Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:17, шпаргалка
1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Рис. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
Параметры (или детерминанты) Портера:
параметры факторов производства;
параметры спроса в стране;
родственные и поддерживающие отрасли (кластеры);
стратегии управления предприятий или фирм, их структура и соперничество
«Детерминанты конкурентного преимущества страны, или национальный ромб, - это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало при меняются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех составных частях ромба. Преимущество по каждому детерминанту не является показателем конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.
6. Оценка уровня
Конкуренцию стимулирует рынок инноваций, формирующий научные организации, временные научные коллективы, вузы, научно-исследовательские организации. Основными формами осуществления участия инновационной фирмы в рынке новшеств являются наличие научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР, приобретение лицензий на право производства продукции, покупка ноу-хау, технологий и другой интеллектуальной собственности.
Конкурентные стратегии инновационного предпринимательства
Как и анализ спроса, изучение конкурентов осуществляется в три этапа:
1,выявление действующих и потенциальных конкурентов;
2,анализ показателей деятельности и стратегий конкурентов;
3,выявление их сильных и слабых сторон.
Выбор фирмой стратегии поведения зависит от вида ее предпринимательской деятельности и рыночной конъюнктуры.
Предпринимательская стратегия представляет собой детальный план выхода на рынок с нововведением и обеспечение посредством его долгосрочных конкурентных преимуществ.
В условиях острейшей конкуренции научно-исследовательский потенциал фирмы становится решающим фактором в конкурентной борьбе. Ни одна более или менее солидная фирма не может позволить себе игнорировать научно-технический прогресс, не разрабатывать новую технологию и новые товары, не вести активный поиск новых сфер приложения капитала, не создавать новые рынки сбыта. Фирмы вынуждены тратить на эти цели огромные средства, нередко до 10% от общей стоимости реализованной продукции. Кроме размера расходов на НИОКР для характеристики научно-исследовательской базы используются также данные о количестве исследовательских центров и лабораторий, числе исследований и другие сведения.
Конкурентная стратегия инновационной деятельности зависит от того, на каких этапах НТП оказывается роль тех или иных фирм. Принимая стратегическое решение, нужно ответить на вопросы:
Что и в каком количестве производить?
Для кого и когда производить?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, стратегия фирмы должна выработать правила:
. Исследования условий
. Распределение имеющихся ресурсов.
. Взаимодействие с рынками
. Формирование эффективной
. Предотвращение банкротства.
Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование
1. Становление антитрастового
(антимонопольного) законодательства.
Антитрастовое
Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю. В отраслях, где монополистическая власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая власть сформировалась - ликвидировать ее.
Так, начало развитию монопольного
законодательства США положил
институт штата Алабама (1883 г.). В
1889 г. штат Канзас и ещё пять
штатов, приняли законы, которыми
объявлялись противозаконными
Закон Шермана имеет два главных положения: Статья 1 запрещает « любой контракт, союз или сговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами». Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления»1.
В 1914 году как дополнение
к Закону Шермана был принят
Акт Клейтона, который содержал
положения, направленные против
слияния конкурирующих фирм, которые
могли быть частью процесса
создания «трестов» или
Претворение в жизнь антимонопольного законодательства способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию экономики США.
Претворение в жизнь антимонопольного законодательства способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию экономики США.
2. Характеристика
Западноевропейский тип антимонопольного законодательства применяется в Великобритании, Германии, Франции и ряде др.стран и отличается более либеральной позицией по отношению к конкурентному доминированию и монополизации рынков. Этот тип законодательства обычно называется антикартельным - в нем объектом противодействия выступают не всякие союзы предпринимателей, а лишь те из них, которые выступают в форме картелей и существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. Тресты и холдинги, к примеру, не включаются в состав объектов противодействия, так как за ними порой сохраняется право на «заслуженное доминирование», что абсолютно невозможно в американском законодательстве.
В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.
В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции - осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах. Т.е. в Великобритании сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной промышленности.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать вето. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять санкции. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности.
3. Специфика контроля ЕС за соблюдением правил конкуренции, по сравнению с национальным законодательством стран ЕС.
Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции.
Европейская комиссия (European Commission) - исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль cлияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.
В праве ЕС выделяются 4 основные сферы защиты конкуренции:
-Запрет картельных соглашений.
-Запрет злоупотребления доминирующим положением.
-Контроль за слияниями предприятий.
-Контроль за оказанием государственной помощи.
В Европейском Союзе существует два равные права конкуренции: право конкуренции ЕС и право конкуренции стран-членов. Нормы права конкуренции, предусмотренные Договором о ЕС, применяются только тогда, когда выявлены нарушения или угрозы нарушения условий конкуренции на общем рынке и торговли между странами-членами. В отдельных случаях это положение справедливо для всех разделов конкуренции ЕС. В таких случаях европейское право преобладает над внутренним правом. Если же будет установлено, что нормы ЕС по конкуренции нельзя применить, то применяются нормы национального законодательства.
Правила конкуренции применяются как на национальном уровне органами стран-членов, так и на наднациональном уровне - органами ЕС. Однако разрабатываются и принимаются нормы конкуренции только на национальном уровне.
Национальные власти могут принимать меры против заключения соглашений, руководствуясь нормами национального законодательства, даже если положения этих соглашений не противоречит нормам Европейского Союза. Они могут применять также право конкуренции ЕС. Однако решения, принятые национальными органами власти, не должны противоречить решению Комиссии.
Среди национальных правовых органов, применяющих право ЕС, можно отделить специализированные и неспециализированные. К первым относятся антимонопольные органы, которые могут занимать различное место в структуре органов государства. Как правило, национальные антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением национального законодательства о конкуренции, однако в случаях, когда по отношению к национальных предприятий невозможно применить национальное право, а только право конкуренции ЕС, эти органы используются для сбора информации у предприятий, для контроля за соблюдением санкций, наложенных Комиссией.