Экономические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Предмет исследования настоящей работы - анализ системы управления крупнейшего нефтегазодобывающее общества, функционирующее на территории Пермского региона - ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ".

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5
1. Обзор подходов управления организацией …………………...…………...6
1.1. Системный и комплексный подходы к управлению……………………..6
1.2. Ситуационный и процессный подходы в менеджменте.…………………10
2. Анализ деятельности предприятия ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"…………….17
2.1. Общая характеристика предприятия…………….………………………...17
2.2.Анализ экономико-технических показателей деятельности предприятия…………………………………………………………………….18
2.3. Анализ системы управления предприятием……………………………....21
3. Разработка предложений по использованию зарубежного опыта управления предприятиями ….…………………………………………………31
3.1. Предлагаемые мероприятия, описание и обоснование предложений…...31
3.2. Оценка эффективности предложений………………………………….…35
Заключение………………………………………………………………….…..39
Список использованных источников ………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rab_teoria_menedzhmenta_1.docx

— 133.96 Кб (Скачать файл)

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления; на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

 

1.2. Ситуационный  и процессный подходы в менеджменте

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход и процесс управления

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность. Это  подразумевает понимание процесса  управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа, методов  планирования и контроля и  количественных методов принятия  решений.

2. Каждая из управленческих  концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики  в случае, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, - как положительные, так  и отрицательные, - от применения  данной методики или концепции.

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший  отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение  целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих  обстоятельств.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся  в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся  сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организация. Организовывать – значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование – это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль – это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы.

Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Принятие решений. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив – это решение. Следовательно, принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация. Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляют собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также, и, для, того, чтобы, они могли выполняться. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ деятельности предприятия ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"

ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" является дочерним обществом ОАО "ЛУКОЙЛ", образовавшимся в 2004 году путем слияния двух нефтегазодобывающих предприятий ЗАО "УКОЙЛ-ПЕРМЬ" и ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЬ".

Компания ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" совместно с дочерними предприятиями осуществляет добычу нефти и газа в 26 административных районах Прикамья. Группа предприятий ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" владеет 123 лицензиями на пользование недрами с целью поиска, разведки и добычи углеводородов. Разрабатываются 88 нефтегазовых месторождений. Действующий фонд нефтяных, газовых, нагнетательных и водозаборных скважин - 7 190 единиц.

Рисунок 2.1- Структура Группы предприятий "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (на ноябрь 2010 год)

В структуру Группы предприятий ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" входят: нефтедобывающие подразделения: цеха добычи нефти и газа № 1 - 12; дочерние предприятия: ООО "УралОйл", ООО "Аксаитовнефть"; совместные предприятия: ЗАО "ПермТОТИнефть", ЗАО "Кама-ойл".

Наиболее активная добыча нефти ведется в Усольском и Куединском районах, а также на территориях Чернушинского, Частинского и Октябрьского районов.

В последние годы добыча нефти по группе предприятий ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" неуклонно растет. Так, за период 2002-2009 гг. она выросла на 22 % и перевалила рубеж в 12 млн. тонн. В 2009 году добыто 12 миллионов 126 тысяч тонн нефти. Ежегодный рост добычи нефти по группе предприятий ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" в среднем составляет 3 % в год.

 

 

2.2 Анализ экономико-технических  показателей деятельности предприятия  ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"

 

В целях обеспечения соответствия системы управления требованиям бизнеса и дальнейшего динамичного роста производственно-экономических показателей в настоящей работе было предложено:

1) сертифицировать систему  управления ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" на соответствие международным  стандартам качества ISO 9001. В современных системах управления предприятием все более заметную роль играет управление качеством. Качество становится наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности. Для формирования эффективных систем качества необходим осознанный подход, адаптация действующих методик к потребностям самого предприятия и требованиям внешней среды.

2) внедрить в систему  управления ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" методы постоянного совершенствования  системы и структуры управления:

методы выработки и внедрения предложений по оптимизации бизнес-процессов Общества;

оценку эффективности использования аутсорсинга;

Использование предлагаемых методов позволит руководству ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" своевременно решать выявленные проблемы, качественно выполнять решения Компании и позволит улучшить систему управления предприятием в целом

ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" руководствуется в своей деятельности правилами, стандартами и другими нормами, установленными государственными органами власти, Компанией, а также самим Обществом, образующими нормативную базу Общества.

Нормативная база системы управления Общества включает:

- Устав ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ";

- нормативные документы о системе управления Общества;

Информация о работе Экономические методы управления