управлению к внутренним компонентам организационной структуры, определяющим их типологию, относят:
а) степень централизации-децентрализации механизма управления;
б) степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);
в) степень формализации механизма управления.
Степень выраженности этих компонентов в их сочетании определяют степень адаптивности конкретной структуры к внешним условиям функционирования предприятия, что позволяет, с известной степенью условности, отнести её к механическому или органическому типам структур управления.
Функциональная структура | ||
Особенности |
Преимущества |
Недостатки |
1 Каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных функций 1 Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений 1 Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач 1 Используется на небольших предприятиях при устойчивом производстве узкого ассортимента однородных продуктов |
1 Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, наделенных властными полномочиями, позволяет свести до минимума численность аппарата управления, что обеспечивает экономичность такой структуры 1 Освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством |
1 Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 1 Отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами 1 Снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей 1 Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место |
Линейно-функциональная структура | ||
Особенности |
Преимущества |
Недостатки |
1 Обеспечивает такое разделение управленческого руда, при котором линейные руководители принимают решения, а функциональные готовят информационную базу для принятия решения (консультируют в разработке конкретных вопросов) 1 Особое внимание уделяется определению статуса функциональных служб и порядку их взаимодействия с линейными руководителями 1 Наиболее эффективны в условиях массового или крупносерийного производства 1 Необходима четкая регламентация ответственности и полномочий руководителей разных уровней и подразделений, соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей. |
1 Освобождение линейных руководителей от решения функциональных вопросов 1 Единство и четкость распорядительства 1 Четкая система взаимных связей между руководителями и подчиненными 1 Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 1 Получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами 1 Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения |
1 Слабая инновационная активность 1 Узкая специализация каждого звена, что приводит к трудностям поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 1 Аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению не только стратегических задач, но и оперативных, как следствие иерархии подчинения 1 Возможна потеря управляемости при придании функциональным службам права распорядительства без соответствующей регламентации ответственности |
Управленческие решения
Сущность и функции управленческих решений. 1.Управленческое решение – выбор альтернативы; 2.
Управл.решение – рез-т 3.
Управл.решение – волевой, интеллектуальный
акт лица, принимающего решения,
наделенного полномочиями и Грамотно принятое решение включает в себя 3 элемента: цель действий (желаемый, но абстрактно мыслимый рез-т); способ достижения цели (путь, кот. надо пройти для того, чтобы достичь цели); ресурс (финансы, персонал и т.д., необходимый для достижения способа и цели действий). Ф-ции управл. решения в процессе управ-я: -
любое управл.решение – начало
любого очередного цикла управ- - системообразующая - все действия в управлении управл.решение приводит в систему; - целенаправленная - управл.решение придает процессу управления целенаправленность; - организующая функция - управл.решение организует весь процесс управления. Классификация управленческих решений. Наиболее
прагматическая (на практике как критерии истины и смысловой зн 1) по уровню управления,
на котором принимается 1.1. стратегические решения – направленные на выявление стратег. целей развития орг-ции, выявление способов и взыскания ресурсов для достижения целей;
1.2. тактические решения
– решения по управлению 1.3. оперативные решения – решения, принимаемые на первичном уровне управ-я, направленные на поддержание раб. мест в исправном состоянии и на подачу на эти места всех необходимых ресурсов (расстановка персонала). 2) по сложности решаемых проблем: 2.1. рутинные решения – повседневные, по инструкции - первичный уровень; 2.2. силликтивные решения – выбор готовых решений – сред. ур-нь (оператив.) управ-я; 2.3. адаптивные решения – ранее принятые решения, адаптированные к ситуации (решение нестандартных проблем) – средний уровень (оперативный) управления; 2.4. инновационные решения
– решения новых проблем, для
которых нет решения – 3) по степени обоснованности решения: 3.1.интуитивные – принятые в предположении собственной правоты, т.е. исходя из собственного видения; 3.2. основанные на суждении – в основе кот. лежат рассуждения по логической цепочки («Если сделаю это, то будет….» - основой явл. качественные показатели) 3.3. обоснованные решения – которые обосновываются с привлечением кол-ных методов оценки (основа – цифровые данные). 4) по методу выработки: 4.1. индивидуальные – принятые одним человеком; 4.2. коллективные решения – принятые коллективом; 4.3. коллегиальные – те, которые готовятся коллективом, но принимаются одним человеком (руководителем). |
Анализ внешней среды и ее влияния на разработку и реализацию альтернатив. Во второй половине 50-х – начале 60-х годов произошло осознание необходимости обеспечения длительного выживания организаций в условиях неопределенности внешней среды. С этого периода связь фирмы с внешней средой стала рассматриваться как одна из главнейших ее характеристик. Данный подход к учету влияния внешней среды основывается на том, что организации полностью зависимы от внешней среды. Внешняя среда – все то, чем руководитель управлять не может. Различают следующие виды внешней среды: - среда прямого действия (конкуренты, потребители, поставщики, гос.власти, партнеры) - среда опосредованного (косвенного)
действия (физико-климатические условия,
гос.власти, система сложившихся
международных отношений и т.д. Анализ деятельности фирм, предприятий и организаций показывает, что все они получают из внешней среды необходимый для их деятельности комплекс ресурсов, поставляют производимую ими продукцию (работы, услуги) потребителям, функционируют с учетом правил, принятых во внешнем окружении, тенденций и событий, имеющих место в обществе и на рынке. Следовательно, что любая организация представляет собой открытую систему. Внешняя среда фирмы, предприятия или организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за их пределами, не поддающихся контролю со стороны фирмы, предприятия или организации и влияющих на возможности фирмы, предприятия или организации устанавливать и поддерживать отношения с субъектами внешнего окружения для достижения своих стратегических целей. Оценка внешней среды должна производится не ради оценки, а для того, чтобы сформулировать выводы, направленные на разрешение управленческой проблемы. При разработке, принятии и реализации управленческих решений необходимо проанализировать все свойства внешней среды. Основные свойства внешней среды организации: объемность, сложность, неопределенность, подвижность, коммуникабельность. |
Основные этапы процесса принятия управленческих решений. Самая простая («идеальная») схема принятия управл. решения включает в себя: 1) появление проблемы –
на ур-е вскрытия несоответ. между
факт. и заплан. состоянием объекта
оценивается проблемная Достоинства модели: простота, короткий путь по действиям для достижения целей, схема посильна лицам со средним уровнем подготовки. Недостатки модели: не раскрывает весь желаемый объем работ для принятия качественного решения, условия пассивного ожидания появления проблемы, не позволяет организовать коллективную работу управленческого аппарата. Развернутая схема принятия решения включает в себя следующие логические шаги: 1) Первый этап - разработка
управленческого решения 1.1. прогноз возможного
развития ситуации; 2.2. прогноз появления
возможных проблем и оценка
времени их наступления; 2.3. выявление
коренного противоречия (проблемы);
2.4. определение приоритетов 2) Второй этап - принятия
управленческого решения: 2.1. представление
руководителю (ЛПР) полного, допустимого
и наиболее предпочтительного
перечня альтернатив, системы показателей,
кот. были оценены, а также результаты
этих оценок; 2.2. оценка руководителем
альтернатив и выбор наиболее
предпочтительной в качестве
возможного решения проблемы; 2.3.
экспериментальная проверка 3) Третий этап – этап
планирования и подготовки 3.1. планирование выполнения
принятого решения; 3.2. подготовка
раб.мест к выполнению Достоинства схемы: позволяет организовать коллект. работу управл. аппарата, охватывает практически весь объем работ. Недостатки схемы: громосткость, схема предполагает высокий ур-нь квалификации управл.аппарата и самого рук-ля . |
Целевая ориентация управленческих решений. Существуют три модели организаций с позиции достижения конкурентных преимуществ: 1. механистическая модель
– представляет собой 2. в конце 30-х г.г. XXв. была разработана вторая модель – организация представляет собой фирму, глав. ролью кот. играет персонал. Задача менеджмента – поиск таких способов мотивации персонала, кот. позволили бы при заданных затратах получить макс. прибыли и за счет этого занять доминирующее положение на рынке, быть устойчивым в конк. борьбе и получать доп. сверхприбыль. Конкур. преимущества заключаются в способе взаимодействия с персоналом. 3. в конце 40-х – начале 50-х г.г. XXв была разработана третья модель – организация представляет из себя открытую систему активно взаимодействующую с внешней средой путем получения из нее источников для развития и размещения в ней рез-тов своей деят-ти. Задача менеджмента – поиск способа взаимодействия с внешней средой, кот. обеспечивало бы при заданных затратах максимум прибыли, лидирующее положение на рынке, контроль цен и доп.сверхприбыль. Конкур. преим-ва - в способах взаимодействия во внеш.среде. 4. в 70-е г.г. XXв - четвертая модель – организация представляет из себя предприятие, состоящее из различ. соц.групп, кот. взаимодействуют между собой и с соц.группами по внеш.среде. Задача мен-та – поиск, установление, формирование соц.групп и связей взаимодействия между ними. Целев. направленность и конкр.прем-ва – в установлении баланса интересов. |
Качество управленческих решений. Качество – совокупность свойств, признаков, благодаря которым явление или объект является таким, каков он есть (в философии). Качество в предпринимательстве определяется как совокупность потребительских свойств (полезность), которые удовлетворяют потребности клиента и общества в целом, благодаря которым товар, услуга, работа могут быть проданы. Для того, чтобы решение было качественным, оно должно отвечать требованиям таким как: - своевременность (оперативность)
– управл.решение принимается
до того, как управл.проблема может
по своим негативным - обоснованность – (понимание решения для всех) принятие решения на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается с использованием научных методов разработки и оптимизации решений; - реалистичность – решение может быть реализуемо (выполнено) с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала (материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны); - альтернативность по
принятию решения и - измеримость управленческого решения – означает, что в принятом решении цель действий, способ и ресурс должны быть выражены количественно т.е. измеримы; - управленческое решение
должно быть направленно на
разрешение ключевых - комплексность – решение должно охватывать разрешение проблемы со всех сторон; - однозначность по трактовки и пониманию - системность - решение
должно представлять систему
действий и рассматривать |
Условия и факторы качества управленческих решений. Качество – совокупность свойств, признаков, благодаря которым явление или объект является таким, каков он есть (в философии). Качество в предпринимательстве определяется как совокупность потребительских свойств (полезность), которые удовлетворяют потребности клиента и общества в целом, благодаря которым товар, услуга, работа могут быть проданы. Факторы, влияющие на качество управленческого решения: 1)обеспеченность процесса принятия решения информации; 2)полнота информации; 3)достоверность информации; 4)всесторонность оценки ситуации и ее сложившейся проблемы; 5)глубина вскрытия проблемы; 6)применение адекватных методов, способов принятия управл. решений; 7)применение научных методов познания и выработки решения; 8)грамотное разделение
управл.труда при принятии 9)выбор адекватной технологии принятия решения; 10)соответствие |
1 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М., 2002. С. 111.