Шпаргалка по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

МЭСИ ГИА МО.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

 

В неспециализированных национальных органов, участвующих в применении права конкуренции ЕС, относятся судебные органы, прежде суды, рассматривающие споры между субъектами экономической деятельности, а также споры между государством и субъектами экономической деятельности. Чаще всего это суды общей юрисдикции, хотя в некоторых странах существуют специальные органы, которые решают споры между предприятиями (коммерческие суды).

 

 

 

 

4. Современное российское  антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство (АМЗ) - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Основополагающие нормы российского антимонопольного законодательства сформулированы в п. 1 ст. 8 и п.2 ст. 34 Конституции РФ и гласят следующее:

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»

«Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Два основных вида законодательства:

Во-первых, это «классическое» антитрестовское законодательство, которое регулирует деятельность фирм, обладающих крупной долей рынка. Целью антитрестовского законодательства является ограничения действий таких фирм в пользу потребителей, поставщиков и конкурентов хозяйствующего субъекта. Основными актами в этой сфере являются ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г (далее - ФЗ) и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории Российской  Федерации

2. Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике  и пресечению недобросовестной  конкуренции на товарных рынках.

 

 Достижение поставленных целей  реализуется посредством применения  сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие антимонопольного  законодательства РФ

Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Было введено Временное положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции).

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

В 1998 г.Указом Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ. Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.

В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

2001 г. Указом Президента Российской  Федерации № 1091 утратил силу абзац  второй пункта 3 Указа Президента  Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы  другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе (ФАС) принято Правительством России 29 июля 2004 г. В июле 2006 года был принят Федеральный закон - ФЗ №135 «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные этапы развития  антимонопольных органов в РФ.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года.

 С 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,

"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,

"О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О  мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также  нормативно-правовые акты Президента  РФ и правительства.

      Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

       В результате  такой необходимости, российским  правительством в 1999 году было  создано Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике. Его права и возможности  достаточно  широки,  а  статус

соответствует положению аналогичных органов  в  других  странах  с  рыночной

экономикой.

Что касается контроля и регулирования деятельности естественных монополий, то этот вопрос решен в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. следующим образом. Федеральной антимонопольной службе переданы функции по контролю и надзору упраздненного МАП РФ за исключением, как уже было сказано, функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, а также Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Последняя, в свою очередь, преобразована в Федеральную службу по тарифам, функции которой заключаются в установлении тарифов в случаях, когда государственное регулирование цен предусмотрено законодательством. Это означает, что контроль и надзор за деятельностью всех субъектов естественных монополий теперь, как и следовало ожидать, осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги - Федеральная служба по тарифам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация туристского и гостиничного бизнеса

1. История формирования  и развития индустрии гостеприимства  и туризма.

История возникновения гостиниц связана со всевозможными путешествиями, поездками, совершавшимися людьми. И люди, оказавшиеся вдали от мест своего постоянного жительства, должны были заботиться об обеспечении себя питанием, убежищем и отдыхом.

Издавна гостиничное дело и туризм были как две неразрывно связанные друг с другом области общественной жизни. Чтобы хорошо понять проблему взаимозависимости между путешествиями и гостиничным делом, необходимо подробно познакомиться с этими обеими областями, их развитием и организационными формами. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела, и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

В истории развития гостиничного дела различают несколько этапов:

1. до начала 19 века – предыстория  гостиничного дела;

2. начало 19 века - начало 20 века –  зарождение специализированных  предприятий по производству  гостиничных услуг;

3. начало 20 века – до Второй  Мировой войны и до нашего  времени – массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 года. Данное положение распространилось на все гостиницы и мотели и предлагало разделение гостиниц на 7 разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей на 5 разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось 5 категорий: высшая, вторая, третья, четвертая.

 

Размещение – самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

 

Средства и системы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнем сервиса.

 

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели и общежития,

Информация о работе Шпаргалка по "Основы менеджмента"